Найти в Дзене

Почему у российских евреев сегодня всё сложно с поисками корней?

Оглавление

Рассказываем, какими путями идут евреи из России, чтобы стать израильтянами. Как показывает практика, сложностей предостаточно - в 6 из 10 случаев молодежь, желающая уехать, не может договориться с родными, чтобы те отдали документы, а еще люди сталкиваются с невозможностью получить документы из Украины. Одним из самых трудных оказывается получение гражданства Израиля с помощью теста ДНК.

Еврейский народ имеет одну серьезную проблему - он перестает быть еврейским. Как показывают исследования, в результате смешанных браков утрачивается еврейская культурная идентичность. Проблема повсеместная, и она прогрессирует: доля евреев, состоящих в смешанных браках, по данным авторитетного американского социологического института Pew Center, увеличивается от поколения к поколению.

Согласно данным социологов, до 1970 года доля смешанных браков в США среди евреев не превышала 17%; в 1970-е она выросла до 30%, в 1980-е уже порядка 40% браков евреи совершали с неевреями. В начале XXI века 58% созданных евреями семей были смешанными, а согласно свежим данным, среди лиц с еврейскими корнями уже 61% респондентов имели нееврейских супругов.

В России тенденции сходные. Если говорить о самой мощной волне репатриации из русскоязычных стран, в первую очередь из РФ, которая произошла в 2022 - 2023 годах (в Израиль уехали около 100 тыс. человек из РФ, Украины и Беларуси), то подавляющее большинство приехавших - внуки евреев - что называется, седьмая вода на киселе. Да, по закону они получают гражданство, но вот их дети уже нет (им для этого надо прожить в Израиле 4 - 5 лет).

Кто тут еврей?

Израильский закон о возвращении четко определяет, кому давать паспорт на основе корней. Беда в том, что еврейство за пределами Израиля после Второй мировой войны перестало быть замкнутым на себя. Местечки, прежде жившие изолированно, исчезли, а самих евреев за пределами Израиля всё менее можно считать евреями.

По Закону о возвращении еврей - тот кто родился от матери-еврейки, либо прошел гиюр и принял иудаизм. Если сын еврейки или гер (человек, прошедший гиюр) исповедует другую религию, кроме иудаизма, он теряет право на репатриацию (но быть атеистом или агностиком допустимо — главное не принимать христианство, ислам, буддизм или какую-либо другую веру).

Тема памяти для евреев важна не менее, чем для русских, политика Израиля строится на сохранении национальной идентичности. Поэтому здесь так “носятся” с темой Холокоста, поэтому так остро стоит и вопрос о традициях (том же шаббате) - это не только про сохранение веры предков, но и про осознание своего еврейства.

В России в 20 веке еврейскому народу доставалось очень сильно. Наличие антисемитизма при Сталине отрицать вряд ли выйдет. Каково, например, быть безродным космополитом, довелось тогда узнать очень многим евреям. Да и поступить в МГУ или другой ведущий ВУЗ было очень и очень проблематично. Бытовой антисемитизм (временами поддерживаемый и государством) процветал в СССР. Совсем не странно, что евреи зачастую отказывались от своего прошлого - меняли фамилии, переставали соблюдать традиции, а родители скрывали от детей их национальность.

Сегодня тем, кто хочет получить гражданство Израиля, часто не так уж легко собрать все необходимые доказательства, чтобы получить “добро” и репатриироваться.

Коренные проблемы

На практике сегодня почти все потенциальные репатрианты сталкиваются с рядом схожих трудностей при подготовке документов.

Распространенная проблема родители или бабушки - дедушки говорят, что никаких подтверждений еврейства у них не осталось. Говорят уверенно и безапеляционно. При этом любой архивариус посоветует тут для начала сделать одно простое действие - прийти в гости к бабушке, пообщаться с ней о жизни. Попросить показать те или иные семейные реликвии, рассмотреть старые дипломы, партбилеты и так далее. Нередко оказывается, что бабушка в своем потайном ящичке держит тот самый документ, где черным по белому написано, или из чего очевидно следует еврейство… Просто бабушка его даже не рассматривала. Ей оно и не нужно - она никуда сама не собирается. Да, так уж устроены люди. Вывод такой: даже когда вам говорят, что ничего не получится, оснований нет, надо смотреть и проверять. Чаще всего что-нибудь да найдется.

-2

Вторая распространенная сегодня проблема - предки жили на Украине. С россиянами украинские архивы сегодня не работают. Это такое препятствие, из-за которого у людей опускаются руки. Решение в данном случае - обратиться к специалистам, которые занимаются помощью в репатриации. Если с запросом от простого гражданина с российским паспортом украинский архив работать не станет, то с компанией, у которой мало того что офис в Израиле, так еще и партнеры на Украине, проблема будет решена. Украина - не приговор.

Третья частая сложность, с которой то и дело сталкивается молодежь до 30 - 35 лет - прессинг со стороны старших. В семьях часто знают, что есть еврейские корни, но бабушки - дедушки против позиционирования себя как евреев. Даже сегодня старшее поколение живет зачастую в парадигме страха и побаивается себя заявлять как представителей еврейской национальности.

“Если родители не дают, кто-то вынужден опустить руки, кто-то начинает процесс восстановления документов самостоятельно. Одна знакомая девушка знала, что документы лежат у родителей на квартире, при этом мама отказывалась ей их давать. Девушка ночью, имея ключи, прокралась в дом, аккуратно на телефон всё отфотографировала, и в результате смогла принять участие в еврейской программе Таглит (для молодежи до 32 лет)”, - рассказывает эксперт Центра репатриации ”Шалом” Марк Жилин.

Еще одна вероятная проблема в современных российских реалиях - переход в другую веру. В интеллигентской среде начиная с 1960-х годов стало модно принимать христианство. Особенно это коснулось тех, кто прежде уже отказался от иудаизма и просто вел светский образ жизни. Еврейство в таких семьях стало восприниматься уже как что-то еретическое. С такими исходными данными сложно запустить процесс репатриации - все документы там с русскими православными именами. Приходится собирать семейную историю по крупицам, искать следы еврейства в метрических дореволюционных книгах.

“Самому в этот поиск впрягаться очень тяжело - разве что в порядке хобби. Архивные изыскания сродни работе детектива. Надо идти по следам, восстанавливать цепь событий, собирать улики. Требуется самому ездить по не самым очевидным местам. Знаю одну историю семьи, где было известно, что еврейская бабушка жила в Калужской области. Еврейский архив там когда-то был, но он в какой-то момент сгорел. Дочь и внучка той самой бабушки решили поехать на место и узнать, вдруг что-то осталось. На самом деле - да, осталось. Метрическая книга хранилась у случайного человека - водителя трактора, который арендовал у жилищно-коммунальной службы дом, где лежали домовые книги. Потом он этот дом выкупил, и чудом сохранил всё на чердаке. Хозяин дома продал метрическую книгу за 30 тыс. рублей. Зато там оказалось то что позволило дочери и внучке репатриироваться”, - рассказывает Марк Жилин.

Необходимость пройти тест ДНК сегодня возникает очень часто. Дети растут в неполных семьях, родители даже не были женаты, и уже двадцать - тридцать лет не общаются. Ребенок при этом знает, что его папа имеет еврейские корни. Тут зачастую начинается история даже не про репатриацию, а про знакомство с отцом, которого никогда не видел. Дети пытаются наладить контакты с родителями. Те могут находиться в какой угодно части света. Могут быть израильтянами, а могут только хранить какие-либо свидетельства своего еврейства (но могут и не хранить их совсем). Деньги придется потратить как минимум на адвоката в Израиле, которому предстоит открыть в стране судебное дело, далее надо предоставить биоматериал (слюну) в консульство в стране исхода. Процесс может тянуться полгода от момента открытия дела в суде. А до этого надо еще познакомиться со своим родителем, которому, возможно, самому потребуется собирать архивные документы для репатриации своего внебрачного ребенка. Получается многоходовая операция, однако в результате многие подтверждают свое еврейство.

Подробнее о процедуре получения израильского гражданства с помощью ДНК, читайте в статье “Репатриация в Израиль по тесту ДНК

Впрочем, далеко не все истории заканчиваются хорошо. Разумеется, никогда не надо сдаваться. Получить гражданство родины предков для многих - заветная мечта. Но порой изменить судьбу очень не легко.

“Одна моя клиентка упорно собирала все документы, и собрала вполне убедительный пакет, которого должно было хватить для установления родства с еврейскими предками. Проблемой оказался ее отец. Тот - большой гуляка, он много раз вступал в брак и при этом всякий раз менял фамилию на фамилии своих жен. Было сложно найти истинные документы отца с его изначальной фамилией. Моя клиентка родилась под одной фамилией отца, но он в этом же году взял уже другую фамилию, потому что у него рождался ребенок от другой женщины. История закончилась тем что консул девушку “отфутболил” - сказал, что папа придумал еврейство. Мы поднимали документы родителей отца, он еврей, но консул не поверил в историю в контексте множества документов. Он во время встречи с моей клиенткой позвонил ее отцу, стал расспрашивать про его родителей. Ответы ему не понравились. В визе было отказано. К сожалению, личный фактор никак нельзя игнорировать”, - объясняет Марк Жилин и добавляет, что в итоге девушка все же стала израильтянкой, но другим путем - через иудаизм. Она прошла гиюр.

О том, как пройти собеседование с консулом, мы рассказываем в статье “Консульская проверка”.

-3

Каждая история семьи - индивидуальна. В каждом случае поиск семейных корней и установление родства происходит по-разному. Иногда все факты лежат на поверхности, иногда приходится копать очень глубоко. Но важность понимания своих корней совсем не ограничивается встречей с консулом и получением документов. Знание, кто стоит за нами, как эти люди жили, во что верили, каков был их путь, помогает нам уже на собственном пути, делает его легче, а каждый шаг увереннее. В этом шаге может звучать тысячелетняя история.

Если вы собираетесь репатриироваться и вам требуется помощь в сборе документов, а также сопровождение на разных этапах получения гражданства, обращайтесь в Центр репатриации “Шалом” - наши специалисты проконсультируют вас и окажут всестороннее содействие - https://shalom-center.ru.