Найти тему
Музклассы.рф

Ребенок хочет бросить музыкальную школу: что делать?

Оглавление

Еще вчера ваш ребенок с удовольствием бежал в музыкальную школу, делился впечатлениями от уроков, ждал следующей встречи с педагогом. И вдруг заявляет: «В „музыкалку“ больше не пойду!»

Что же произошло? И что делать родителям, если у ребенка пропал интерес к занятиям музыкой?

«Я не буду это делать!». Но что скрывается за детским категорическим отказом? Родителям очень важно научиться это понимать. Фото: unsplash.com
«Я не буду это делать!». Но что скрывается за детским категорическим отказом? Родителям очень важно научиться это понимать. Фото: unsplash.com

Как реагировать родителям?

На первый взгляд, варианта всего два: заставить (или уговорить) ребенка продолжить обучение или позволить ему бросить музыкальную школу. Но оба варианта могут стать болезненным решением либо для ребенка, либо для родителя. Как же обойти эту проблему?

Если в семье складываются доверительные отношения, то желание перестать заниматься музыкой, скорее всего, не станет для вас сюрпризом. Наверняка ребенок и раньше рассказывал о своих трудностях: что ему не нравится, что не получается, что расстраивает. Здесь родителю стоит включиться в решение проблемы и попытаться помочь.

Но, допустим, эта новость стала для вас неожиданностью. Тогда первое, что нужно сделать — выслушать ребенка. Не спорить, не доказывать, не заставлять, не уходить от разговора, не обесценивать выбор, а принять его право на собственное мнение. Попытайтесь понять, как он к этому пришел. Ведь нередко за фразой: «Я больше не пойду в музыкальную школу» скрывается не принятое раз и навсегда решение, а просьба о помощи! И если помочь ребенку справиться с трудностями, то обучение вполне можно продолжить.

Почему возникает желание бросить музыкальную школу?

Наверное, почти каждый родитель сталкивался с ситуацией, когда у ребенка пропадал интерес к каким-либо занятиям. Но универсального рецепта для разрешения такой, казалось бы, типичной ситуации, нет. Все дети уникальны. Оригинальны и причины, побудившие их сделать такое заявление. Дальнейшее поведение родителя должно зависеть именно от этих причин.

Вот самые распространенные из них:

  • усталость;
  • сложности в усвоении программы;
  • недопонимание с педагогом;
  • отсутствие интереса.
Усталость — частая причина желания бросить музыкальные занятия. Фото: Александр Калугин / Фотобанк Лори
Усталость — частая причина желания бросить музыкальные занятия. Фото: Александр Калугин / Фотобанк Лори

Усталость

Если ребенок говорит вам, что устает, не высыпается, болит голова — подумайте, может быть, это не обычная лень, а действительно так? Ведь занятия в музыкальной школе — серьезная нагрузка. Это систематический, упорный, кропотливый труд: изучение непростого материала, отработка сложнейших навыков, эмоциональное напряжение от выступлений, конкурсов, экзаменов.

Помимо музыкальной, ребенок посещает еще и общеобразовательную школу. И там, и там задают домашние задания. А если он ходит еще в какие-то секции и кружки, то, возможно, для него это действительно много.

Подумайте вместе с ребенком и обсудите, как перераспределить время, составить более удобный график, перестроить режим. От каких-то дополнительных занятий, возможно, придется отказаться. Можно нанять репетитора, или даже взять перерыв и отдохнуть от музыкальной школы. Если музыкальное образование — это выбор ребенка, у него есть тяга к музыке, то он обязательно соскучится и сам попросится обратно.

Подробнее о том, как грамотно выстроить график ребенка, читайте в этой статье:
Тайм-менеджмент ученика музыкальной школы: как все успевать?

Сложности в усвоении программы

В музыкальной школе ребенок неизбежно терпит какие-то неудачи. Что-то не получается, не запоминается, он может не видеть результатов своей работы. Такое обстоятельство демотивирует любого. Как помочь? Для начала разобраться, из-за чего случаются неудачи. Возможно, ребенок пропустил и не усвоил какую-то важную тему. Может быть, педагог недостаточно доступно объясняет или ученику не подходит инструмент.

Если вы видите, что у ребенка в принципе есть желание заниматься, но обучение дается ему с трудом, то стоит поговорить с учителем и узнать его мнение. Решением проблемы могут стать дополнительные занятия, смена инструмента, переход к другому преподавателю или на более легкую программу.

Недопонимание с педагогом

Известная истина: хорошие, продуктивные отношения с педагогом, основанные на взаимоуважении и взаимопонимании — база успешного обучения. Если учитель не понимает ученика, а ученик не понимает учителя, то вариант один — менять педагога. Конечно, не стоит рубить сгоряча, имеет смысл с ним сперва пообщаться. Но если вы видите, что это не дает результата, смело переходите к другому преподавателю.

Отсутствие интереса

А если ребенку совсем не интересно? Если он говорит, что не любит эти занятия, ему там скучно, он вообще не хочет заниматься музыкой? Тогда ответ на вопрос, бросать ли музыкальную школу, скорее всего, будет таким: бросать. Не стоит заставлять ребенка заниматься тем, что ему совершенно не нравится. Есть огромное количество других направлений, школ и кружков. Обсудите с ребенком, чем он хочет заниматься. Может быть, рисовать, программировать или танцевать. А музыкальное развитие можно продолжать, посещая концерты и театры, включая дома хорошую музыку, развивая семейные музыкальные традиции. Возможно, со временем и интерес проснется.

Разговаривать с детьми «по душам» бывает непросто, но совершенно необходимо. Фото: Яков Филимонов / Фотобанк Лори
Разговаривать с детьми «по душам» бывает непросто, но совершенно необходимо. Фото: Яков Филимонов / Фотобанк Лори

С подростками сложнее

В переходном возрасте к перечисленным причинам могут добавиться и другие. Подросток стремится найти себя, сомневается во всем, бросает привычное и пробует новое. Отказ от музыкального образования может стать проявлением подросткового бунта. Если у него не хватает времени на общение со сверстниками, то он будет забирать это время от учебы. Особенно, если среди друзей нет тех, кто разделяет его увлечение.

В старших классах дети снова сосредотачиваются на учебе, готовятся к поступлению. И если ребенок не собирается в музыкальное училище, а видит свое будущее совсем в другой области, то «музыкалка» начинает серьезно мешать. Снова появляются мысли уйти, бросить музыку.

Рекомендации родителям здесь все те же: открытый честный диалог и совместный поиск решения проблемы. Конечно, очень жаль потраченные на музыкальное образование годы и деньги. Но если на кону поступление в вуз и у ребенка объективно нет ни сил, ни возможностей совмещать учебу, придется сделать сложный выбор. А вот если есть хотя бы небольшой шанс успешно встроить музыкальную школу в график, то лучше ее все-таки закончить.

Все пишут: «Поговорите с ребенком». А как с ним говорить?

Выяснить истинные потребности и опасения ребенка поможет техника активного слушания. Само название предполагает, что родитель не оценивает, не спешит задавать вопросы, не выдает готовое решение, а становится внимательным слушателем и как эхо отражает чувства и пожелания ребенка.

Например:

— Я в «музыкалку» больше не пойду!

— Ты хочешь бросить музыкальную школу.

— Да, мне это надоело, никто из класса не ходит в «музыкалку». Все приходят домой, делают уроки и идут гулять.

— Ты хочешь больше времени проводить с друзьями, гулять так же, как и они.

И вот вы уже понимаете, что ребенок в первую очередь скучает по друзьям, а бросить «музыкалку» — просто первое пришедшее на ум решение. Ваша совместная задача теперь — найти и обсудить другие варианты, как высвободить время для игр и прогулок, не бросая музыкальную школу.

Когда разговор выстраивается таким образом, ребенок чувствует, что его не критикуют, не осуждают, что он может быть откровенным. А родитель получает больше информации о возникшей ситуации и ее истинных причинах. Но помните: контакт с ребенком нужно сохранять всегда! Интересоваться его делами, трудностями, успехами постоянно, а не только в сложной ситуации. Если вы впервые прибегнете к такому способу ведения диалога в критический момент, это может не сработать, а вызвать лишь непонимание.

Таким образом, нет единого универсального алгоритма, что делать, если ребенок не хочет ходить в музыкальную школу. Для кого-то будет правильным бросить обучение, а кому-то достаточно взять паузу или подкорректировать некоторые моменты.

Самое важное — принимать это решение вместе с ребенком. Даже если вы выберете уйти, возможность вернуться в музыку будет всегда. Было бы желание!