За последний год среди петербуржцев значительно возрос интерес к расположению… бомбоубежищ. Их перечень из года в год кочует по сайтам и публикациям, но почти каждый сопровождается комментарием, что авторы списка – граждане-энтузиасты, а по упомянутым адресам (в случае, если адрес полный, а не указана просто улица) бомбоубежищ либо вовсе нет, либо там находятся руины, сохранившиеся со времён Великой Отечественной войны.
Так как же, действительно, у нас в городе обстоят дела с бомбоубежищами? Я покопалась в открытых источниках, и вот, что удалось обнаружить.
Помните анекдот?
«Была как-то раз очередная проверка на очередном сверхсекретном аэродроме. По окончании комиссия вышла на взлётную полосу покурить. Стоят, курят, наблюдают за взлётом бомбардировщика. И тут от него отваливается что-то, напоминающее авиационную бомбу огромных размеров и катится в их сторону... Толпа мгновенно приняла лежачее положение в какой-то канаве и попыталась зарыться в землю. Лишь один седой, прожжённый полковник остался стоять с гордо выпрямленной спиной и даже сигарету не выбросил. Когда бомба (а это была именно она) подкатилась почти к ногам полковника, остальные стали выбираться из укрытий. Молодой лейтенантик спросил: "Товарищ полковник, а почему Вы не прятались?". Полковник поправил сбитую порывом ветра причёску, сплюнул и ответил: "А х…и прятаться, она ж ядерная"».
А вот ещё одна история, на сей раз лишь похожая на анекдот – цитата из мемуаров «железного канцлера» Отто фон Бисмарка «С русскими не играют»:
«Во время первых весенних дней дворцовое общество прогуливалось в Летнем саду, между Павловским дворцом и Невой. Император вдруг заметил, что прямо посреди одной из лужаек стоит часовой. Когда император спросил его, почему же он тут стоит, солдат только и мог сказать, что так было приказано. Адъютант императора осведомился о часовом на гауптвахте, там ему ничего толком не ответили, кроме того, что в этот караул летом и зимой отряжают одного часового, а кто отдал этот приказ – установить нельзя.
Этот случай быстро разошёлся по двору, а потом дошёл и до слуг. Среди них был один старик-лакей, уже состоявший на пенсии. Он рассказал, что как-то его отец шёл с ним по Летнему саду мимо караульного и сказал: “Часовой-то всё караулит цветок. Императрица Екатерина увидела как-то на этом месте подснежник, который появился раньше срока, и приказала сторожить его, чтоб не сорвали”. Вот и поставили здесь часового, с тех пор он стоит тут из года в год.
Подобные случаи у нас вызвали бы насмешку и порицание, но здесь выражаются примитивная сила, стойкость и постоянство, на которых и покоится то, что составляет сущность России в противоположность остальной Европе. В связи с этим невольно вспоминаются часовые, которых не сняли с поста во время наводнения в Петербурге в 1825 году и на Шипке в 1877-м, и первые из них утонули, а другие так и замёрзли насмерть на своём посту».
Арифметика рулит
А теперь от истории и анекдотов вернёмся к нашей теме.
Согласно «Анализу деятельности Главного управления МЧС России по городу Санкт-Петербургу за I полугодие 2020 года», на своём балансе защитные сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) имеют 342 организации. На учёте находится 4663 единицы ЗС ГО различных форм собственности, из них по готовности к приёму укрываемых «готово» 257 единиц (5,5%), «ограниченно готово» 849 единиц (18,2%), «не готово» 3557 единиц (76,3%). Показатель готовности ЗС ГО в Санкт-Петербурге составляет 23,7%.
До этого последний раз информация о количестве таких сооружений в городе публиковалась более 10 лет назад. Тогда ГУ МЧС насчитало в Петербурге 4003 убежища общей площадью 500 тысяч квадратных метров, рассчитанных на один миллион человек. В число укрытий вошли укреплённые подвалы жилых домов, станции метро, ведомственные бомбоубежища при предприятиях.
Более свежей информации найти не удалось. Однако и того, что есть, вполне достаточно для кое-каких гипотез и выводов (пусть и субъективных).
Главное – это соотношение количества площадей тех хранилищ, которые вроде бы имеются в городе, с числом жителей города – более семи миллионов, а это означает, что даже при идеальном состоянии всех убежищ укрыть удастся мало кого.
Подавляющая часть убежищ ‒ родом из советского прошлого. А тогда все показатели являли собой результат строгих расчётов. Укрытие и последующее спасение примерно 20% (плюс-минус) населения – вполне понятное число. Предположим, укрыть удалось все 100%. Сидит город в многочисленных убежищах, а на земной поверхности происходит что-то несусветное. В какой-то момент «оно» завершается, и люди могут наконец-то выйти на поверхность. И вот все 100% уцелевших нуждаются в еде, питье, отправлении естественных нужд, медицинском обслуживании и пр. Реально ли это в условиях разрушенного города? Навряд ли. А для 20%? Со скрипом, но уже вполне возможно.
Звучит это, конечно, довольно цинично и даже бездушно. Подобный подход вызывает массу вопросов – как морально-этического, так и чисто технического плана. Но, в конце концов, война – вещь сама по себе предельно циничная…
По аналогии с охраной уже несуществующего «подснежника матушки-императрицы» сейчас вряд ли кто вспомнит о плановой экономике советской эпохи и, уж тем более, о тех самых нормативах спасения граждан.
Тут, скорее, уместно припомнить анекдот про бравого полковника и атомную/ядерную бомбу. Или ещё одну цитату:
«— Шкипер, а может, сказать им, что топлива у нас не осталось?
— Нет, улыбаемся и машем, парни. Улыбаемся и машем (диалог пингвинов из мультика «Мадагаскар»).
Что же мы реально имеем?
Займёмся «препарированием цифирь».
Вряд ли за истекшие три года после публикации последних официальных данных показатель готовности ЗС ГО из 23,7% превратился в 100 или хотя бы в 90% ‒ такое большое количество строек и реконструкций точно не прошло бы мимо любознательных горожан и журналистов. С высокой долей вероятности, «не готовые» убежища из отчёта ГУ МЧС по Петербургу – частично как раз те, которые в руинизированном виде сохранились с советских времён и на чьи торчащие из земли башни вентиляционных шахт натыкаешься, оказавшись в старых кварталах города.
В интернете активно муссируются списки из 50-110 непригодных объектов. Однако, напомню, что согласно официальному отчёту ГУ МЧС по городу Санкт-Петербургу, «не готово» 3557 единиц (76,3%).
Отсюда вопрос – а почему горожане не в курсе работ по обустройству убежищ, да и проводятся ли они вообще? Далее следуют сухие факты и цитаты из официальных документов. Отсюда и несколько официальный, казённый язык. За него заранее приношу извинения, хотя и постаралась упростить ‒ без потери смысла.
Текущая информированность
Петербуржцы, проживающие в центральных районах города, на вопрос, где они собираются укрываться в случае воздушной тревоги, как правило, называют метро. Жители спальных районов куда бежать или не знают, или же называют подземные паркинги.
Под названием «бомбоубежище» официальной информации не найти. В любых официальных документах, будь то сайт министерства обороны, МЧС или же городской администрации, фигурируют «защитные сооружения гражданской обороны» (ЗС ГО). В свою очередь, в зависимости от вида угрозы, они подразделяются на категории ‒ убежища, противорадиационные укрытия и укрытия.
Я неоднократно встречала комментарии, что в мирное время сведения о местах расположения бомбоубежищ засекречены, так как составляют… государственную тайну. По этой причине во избежание диверсий официальной карты с корректно указанными адресами защитных сооружений в интернете попросту нет.
Однако я собственными глазами на сайте городской администрации видела приписку: «Вы должны знать, где расположены ближайшие защитные сооружения по месту вашей работы и жительства».
Моя гипотеза: у администрации есть соответствующий план, и в случае наступления часа «Х» жителей прямо вот незамедлительно проинформируют, кому и куда бежать: «Есть ли у меня план, мистер Фикс? Есть ли у меня план?!».
Нормативные требования
«ЗС ГО – это специальное сооружение, предназначенное для защиты населения, личного состава сил гражданской обороны, а также техники и имущества гражданской обороны от воздействий средств нападения противника».
ЗС ГО, способное защитить именно вас, должно располагаться в пределах шаговой доступности, а это 5-7 минут пешком максимум. В случае опасности на дорогах явно тут же появятся пробки и заторы, поэтому рассчитывать можно только на себя, свою сноровку и хладнокровие.
Основные требования к защитным сооружениям, принципы их проектирования и строительства, а также реконструкции уже существующих объектов изложены в своде правил СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны» (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18 февраля 2014 г. N 59/пр).
Согласно этому документу, системы жизнеобеспечения защитных сооружений должны создать условия для непрерывного пребывания в них расчётного количества людей в течение не менее двух суток.
В соответствии с вышеупомянутыми правилами, защитные сооружения не обязательно строить, под них вполне могут быть приспособлены существующие здания и сооружения.
В соответствии с другим документом ‒ приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время», ЗС ГО может быть в мирное время занято чем-то другим, но при этом находиться в режиме постоянной готовности к целевому назначению. «Необходимо обеспечить сохранность защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов: герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО, инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО, др.», ‒ уточняется в документе.
Допускается использование убежищ, например, для учебных занятий, спорта, под ателье, столовые и пр. В том случае, если в помещении находятся склады, стоянки автомобилей или же мастерские, то как минимум половина убежища должна быть свободна от хранения имущества. При переводе ЗС ГО на режим убежища всё лишнее должно быть убрано в течение шести часов.
В Петербурге функциями исполнительного органа государственной власти, уполномоченного на решение задач в сфере гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, наделён Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности. Создание и содержание ЗС ГО в городе на Неве регламентируется постановлением правительства от 29.08.2017 N 72 «О мерах по созданию и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в Санкт-Петербурге, внесении изменений в некоторые постановления правительства Санкт-Петербурга и признании утратившим силу постановления правительства Санкт-Петербурга от 12.07.2012 N710».
Этим постановлением город делегировал определять потребность в ЗС ГО соответствующим комитетам правительства и администрациям районов. Сам же Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности обобщает предоставленные данные, ведёт учёт находящихся в его собственности бомбоубежищ и совместно с ГУ МЧС по Санкт-Петербургу разрабатывает план создания ЗСГО в городе.
Судя по документам, по указанию упомянутого Комитета в 2013-м и в 2018 годах в Петербурге силами опять же районных инвентаризационных комиссий проводились очередные инвентаризации ЗС ГО.
На нарушителей, неправильно эксплуатирующих бомбоубежища, налагается административный штраф: на должностных лиц ‒ от пяти до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны»). При этом уплата штрафа не освобождает организации от обязанности по содержанию бомбоубежищ, в связи с чем возможно повторное привлечение к ответственности.
По результатам инвентаризации 2018 года городом было принято ещё одно постановление ‒ № 202 «Об изменении целей и предмета деятельности санкт петербургских государственных казённых учреждений – районных жилищных агентств». Администрации районов получили полномочия «по осуществлению мероприятий по гражданской обороне на объектах ГО, расположенных в многоквартирных домах. Изменения, внесённые в уставы этих учреждений, позволят при планировании бюджета на последующие годы обосновывать расходы на реконструкцию, ремонт и техническое обслуживание объектов гражданской обороны».
А кроме того (вы ещё не утомились?), в городе ежегодно проводится… смотр-конкурс (!) на лучшее ЗС ГО.
Самое «свежее», что удалось обнаружить по теме – это информация, что по состоянию на декабрь 2020 года в Санкт-Петербурге строительство ЗС ГО за счёт средств субъекта РФ не производится.
Вопросы вместо выводов
Априори понятно, что беготня с фонариками по заброшенным убежищам советских времён – затея бесполезная. К тому же те остатки, которые удалось найти мне и моим знакомым, находятся в откровенно неремонтопригодном состоянии. Большинство заброшенных и зачастую затопленных убежищ проще снести и построить заново, нежели реанимировать.
Мало того ‒ «бункеры» расположены по городским районам крайне неравномерно. Проанализировав четыре (!) списка, в родном Невском районе я обнаружила всего один адрес, да и тот под зданием больницы.
Для простоты я пишу просто об убежищах. Однако согласно официальной классификации, разработаны три основных вида убежищ в зависимости от вида угроз ‒ действия воздушной ударной волны, отравляющих веществ, фугасного и осколочного действия, действия радиации, наконец.
То, что вопрос организации хранилищ спущен с уровня города на уровень районов, внушает серьёзнейшие сомнения. Навряд ли нормативные письма со всех вышестоящих инстанций способны сподвигнуть местных глав на решение вопроса. И что же дальше?
4663 единицы ЗС ГО на сегодня – не понять много или мало. А вот вывод, что показатель готовности ЗС ГО в Санкт-Петербурге составляет 23,7% ‒ весьма серьёзно настораживает. Если четыре тысячи убежищ были рассчитаны на один миллион человек, то получается, что сегодня в случае чего в числе «счастливчиков» окажутся тысяч 300, не более.
И тут стоит прислушаться к совету на сайте Смольного: «Вы должны знать, где расположены ближайшие защитные сооружения по месту вашей работы и жительства».
Вопрос один ‒ куда бежать-то?!..