Найти тему
Планета людей

О правах, обязанностях и гражданах

В свете вчерашнего выступления Путина, появившихся дискуссиях и комментах в сетях, я сформулировал интересную для себя тему, которой хочу поделиться. О том, что такое гражданство, почему это неправильно понимается, и как должно пониматься правильно

Два шага назад

И чтобы понять это, нам надо вернуться немного назад в историю. Ну как немного - лет на 500-700, в средневековье, чтобы понять, кто такие граждане.

Там всё население делилось на две большие группы. Были там зависимые крестьяне, которые были закреплены на земле, подчинялись феодалу-сеньору, ничего особо не имели. Они жили общиной, помогали друг другу.

Крестьянская свадьба на картине Брейгеля
Крестьянская свадьба на картине Брейгеля

А еще были города. И города были некими самостоятельными единицами, на которые власть сеньоров распространялась, конечно... но не полностью. Города были самостоятельными. У них было самоуправление. Да, в разных странах в разное время это проявлялось по-разному - где-то, как в Новгороде XII-XIII века жители города на вече избирали себе князя, а где-то были полностью подчинены своему господину. Но тем не менее, городская община обычно была чем-то особенным.

Вече пскова у Васнецова
Вече пскова у Васнецова

Конечно, и внутри города были внутренние противоречия, интриги. Но тем не менее, горожане были особой силой. Они могли оборонять свой город до последнего перед лицом захватчика - но могли и сдать город и выдать своего феодала, чтобы избежать грабежей. А могли присягнуть другому феодалу - и даже другой стране.

И не каждый пришлый становился жителем города. Он мог там жить - но не был частью внутренней общины. Частью общины он становился только тогда, когда начинал соблюдать правила города и участвовать в его жизни. Когда помогал тушить пожар в доме соседа. Когда копал ров перед городом и бросал камни в осаждавших. Когда становился частью профессиональной гильдии. Когда обрастал знакомствами и становился частью города. Только тогда он мог пользоваться правами полноправного жителя города и становился горожанином. До того он был никем в этом городе - случайным прохожим. После этого - еще раз - становился ГРАЖДанином.

Немного лингвистики

Город в старом русском языке назывался ГРАД. В русском языке нормальны чередования букв, и поэтому житель города у нас не гороДанин, а гороЖанин. И вот этот самый горожанин-гражанин плавно стал гражданином.

И это не только у нас. В английском, например, город - это сity, а гражданин - CITIzen. Немецкий гражданин BURGer - он тоже от немецкого BURG, что означает... город, да! (я знаю, что там u с точками, да). Французский гражданин сitoyen - он от сite, французской версии сity. На испанском гражданин - ciudadano (кто нашел там City в модификации - молодец), а так город по-испански - ciudad...

Да, когда европейские страны начали себя осознавать как целостные единицы, они всегда формировались вокруг городов. Идея гражданства страны растет из идеи гражданства городов. Граждане-горожане расширяли модель "тот, кто часть нашей общины, пользуется правами жителя общины, а пришлые - нет" со своего города на новую, расширенную общину - страну.

Кстати, в мелких крестьянских общинах это особо не работало. Просто потому, что каких-то особых прав не было - в деревне каждый должен был работать максимально, без участия в общине обычно погибал за год-два. Поэтому не быть частью общины не получалось, уйти из нее обычно тоже не выходило. Все помогали всем вынужденно. Отказ от членства или особо активное участие в жизни общины мало что меняли в глобальном смысле. Крестьянская модель бесправно-зависимой общины не могла расшириться на уровень страны, в отличие от городской. Да и сами деревни были мелкими, в общем-то.

Смотрите, завидуйте - я гражданин...

В итоге гражданство было долгое время привилегией. Но гражданство нужно было заслужить. Не просто "прожить в стране" - надо было что-то хорошее для страны сделать.

То есть сначала нужно было некоторое время исполнять ОБЯЗАННОСТИ. Доказывать свое право быть частью общества. И только потом в награду за это получать права полноценного гражданина.

Картинка из интернетов
Картинка из интернетов

И, разумеется, если гражданин начинал вести себя неправильно, нарушая правила - он гражданином быть переставал. При этом, вполне возможно, он оставался в городе, хотя его жизнь становилась невыносимой.

Кстати, еще и поэтому Варфоломеевская ночь так прогремела в истории. Это сегодня мы видим ее как религиозный конфликт. А для современников это была полноценная гражданская война, когда один житель общины шел целенаправленно убивать другого полноправного жителя общины. Причем еще вчера они могли совместно голосовать за кандидатуру представителя в магистрате, вместе тушить пожар в соседском доме, а потом пить в кабаке - а сегодня один вгоняет в другого нож из-за "одного места из Блаженного Августина". Это реально шокировало людей того времени - вот так вычеркивать примерно 15-20 тысяч членов общины столицы страны за несколько часов было чем-то фееричным.

Идеи развиваются

В ХХ веке идея раскололась на три варианта - советский, фашистский и либеральный.

Советский подход был ближе всего к идее - есть те, кто хочет быть частью общества, готов сделать страну лучше, работает для этого - и они пользуются всеми возможностями гражданина страны. Приезжаешь из другой страны и готов помогать строить отличное будущее - берем тебя в граждане. Пользуешься правами гражданина, но вредишь - лови ограничение, от предупреждения до высшей меры защиты общества от тебя (да, смертную казнь называют высшей мерой, потому что в первых советских УК она называлась высшей мерой социальной защиты. Когда после наказания гражданин вреда уже точно не причинит).

Вот такое было понимание, старый советский плакат
Вот такое было понимание, старый советский плакат

Фашизм попытался сделать идею "граждане - это те, кто принадлежит к нашему народу". Не принадлежишь к нашему народу - технически ты не гражданин. В относительно мягком фашизме Муссолини это срабатывало только против врагов идеи фашизма, а в жестком варианте гитлеровского нацизма - ну, вы помните, что было с евреями, цыганами, славянами и даже теми, кто не продвигал арийскую расу вперед. При этом немцы-то стали жить гораздо лучше, потому что граждане пользуются всеми возможностями.

Фашина - связка прутьев на флаге Италии. Общность людей, да.
Фашина - связка прутьев на флаге Италии. Общность людей, да.

Либеральный же режим пошел от идеи "каждый человек важен". Гражданин или нет, полезен или нет - он будет обладать всеми правами, которые можно дать ему. Не будем вдаваться в дебри развития этой идеи, которая началась с лицемерной перековки религиозных идей в процессе борьбы с церковью - здесь важен итог. Либеральный подход убил идею гражданства как такового. И как результат, он отменил необходимость обязанностей. Потому что во всех остальных вариантах ты обязан быть частью общества и что-то делать. А здесь разрешили пользоваться полным пакетом благ, ничего не делая взамен. Требование соответствовать нормам общества стало дискриминирующим и отменено. И стало невозможно потерять права из-за неправильного поведения - смертная казнь почти отменена, тюрьмы превратились в курорты, лишение гражданства и депортация считаются дикостью. Саркози, помнится, цыган депортировал - и после этого исчез из политики.

Гражданство - это приоритет обязанностей

Нам важно не терять смысл явления. Гражданство страны - это когда человек помогает своему обществу стать лучше. Он делает что-то полезное - и как награду за это он получает права и возможности.

Если человек вредит своей стране, если он пытается расколоть общество - он не должен пользоваться правами полноценного члена общества.

Если человек числится как гражданин, пользуется привилегиями гражданина, но ничего не делает в ответ - он не гражданин.

А как же естественные права?

Что ж теперь, поубивать всех? Не-граждан можно унижать и гнобить?

Это обычный довод людей, которые отчетливо понимают, что в этой системе их как раз не-гражданами сделают. На самом деле, это такая забавная манипуляция.

Да, безусловно, есть какие-то минимальные права вроде права на жизнь, на убеждения. Вопрос в том, что есть убеждения, которые общество запрещает высказывать вслух - вроде пропаганды педофилии, нацизма. Но я не призываю, конечно, убивать всех "неправильных людей", хотя тема естественных прав забавна.

Как это представляется мне, человек, живущий в некоей стране и не исполняющий определенных обязанностей, должен терять возможности. Он не должен получать от государства деньги - ни в каких вариантах. Никаких пенсий и пособий. Никаких грантов. Никаких госконтрактов, гонораров от государственных структур. Медицина минимальная, на уровне "на скорой откачали".

То есть хочешь жить в стране, которую рушишь - плати обществу возмещение за наносимый тобой вред.

Не согласен с происходящим - или предлагай конструктивные изменения, или молчи.

Не согласен, не хочешь молчать, не хочешь платить, не можешь в конструктив - съезжай туда, где тебе будут рады. Ну или государство тебя туда может депортировать, и становись гражданином Грузии, Франции, Канады или Зимбабве - работай на их благо, становись их гражданином.

Но поймите уже - ни одно общество не хочет терпеть тех, кто не помогает ему. Общество в любом случае будет отторгать таких негативщиков - и если вы посмотрите, то обнаружите, что негативщики вроде современных либералов грызутся как пауки в банке. Они не только с властью не могут ужиться. Они и друг с другом не могут найти общий язык. Потому что такие, как они, не нужны никому - даже коллегам по сопротивлению.

Так что нам надо возвращать идею гражданства в полной мере.

----------
Если вам нравится происходящее на канале, ставьте лайки, подписывайтесь, высказывайтесь о гражданах и не только о них!