35 подписчиков

Сергей Агапкин: о своём вгзгляде на йогу

За окном 21 век, почти в каждом доме есть интернет, открыт доступ к любой литературе. Но и по сей день в головах у людей бесчисленное количество домыслов и стереотипов. Тема йоги –– благодатная почва для мистификаций. Своим взглядом на практику поделится ректор Института традиционных систем оздоровления, известный йогатерапевт и ведущий программы «О самом главном» на телеканале «Россия-1» Сергей Агапкин.

 За окном 21 век, почти в каждом доме есть интернет, открыт доступ к любой литературе. Но и по сей день в головах у людей бесчисленное количество домыслов и стереотипов.

В одном из интервью вы сказали, что йога-сообщество построено на самообмане, и что не знаете ни одного человека, который за 20-30 лет практики мог бы честно сказать, что стал безмятежен, одухотворен и спокоен. Я посмотрела комментарии... Там за такую прямоту вас, мягко говоря, порицали «трушные» йоги. Для чего вам такие радикальные высказывания?

Они не радикальные, просто правдивые. На мой взгляд, вся йога-тусовка живет в двойных стандартах. В лучшем случае это обычные люди. Как фитнес-тренеры. Ну, да – у них есть свой режим питания. Но чем отличается йог, который ест масло гхи, от качка, который употребляет протеин? Тем, что первое описано в йогических текстах, а второе – в современных «качковских»? И то, и другое – некое верование. Процентов на 50 – это вообще самовнушение. Развитие ситуации можно наглядно проследить, оглянувшись на Запад. Ведь йога в России – по большому счету запоздалый американский вариант.

Да, изоляция Советского Союза и запрет на йогу сделали свое дело.

Официального запрета на йогу не было – ни одного человека за всю историю практики не посадили. Но на нее смотрели с порицанием, и люди шифровались – говорили, что занимаются ритмической гимнастикой, психоэмоциональной релаксацией и проч. В Америке эпидемия йоги началась в 60-е годы. У нас открыли шлюзы с 20-летним опозданием – в 80-90 годы. С какой-то точки зрения варка в собственном соку оказалась полезна – благодаря этому мы имеем таких учителей, как Сидерский и Лаппа. Но с другой стороны, люди массу вещей вынуждены были выдумывать сами, с нуля.

Что это были за практики?

В основном стали заниматься хатха-йогой – игнорируя тот факт, что в классическом тексте «Хатха-йога Прадипика» откровенно говорится, что это лишь подготовительный этап на пути к раджа-йоге. Индийцы, к слову, не видели в этом разделении ничего плохого: в 30-е годы прошлого века были сформулированы понятия «духовный и физический культуризм», которые могли существовать как отдельные направления.

Но если физическая йога была доступна, то практики раджа-йоги охранялись от иностранцев примерно до 90-х годов. Возможно, поэтому бОльшая часть продвинутых американских йогов 80-х, «отдышав и отпрыгав» свое, ушла не в индуизм, а в буддизм: экспортированная из Тибета Ваджраяна была более открыта.

У нас сейчас похожая история – физкультурой уже все позанимались. А физкультура такая… с претензией на духовность. Всем хочется держать марку. Человеку даже себе обидно признаться, что десятки лет он потратил на то, что сделало его достаточно средним физкультурником, не хватающим звезд с небес с точки зрения физической кондиции…

В начале 20 века йога по сути была фитнесом, индийцы гордились своей физической культурой. Да и в 15 веке никто не считал, что в этих позах можно достигнуть просветления. Как думаете, почему люди так думают сейчас? «Я сам обманываться рад» – из этой серии? Или люди не знакомы с первоисточниками?

Будущие преподаватели действительно почти ничего не читают. В лучшем случае – современные переводы. Говорят, что «Йога-сутры Патанджали» написал Свами Сатьянанда Сарасвати. Это удивительно. Но здесь и кроется ответ на ваш вопрос.

А еще это своеобразный предохранительный клапан психики – далеко не каждый готов принять тот факт, что можно было обойтись и без засунутой за голову ноги.

А разве это плохо – просто развивать свое тело методами хатха-йоги, не вдаваясь в философию?

С точки зрения физических кондиций хатха-йога (в традиционном варианте) не является серьезной системой подготовки. Мы тестировали йогов на выносливость и силу. Честно скажу – ничего выдающегося. Но у йоги есть такое неоспоримое преимущество, как проработка гибкости.

Но ведь тренировки можно совмещать с бегом или фитнесом.

Собственно, так и рождаются некие синтезы дисциплин, авторские стили. В том виде, в котором йога существовала на протяжении всего 20 века, она не состоялась. Но это не значит, что практика не может служить серьезным тренировочным алгоритмом. Нужно посмотреть за пределы прошлого тысячелетия (в 19,17,14 века) и узнать, что в йоге было тогда. Ведь очень многие вещи игнорируются. Например, когда мы стали вести занятия по йоге с булавами, основная реакция была такая: «Это вообще не йога!» Нам оставалось лишь переубеждать, показывать исторические тексты, хроники, ритуальное оружие йогических орденов. Но дело сдвинулось с мертвой точки лишь тогда, когда у нас стали проходить обучение первые ученики Шайлендры Шармы – те привозили видео тренировок гуру с этими булавами.

Что дает практика лично вам? Как человек от науки, заботитесь о количестве серотонина и гамма-аминомасляной кислоты в мозге?

В том числе. Это можно назвать «биомагией» – необходимо знать правильное количество и правильное время для использования этого инструмента. Ведь если у вас в первой половине дня будет много гамма-аминомасляной кислоты, вы будете ходить по офису, как тормоз. А вечером из-за всплеска эндорфинов не сможете уснуть.

Это в том случае, если неправильно подбирать последовательность асан?

Ну да, если неправильно подбирать практики. В пятиглавом варианте «Хатха-йоги Прадипики» есть хорошая фраза: «Нет болезни, которую нельзя было бы излечить правильной практикой йоги. И нет болезни, которую нельзя было бы приобрести неправильной практикой».

В реальности то, что мы видим – это маленькая льдинка, а снизу – огромный айсберг. Примером тому служит Энциклопедия индийской физической культуры 39 года «индийского Лесгафта» – профессора Музумдара. 600 страниц одних лишь физических упражнений (без учета дыхательных техник и т. д). Тысячелетия индийской физической культуры – непаханое поле для изучения.

МНОГОЗНАЧНОСТЬ ЙОГИ

Вы как-то сказали, что йога – это вид аскетического гедонизма. А можно поподробнее?

Йога в нынешнем понимании – это аскеза. Или «тапас» – самопринуждение (если переводить дословно с санскрита). Когда человек осознанно заставляет себя делать то, что приносит ему дискомфорт, соблюдает некие предписания – стелет коврик, стоит в этих асанах, вместо того, чтобы поспать лишний час.

Подтверждение тому кроется в самом слове «хатха»: до 14 века термин не переводился как «солнечный и лунный». Использовалось совершенно другое слово, которое означало «насилие». Получается, что хатха-йога – это единение насилием. Цель же практики – самая что ни на есть гедонистическая: достижение состояния блаженства. Тут есть параллели с буддизмом: восьмеричный путь Будды – способ избавления от страданий. По сути уход от них и есть гедонизм.

Буддизм и йога имеют много точек пересечения?

Йога, как одна из шести школ индуистской философии, испытывала большое влияние буддизма. Также и с йогой, как технической дисциплиной: буддийская йога была и есть во всех без исключения сангхах. Поэтому говорить, что это две разные вещи, неправильно.

А вообще, мне кажется, что еще одна важная проблема заключается в самом понимании того, что подразумевается под словом «йога». Ведь даже в древности оно означало для людей совершенно разные вещи.

Это все равно что сказать, что коса – только женская прическа, игнорируя тот факт, что это еще и инструмент для сельскохозяйственных работ, песчаная отмель и т. д. Йога – не менее объемный термин. Так называют смесь специй, соединение планет в одну линию и проч. То, о чем мы сейчас с вами говорим, имеет достаточно малое отношение к йоге, как одной из даршан. В виде технической дисциплины она присутствовала во всех шести: и в ньяе, и в вайшешике, и в веданте, и в мимансе, и в санкхйе.

Сам санскрит – язык многозначности и недомолвок. Как считают многие эксперты, он был сконструирован на основе тамильского как раз для того, чтобы минимальным количеством слов охватывать наибольшее количество смыслов. Почему и говорят: «Афоризмы Патанджали».

А потом люди думают, что кто-то летал. Может быть, левитация – это всего лишь метафора?

Я почти уверен, что эта метафора.

Вы читали книгу Уильяма Броуда «Научная йога»? Что думаете?

Это журналист, который в юности посетил пару занятий. Он не знает, о чем пишет. Единственная цель – заработать на хайпе. Книга производит сильное впечатление на неофитов: «Он открыл нам глаза на правду». А в реальности Броуд игнорирует фантастический пласт научных исследований о йоге и при этом пишет про исследования, над которыми смеются в научном мире уже несколько десятков лет.

В книге Броуд развенчивает миф о том, что йога ускоряет метаболизм: он утверждает, что практика вовсе не избавляет от лишнего веса, а наоборот – ввиду замедления обмена веществ – способствует его набору. Как же на самом деле?

Он приводит исследование, в котором участники не занимались активной практикой, а дышали пранаямы… К тому же снижение метаболизма – это естественная реакция организма. Рассмотрим бег трусцой. Никто не будет спорить с тем, что он помогает похудеть. Однако через месяц постоянных тренировок метаболизм в покое станет ниже, чем был до бега. То есть вопрос про количество энергии, потраченной на занятии.

Ваш Институт Традиционных Систем Оздоровления как раз способствует тому, чтобы спорной информации о йоге становилось меньше.

Именно. Мы делаем около тридцати исследований каждый год. С 2015 года проходит Всероссийская научно-практическая конференция «Наука – йоге». Минспорт ее официально регистрирует. В России этих исследований очень мало, их почти никто не проводит. Увы, на йогу до сих пор смотрят как на сектантство, либо как на способ извлечения прибыли…

Слышала, что у вас сложно учиться, и сдают экзамены далеко не все.

В этом году у нас обучаются около 200 студентов. Никто не гарантирует получение диплома. Только получение знаний. Сумел переварить и доказать, что смог усвоить – тогда диплом твой. Я всегда говорю, что экзамен – это имитация того, с чем йогатерапевт столкнется в жизни. К вам придет человек (совсем не обязательно, что он будет настроен положительно), задаст вопрос, и за 10-20 секунд вам надо будет вспомнить, чему вас учили, и внятно это изложить. Экзамен – лишь проверка кондиции.

О САМОМ ГЛАВНОМ

Передаче «О самом главном» уже 10 лет. Это, безусловно, говорит о ее востребованности… В чем, на ваш взгляд, основная миссия такого контента?

В свое время американцы провели интересное исследование, доказавшее влияние просвещения на осознанность пациентов. Одной группе участников просто выдавали гипотензивные препараты, а другой объясняли принцип их работы – не запугивая и не внушая. Анализ мочи на содержание метаболитов – единственный способ объективно померить, принимают ли люди лекарства или нет – выявил, что вторая группа в два раза реже пропускала прием.

Выходит, мы все не очень-то осознанные?

Основная проблема современной медицины – не в плохой диагностике или отсутствии лекарств. Это проблема плохого комплаенса. То есть человеку говорят: «У тебя повышенное давление. Принимай эти таблетки – проживешь лет на 15 подольше и не станешь инвалидом». Что делает человек на следующий день после приступа? Первым делом забывает принять лекарство. Эта проблема еще в 11 веке описана тибетцам: среди всех причин болезни самая главная – глупость (как ощущение того, что наступит какое-то «потом»). Это проявляется в том, что человек начинает с понедельника, нового года, к 8 марта… Люди живут с ощущением, что впереди бесконечная жизнь. Хотя в действительности она может прерваться или сильно измениться.

Если у нас самих плохо получается себя мотивировать, что может глобально изменить образ жизни современного человека к лучшему?

Человеческий организм и мозг – как его часть – устроены с расчетом на те времена, когда нечего было есть, зато было от кого бегать. Поэтому мы имеем вполне естественную тягу ничего не делать. Если появилась возможность съесть что-то про запас, человек этой возможностью воспользуется. Ведь с точки зрения организма за последние 20 тысяч лет ничего не поменялось. Да даже если взять реалии вековой давности – что было с едой в 1920 году? Большая часть мира голодала. Только с 50-х годов люди стали есть досыта, но тогда они еще физически трудились. А вот с 80-х движения стало становиться все меньше. Для организма – это ничтожные сроки, он еще не успевает среагировать и изменить модель пищевого поведения и по инерции продолжает на всем экономить. Единственное, что у человека меняется быстро – это социальные модели. Повлиять на нас может реклама и экономическая выгодность здорового образа жизни. Социальная стимуляция действительно работает – модно заниматься фитнесом, есть одно, не есть другое. Достаточно посмотреть на фильмы середины прошлого века. Везде была скрытая реклама курения. Табачные компании спонсировали фильмы. Но, посчитав затраты на лечение, государство выставило противоположную модель.

Есть какие-то общие рекомендации, соблюдая которые, можно дольше сохранить здоровье?

Универсальные советы давать очень сложно. К примеру, я скажу, что людям нужно ходить по 10 тысяч шагов в день. Но всегда найдется человек со сломанной ногой. Скажу, что полезно не есть после шести вечера, но найдутся люди с язвой. Все общие рекомендации – как средняя температура по больнице.

Относительно физических нагрузок – все просто. Недавно было опубликовано большое 30-летнее исследование. Общий принцип такой: чем больше физкультуры, тем меньше рисков смерти от ряда заболеваний. Минимум, с которого начинается положительный эффект, 150 минут в неделю (это может быть бег трусцой или скандинавская ходьба), максимум – 150 минут ходьбы или 75 минут бега ежедневно.

Даже пожилым? Что вообще им можете порекомендовать?

Есть единственный вариант пережить пенсию – за два-три года до нее придумать себе хобби. Оно должно занять место работы. Ведь человек похож на машину, которая едет под горку. Пока она на ходу, не надо ее останавливать – ведь не факт, что ее можно будет завести вновь.

P.S. Это интервью я брала у Сергея Николаевича для одного профильного издания. Но его там так и не опубликовали. Мысли важные, пусть даже если они идут вразрез с вашими. Это не навязывание позиций, а просто повод лишний раз подумать.

 За окном 21 век, почти в каждом доме есть интернет, открыт доступ к любой литературе. Но и по сей день в головах у людей бесчисленное количество домыслов и стереотипов.-2