Сегодня будет вкусная статья. Во всех смыслах, так как говорить будем о еде. О еде в литературе.
И я расскажу вам не про книгу, а про лекцию о книгах, которую я послушала на выходных.
Это лекция из платного образовательного проекта "Умные курсы". Площадка очень интересная и смелая - учит литературе взрослых людей. Я выбрала для себя лекцию про еду в русской литературе.
Поделюсь с вами самым интересным из услышанного.
Зачем вообще автор пишет в своём произведении о еде
Здесь все очень просто и коротко: это характеристика самого героя или времени, в котором он живёт. Также еда может быть символом или объектом для размышлений.
На страницах каких русских писателей чаще всего есть описания еды
Тут я предлагаю вам подумать и составить свой рейтинг до того, как вы дочитаете до конца.
Итак, оказалось, что есть писатели, абсолютно равнодушные к еде в своём творчестве. Например, Лермонтов. Несмотря на то, у него очень «этнографическая» проза, которая просит описания местной кухни, найти это описание почти нельзя.
Лаконично пишет про еду и Достоевский. И, что странно, Островский, чьи герои - из купеческой среды, где всегда богатый стол, бесконечные чаепития.
Так, исследователь русской кухни В.Похлебкин собрал из 44 произведений Островского меню: для обычного дня и ресторанный вариант - званый обед.
Меню домашнего купеческого повседневного обеда
Закуска. Соленые грибы. Соленые огурцы. Капуста квашеная. Холодный поросенок с хреном. Водка.
Первое. Щи с солониной. Пирог с грибами и кашей.
Второе. Гусь жареный с яблоками и картофелем.
Третье. Драчена городская.
Чай. Чай с сухарями, баранками, пряниками, вареньем. Сахар. Изюм. Винные ягоды. Мадера.
Меню ресторанного обеда
Закуски.
Рыбные. Анчоусы. Балык. Зернистая икра. Омары.
Мясные. Голова поросячья заливная. Тартинки с сальпиконом из свиных мозгов и языка.
Растительные. Оливки (маслины) фаршированные. Зелень — салат. Цветная капуста.
Хлебенные. Пирожки с начинкой.
Первое горячее. Солянка.
Вторые горячие. Беф а ля мод с трюфелями. Стерляди паровые. Вальдшнепы жареные в кастрюльке.
Десерт. Сыр: честер. Фрукты: виноград, ананасы, персики. Мороженое: пунш-гляссе, сливочное, фруктовое, пломбир.
Пирожное, торт.
Кофе
Хлеб к обеду: Ржаной черный. Пшеничный ситный. Калачи.
Среди «хорошистов» - известный бытописатель Салтыков-Щедрин, граф Толстой и Гончаров. Пишут неоднократно, но в большей мере для сюжета.
А вот кто действительно вкусно пишет о еде, так это Пушкин, Чехов и, конечно, Гоголь.
Пушкиноведы посчитали, что в "Евгении Онегине" театру посвящено 20 строк, женским ножкам - 73, а вот еде - 232.
Часто пишет о еде ранний Чехов. Например, в рассказе " О бренности":
Но вот, наконец, показалась кухарка с блинами… Семен Петрович, рискуя ожечь пальцы, схватил два верхних, самых горячих блина и аппетитно шлепнул их на свою тарелку. Блины были поджаристые, пористые, пухлые, как плечо купеческой дочки… Подтыкин приятно улыбнулся, икнул от восторга и облил их горячим маслом. Засим, как бы разжигая свой аппетит и наслаждаясь предвкушением, он медленно, с расстановкой обмазал их икрой. Места, на которые не попала икра, он облил сметаной… Оставалось теперь только есть, не правда ли? Но нет!.. Подтыкин взглянул на дела рук своих и не удовлетворился… Подумав немного, он положил на блины самый жирный кусок семги, кильку и сардинку, потом уж, млея и задыхаясь, свернул оба блина в трубку, с чувством выпил рюмку водки, крякнул, раскрыл рот…
А для его поздних произведений это уже скорее отрицательная характеристика, как, например, в «Крыжовнике».
Про Гоголя можно и не пояснять. Все помнят обеды Чичикова, старосветских помещиков и "Вечера на хуторе...". Сам Николай Васильевич умел готовить и был знатным сладкоежкой.
По воспоминаниям C.Т. Аксакова, в день праздника "Гоголь непрестанно приподнимал крышки с кастрюль и внюхивался в струящиеся оттуда ароматы. Наблюдал за тем, как жарились перепела и каплуны, как закипали вареники с вишней, а в духовке шипел жирный слоеный пирог". Одним из любимых блюд писателя были спагетти. Их рецепт Гоголь привез из Италии.
В 20 веке традицию описания еды продолжили Ильф и Петров ("В этот день бог послал Александру Яковлевичу на обед..." и "Мусик!!! Готов гусик?!") , Булгаков с порционными судачками, Бабель ("...уху, в которой перламутром отсвечивали лимонные озера").
Почему щи - это и не щи вовсе
В 19 веке были знакомые нам названия блюд, но вот обозначали они совсем другое. Например, котлеты в "Онегине" - это не рубленая привычная нам котлета, а свиная отбивная на косточке.
Бутылка кислых щей у Гоголя намекает нам, что это явно не суп. Тогда это был напиток из капустного рассола и подавали его в конце обеда. При этом напиток был газированным, поэтому его приходилось хорошо закупоривать в бутылки из-под шампанского.
И уха в то время была любом супом на прозрачном бульоне, а не только рыбным. В общем, та самая уха из петуха.
Ну и несколько уже непонятных для нашего времени названий из литературных произведений
Драчена - картофельная лепешка
Ерофеич - очень крепкий напиток, пьют 1-2 рюмки исключительно для аппетита, самогон на травах
Листовочка - ещё один вариант настойки
Полоток - половинка любой птицы
Консервы - например, "страсбургский пирог нетленный", по сути паштет, который заливали либо воском, либо жиром в специальной форме.
Я собрала небольшую подборку книг по этой теме, если вам тоже вкусно и интересно:
Любимая еда русских писателей. Алексей Митрофанов. Ridero
Что предпочитали на обед наши любимые писатели? Кто из них был гурманом и лакомкой, а кто равнодушным к еде? А для кого и вовсе главным было выпить? Как все это связано с их прозой и поэзией? Приоткроем завесу.
Французская кухня в России и русской литературе. Виталий Задворный. Новое литературное обозрение
Средневековая Франция стала одной из первых европейских стран, в которых были созданы кулинарные книги, - и это позволило сохранить непрерывность гастрономической традиции, ведущей свой отсчет еще со времен Римской Галлии. Неудивительно, что влияние этой национальной кухни на общеевропейскую и особенно русскую гастрономическую культуру очень велико. В своей книге В. Задворный прослеживает это влияние на материале русской классической литературы, анализируя, как о французских блюдах писали Пушкин, Вяземский, Толстой, Гончаров, Лесков, Чехов и многие другие. Отдельные главы посвящены истории французской кулинарной книги, обеденной традиции, винам, ресторанам Петербурга и Москвы, а также французским гастрономическим терминам, вошедшим в русский язык. Виталий Задворный - кандидат философских наук, переводчик, главный редактор Католической энциклопедии.
Большая поваренная книга Гарри Поттера. От праздничных пиров Хогвартса до камерных посиделок в "Норе"
В книге представлены уникальные рецепты из мира Гарри Поттера, которые научат магии в домашних условиях и позволят попробовать волшебство на вкус. Лакомства собраны из разных уголков удивительной вселенной. Они помогают перенестись далеко за пределы Хогвартса, оказаться на Тисовой улице, отведать полевую кухню Золотого Трио или посетить ужин Пожирателей Смерти. Атмосферные фото блюд и подробные инструкции помогут создать шедевр даже без волшебной палочки, а описания из книг о мальчике, который выжил, и иллюстрации Анастасии Лавру проведут вас по уже таким родным локациям волшебного мира.
А есть ли у вас любимое описание блюд в литературных произведениях?