После шахты я опять ушёл шоферить. Нет, на сей раз не за руль самосвала сел и совсем не в ту автобазу устроился, из которой уходил в шахту. Воспользовался, так сказать, хорошим знакомством и после ну о-очень непродолжительной стажировки начальник колонны посадил меня за новенький авто с пробегом всего 6 км. Блат рулит!
За автомобилем следил как за своим личным. Впрочем, он почти таковым и был – я работал на нём один, напарника не было, в свободную минуту калымил, при надобности договаривался с начальником и в свой выходной день ехал по личным делам. Из системы охлаждения сразу же слил воду и залил тосол, купленный на собственные деньги (в автобазе не выдавали), и с наступлением зимы не боялся, если вдруг в боксе навернётся система отопления. Поставил солидно звучащие клаксоны, родные выкинул; руль обтянул кожаным чехлом, на окна в салоне повесил шторы, на пол постелил линолеум, бачок омывателя перенёс в моторный отсек для более удобного обслуживания и много чего ещё доработал на собственное усмотрение. Делал для своего удобства. Все доработки проводились на глазах начальника и механика, с их стороны претензий ко мне не поступало.
Отработал почти год и вот настало время идти мне в отпуск. Начальник мне говорит:
– К нам устроился молодой водитель, подготовь его. Потом ты пойдёшь отдыхать, а он останется вместо тебя.
Что ж, машина хоть и моя, но всё же не личная собственность. Я рассчитывал на то, что поставлю её в дальний угол бокса и пусть месяц там стоит. Но коли начальник решил из интересов предприятия, мне возражать смысла нет.
Надо сказать, что стажёр оказался туповат в плане вождения. Он уверял, что ездил, причём ездил много. Вот только мне по ушам ездить не надо – я хорошо вижу, что он не ездил. Не знаю, как он права получал, но имеет две категории – BC. Ладно, буду практически с нуля обучать его вождению. Шутки шутками, но именно так и получилось.
Завершаются две недели стажировки, а стажёр только-только приобрёл первые навыки управления автомобилем – двигатель уже не глохнет при трогании с места, рукой в воздухе не машет в поисках рычага КПП, в положения скоростей стал попадать с первого раза без треска шестерен в коробке, более-менее стал чувствовать габариты авто. Мне бы его ещё пару недель постажировать, но, откровенно говоря, мне не хотелось с ним возиться. Я до армии 18-летним пацаном стажировался на КрАЗе три недели, но там меня наставники до окончания срока не отпускали в свободное вождение. Если кто из мужиков приходил с похмела, каким-то образом проходил врача, вписывал меня в путёвку, меня за руль, а сам первые полсмены на пассажирском сидении дремал. После армии всего пару дней покатался за баранкой КамАЗа и на этом стажировка закончилась.
А тут УАЗ-39099 и мой стажёр за две недели пока толком ездить не научился. Нет, классного водителя из него не получится. Забегая вперёд скажу, что впоследствии он ушёл из автобазы, не отработав и полугода. Хотя не исключено, что начальник его «ушёл» по собственному. Во всяком случае, разговоры такие были.
Итак, передал я машину уже бывшему стажёру, сам оформил отпуск и пошёл отдыхать. Отдыхал недолго. Дня через три после обеда звонок в дверь, открываю – на пороге стоит «стажёр». Подавленным голосом говорит:
– У меня ГАИшники права забрали.
Ну, думаю, что-то натворил. Спрашиваю его:
– Чё случилось? Давай в подоробностях.
Он рассказывает:
– Подвозил человека, попросил высадить его, я стал прижиматься к бордюру, а по правой полосе меня ГАИ обгоняли. Чуть ментов не сшиб, они вовремя затормозили, а то бы авария была. Вот, права отобрали.
Я усмехнулся:
– Правильно сделали, что отобрали. По зеркалам-то надо смотреть!
«Стажёр» обиженно отвечает:
– Я смотрел.
Тут я удивился:
– И что – ты их не видел?
«Стажёр» кивает:
– Видел.
Моему изумлению не было предела:
– А почему не пропустил? Если ты ехал во втором ряду, а ГАИшники в первом, они для тебя были помехой справа. Правило правой руки!
«Стажёр» воскликнул:
– Но я же правый поворот включил!
С лёгкой ухмылкой говорю ему:
– И что? Перед манёвром водитель обязан включить поворотник. Вот только оранжевый свет сигнала не даёт никаких преимуществ перед другими участниками движения. Это тебе не синий проблесковый маячок. Уяснил?
«Стажёр» виновато кивнул:
– А как теперь быть?
Успокаиваю его:
– Не расстраивайся. Щас сделаем.
Я оделся, поехали за правами. Но сначала мы отправились в медицинское учреждение, там «стажёру» сделали освидетельствование и выдали справку, что водитель трезв. С этой справкой поехали в городское управление ГАИ. Обратился к дежурному, обрисовал ему ситуацию, он позвал старшего лейтенанта из того самого экипажа, которого не пропустил мой «стажёр». Старлей узнал «стажёра», спрашивает меня:
– А ты ему кто – брат, кум, сват?
Мотаю головой:
– Нет – не брат, не сват. Стажировал я его.
Старлей съязвил:
– Что же ты, товарищ наставник, так плохо стажировал?
Шучу в ответ:
– Я на водителя в школе учился, а не наставника. Ну и сами посудите – разве можно за две недели передать весь опыт, который нарабатывается годами? Да и всех ситуаций не предусмотришь.
Офицер почесал затылок:
– Ну, про сигналы поворота сказать-то можно было!
Соглашаюсь с ним:
– Но это же азы! Сказать-то, конечно, можно было. Заодно и про светофор напомнить – на красный стоим, на зелёный едем.
Офицер посмотрел на «стажёра»:
– Про светофор-то знаешь?
«Стажёр» кивает:
– Знаю.
Офицер его спрашивает:
– Если знаешь, тогда скажи – жёлтый сигнал запрещающий или разрешающий?
«Стажёр» покосился на меня, растерялся. Молчит. Старлей ко мне обращается:
– Ну, наставник, объясни стажёру.
Говорю парнишке:
– Запомни: жёлтый сигнал – ЗАПРЕЩАЮЩИЙ.
Дежурный протягивает старшему лейтенанту бумагу:
– Они справку принесли.
Старлей её изучил и снова ко мне обращается:
– Купили или по блату?
С улыбкой отвечаю:
– Ни то и ни другое. Мы честно прошли. Правду говорю. Честное-пречестное!
Старлей покопался в бумагах на столе, взял права «стажёра»:
– Ну и что с тобой делать?
«Стажёр» уныло пожал плечами, я отвечаю за него:
– Простить на первый раз, он себя уже и так наказал. Наверняка запомнит на всю жизнь.
Офицер отдаёт «стажёру» права:
– Учись у своего наставника. Но если ты мне второй раз попадёшься, накажу на полную катушку.
Выражение лица у «стажёра» с унылого переключилось на радостное. Заверив, что подобного больше не повторится, он спрятал заветные корочки PERMIS DE CONDUIRE в карман и мы вышли из здания управления. «Стажёр» отвёз меня домой, по дороге я ещё рассказывал ему о дорожном движении, на что следует обращать внимание и как себя вести в той или иной ситуации. Но разве за 15 минут обо всём расскажешь? Лично меня наказывали за превышение скорости, остановку под запрещающим знаком, однажды ехал с включенными габаритными огнями. Но в основном, конечно, это «какой же русский не любит быстрой езды»!
На следующий день или через день (не столь важно) «стажёр» вновь приехал ко мне. Видимо, на моём лице было красноречиво написано – ШО, ОПЯТЬ?
«Стажёр» успокоил:
– Не, всё нормально, – он достал из кармана бутылку «Столичной» (как щас помню) и протянул её мне: – За права. Я бы сам не смог вернуть.
От презента я отказываться не стал. Что, зря что-ли я на него время потратил? Пол-литровку убрал в холодильник и она впоследствии очень кстати пригодилась по случаю семейного события.
Кстати, у меня тоже однажды забирали водительское удостоверение. У меня просто-напросто не было с собой денег, чтобы на месте заплатить штраф. Спустя несколько часов в тот же день приехал в управление с оплаченной квитанцией и вернул свои права.