Медицинские организации и работники за нарушение прав в сфере охраны здоровья при оказании медицинской помощи несут предусмотренную законом ответственность. На практике споры о некачественном оказании медицинских услуг являются распространенными и встречаются довольно часто. В статье рассмотрим, при каких условиях возможен возврат денег за платные медицинские услуги и что для этого нужно сделать.
Качество медицинской помощи
Согласно ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», под качеством медицинской помощи понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Критерии качества медицинской помощи зависят от обстоятельств конкретной ситуации и того, какая именно услуга оказывается. Например, стоматологические услуги могут быть признаны некачественными в следующих случаях (Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.07.2021 по делу № 88-15226/2021)::
- проблемы пациента не были устранены;
- произошло скалывание или изменение оттенка зубов;
- нарушен эстетический вид;
- в организм пациента занесена инфекция;
- причинен иной вред здоровью.
Поскольку для установления факта некачественного оказания медицинских услуг требуются специальные знания, в большинстве случаев этот вопрос разрешается в рамках проведения независимой экспертизы.
Права потребителя при некачественном оказании медицинских услуг
В случае некачественного оказания медицинских услуг, пациент, согласно ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», вправе по своему усмотрению требовать от медицинской организации:
- безвозмездного устранения недостатков;
- уменьшения стоимости;
- повторного выполнения работы;
- возмещения убытков и понесенных расходов.
Кроме этого, пациент может рассчитывать на компенсацию морального вреда и потребительский штраф, если медицинская организация откажется удовлетворять заявленные требования в добровольном порядке.
Далее более подробно разберем, как и в каком порядке осуществляется возврат денег за платные медицинские услуги.
Досудебная претензия
Законом не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров, связанных с некачественным оказанием медицинских услуг. Однако на практике предварительно обращаться к медицинской организации крайне желательно, поскольку в случае добровольного удовлетворения всех требований можно избежать дополнительных финансовых и временных затрат.
Для этого нужно подготовить и подать претензию. Строго закрепленной формы у претензии нет, поэтому она составляется в произвольном виде. Главное, чтобы были указаны данные пациента, реквизиты медицинской организации, обстоятельства заключения договора, информация об оплате, а также перечислены допущенные нарушения и заявлены желаемые требования. Также к претензии нужно приложить подтверждающие документы.
Подать претензию можно непосредственно работнику медицинской организации (важно получить отметку о вручении на втором экземпляре) или отправив заказным письмом по почте.
По общему правилу требования должны быть удовлетворены в течение 10 дней. Если этого не произошло, добиваться взыскания денег придется в судебном порядке.
Обращение с жалобой в государственные органы
На некачественно оказанные частной клиникой медицинские услуги можно пожаловаться в Роспотребнадзор. Если по результатам проведения проверки будут установлены нарушения, организацию и виновных лиц могут привлечь к ответственности.
Кроме этого, факт начатых разбирательств может переубедить клинику и она решит в добровольном порядке удовлетворить все ранее заявленные требования.
Обращение с иском в суд
Если все ранее предпринятые шаги не помогли, за возмещением и компенсацией нужно обращаться в суд. В рамках разбирательства, в зависимости от обстоятельств конкретной ситуации, для установления факта некачественного оказания услуг, суд может назначить проведение независимой экспертизы.
В случае выигрыша дела можно требовать не только возврата уплаченных средств, но и возмещения причиненных убытков с выплатой компенсации морального вреда.
У вас есть вопрос по защите прав потребителей? Задайте его нашим юристам по тел. +7 (495) 198-70-77 или на нашем сайте vrutskii.com