Найти тему
Сокол-корабль

Идолище Поганое. Чудовище, захватившее Киев.

Уродливый обжора сидит на княжеском месте, пока сам князь подносит ему еду и напитки. Огромная пасть расплывается в зубастой улыбке. Наконец-то мечта чудовища исполнилась – столица Руси теперь принадлежит ему. А единственный враг, который может попробовать вернуть её русским – сейчас где-то далеко, а может, вороны уже клюют его тело в чистом поле. Но сама память о героях должна быть стёрта, с этого дня любой, кто помянет имя Ильи Муромца, будет казнен…

Былина «
Илья Муромец и Идолище» известна более чем в 60 вариантах. Пожалуй, это одна из самых известных былин про Илью Муромца. И в данной статье мы рассмотрим образ врага из этой былины – Идолища. Образ этого монстра объединил в себе большой и трагический исторический опыт русского народа. Он соединяет в себе черты мифологические и исторические.

Идолище. Его часто изображают либо великаном, либо захватчиком из Золотой Орды.
Идолище. Его часто изображают либо великаном, либо захватчиком из Золотой Орды.

Имя чудовища

Само слово
Идол происходит из греческого языка εἴδωλον (Эйдолон) и имеет значение образа или кумира. Идолами называли изображения и статуи богов, иногда так называют личины и маски, которые использовали во время магических или религиозных обрядов. Имя Идолище подчеркивает огромные размеры, возможно, это имя может означать, что этому существу когда-то поклонялись.

В вариантах былины он может быть так же назван Одолищем, Рыдалищем, Издолищем или же просто Чудовищем. Эти имена, хотя и являются искажением изначального, дополняют образ монстра. Одолище – тот, кто пытается одолеть русскую землю. Рыдалище – чудовище, от которого все вокруг рыдают.

Наиболее частыми устойчивыми эпитетами, которыми наделяется Идолище – поганое и проклятое.

Киево-Печерская лавра. Именно здесь покоятся мощи святого Ильи Печерского, который считается одним из возможных исторических прототипов Ильи Муромца.
Киево-Печерская лавра. Именно здесь покоятся мощи святого Ильи Печерского, который считается одним из возможных исторических прототипов Ильи Муромца.

Языческий кумир

В русских духовных стихах врагами часто выступают Змеи, требующие поклонения и кровавых жертв, однако с ними быстро расправляются святые воины. Идолище же не требует человеческих жертвоприношений, но как и любое «нечистое» существо он ненавидит звон колоколов, нищих и священников:

Говорит тут Идолище таково слово:
«Запрети-ка просить милостыню Христа ради
Да и тем же каликам да перехожим,
Перехожим каликам, да переброжим!
Христианскую веру да облатыню всю,
Уж я Божьи-то церкви всё на дым спущу,
Я попов-патриархов да всех под меч склоню…


А единственный страх Идолища – что русский богатырь Илья Муромец вернется в Киев. Страх этот настолько велик, что Идолище запрещает упоминать имя богатыря под угрозой жестокой казни:

А кто помянет у нас да Илью Муромца
Да такового у нас да судом судить,
А судом где судить, да живому не быть –
Очи ясные вынимать его косицами,
Да язык ведь тянуть да теменем!

Илья Муромец и Идолище. Фрагмент диафильма.
Илья Муромец и Идолище. Фрагмент диафильма.

Внешность Идолища

Русский фольклор довольно скуп на яркое и детальное описание монстров и чудовищ. Мы можем лишь догадываться, как наши предки представляли себе Идолища. Однако несколько деталей повторяются из былины в былину – Идолище обладает огромным ростом и изысканным уродством:

А подошло к Киеву Идолище проклятое:
Да и длинное Идолище, семисаженное,
Голова у Идолища – как пивной котёл,
Между глаз у Идолища – калена стрела.


Главным оружием Идолища в большинстве вариантов былины является булатный нож, которым он кидает в Илью Муромца. С помощью этого ножа Идолище обжирается, насаживая на нож целые лебединые туши. Эти детали позволяют сделать предположение, что этот нож – ритуальное оружие. Идолище сам себе и идол и жрец.

Погибает Идолище после того, как Илья Муромец наносит ему удар дубиной (дорожной палкой) в голову. Голова слетает с плеч будто пуговица и богатырь выставляет голову на всеобщее обозрение, в назидание другие чудовищам, чтобы у них даже мысли не появилось снова идти на Русь:

Отрубил у Идолища буйну голову,
А втыкал буйну голову на остро копьё,
А втыкал он копье в чистом поле:
«Уж ты гой еси, голова Идолища!
А дуй в тебя, голову, а ветры буйные,
А секи тебя, голову, да часты дождички,
А грейте над тобой вороны черные!»
А тут Идолищу славы поют.


Наши предки исполняли эти песни минимум сотню лет назад, сами сюжеты возникли многие века назад. Но история имеет странную привычку постоянно повторяться.

Источник текстов былин: Григорьев, III том, №19 и 51.

__________________________________________________________________________________________

Благодарю Вас за прочтение!

Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском эпосе.

Подписывайтесь на группу вконтакте:
https://vk.com/sokol_korabl

Спасибо всем, кто поддерживает выход нового материала:

https://www.donationalerts.com/r/sokol_korabl

Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.