Найти в Дзене
Простыми словами

О поощрении и наказании

Наверное, каждый родитель озабочен тем, чтобы ребенок выполнял свои обязанности качественно, в частности, хорошо учился, преуспевал в разных видах деятельности и т.д. Для стимулирования мотивации к хорошей успеваемости часто прибегают к поощрению, в основном – материальному. Это распространенная практика – давать деньги за хорошие оценки или еще какие-нибудь обязанности по дому, например. Плохо это или хорошо – решать каждому родителю самому. Для меня это плохо, но речь сейчас не об этом, а о том, что поощрение бывает разным, и далеко не всегда действенными его способами являются материальные подкрепления. Итак, поощрение и наказание. Это, если смотреть глобально – формирование своего рода условного рефлекса: делай так – получишь это, не будешь делать так – не получишь это. Так работает материальная мотивация. И часто дети и стараются-то именно для того, чтобы получить денежку. Нетрудно понять, что пользы от такой учебы будет немного. Однако, такой способ сродни дрессировке, но есть бо

Наверное, каждый родитель озабочен тем, чтобы ребенок выполнял свои обязанности качественно, в частности, хорошо учился, преуспевал в разных видах деятельности и т.д. Для стимулирования мотивации к хорошей успеваемости часто прибегают к поощрению, в основном – материальному. Это распространенная практика – давать деньги за хорошие оценки или еще какие-нибудь обязанности по дому, например. Плохо это или хорошо – решать каждому родителю самому. Для меня это плохо, но речь сейчас не об этом, а о том, что поощрение бывает разным, и далеко не всегда действенными его способами являются материальные подкрепления.

Итак, поощрение и наказание. Это, если смотреть глобально – формирование своего рода условного рефлекса: делай так – получишь это, не будешь делать так – не получишь это. Так работает материальная мотивация. И часто дети и стараются-то именно для того, чтобы получить денежку. Нетрудно понять, что пользы от такой учебы будет немного. Однако, такой способ сродни дрессировке, но есть более уважительные способы мотивации и более действенные, на мой взгляд.

К таким способам относится похвала и обращение внимания на успехи. Что нас заставляет совершать какие-либо действия? Конечно, желание это сделать, удовольствие от этого дела, когда мы этим увлечены, но еще и то, что другие люди замечают то, что мы сделали, отмечают наши заслуги и искренне нас хвалят.

Это в меньшей степени касается взрослых, потому что они более независимы от чужого мнения, и у них в принципе меньше людей, похвала которых была бы для них важна. Взрослый человек меньше в ней нуждается, но все же нуждается. Поэтому так важно руководителю отмечать достижения подчиненных. Но когда речь о детях, то им особенно важно быть замеченными значимыми взрослыми – родителями и учителями. И вот здесь крайне важно всегда обращать внимание на достижения ребенка и всячески их отмечать – выражать искреннюю гордость и радость за успехи ребенка.

Это тонкий психологический момент, но он имеет большое значение. Поощрение через внимание способно мощно стимулировать соответствующие действия. К тому же таким образом в ребенка вдыхается уверенность в собственных силах и успехе, чего не происходит при материальном поощрении, которое работает только на короткий промежуток времени (выучил – получил хорошую оценку и забыл), и не приносит ощутимой пользы.

Родитель, подобно грамотному руководителю на рабочем месте, в зоне своей прямой ответственности имеет то, как ребенок себя ощущает, какую имеет самооценку, как выполняет разного рода действия, как относится к возможным неудачам и т.д. Все эти проявления во многом основываются на внимании, которое уделяет родитель (и учитель) тому или иному моменту. Если позитивное внимание уделяется хорошим проявлениям, тем, где ребенок приложил старания и труд и получил результат, пусть даже этот результат не совсем удовлетворяет родителя, но он все равно поддерживает ребенка и выражает и транслирует ему, что он молодец и победил в любом случае, то вера ребенка в свои силы будет только крепнуть, а к неудачам он будет относиться философски.

Например, ребенку никак не давался какой-либо предмет, он не мог освоить правило или еще что-то, получал постоянно тройки. И вот ему, наконец, удалось получить четверку. Он очень рад. Но гордости и позитивного заряда, а, что самое главное, желания и дальше работать в таком духе, ему добавят то, что учитель при всем классе похвалит и зафиксирует внимание всех учеников на том, какого успеха достиг этот ученик. А родители дома за ужином обязательно отметят этот факт и даже могут спросить у ребенка, как же ему это удалось и как он к этому шел, и выразить искреннюю радость за его успехи.

Если же фиксировать внимание только на том, что получилось плохо, то со временем ребенок решит, что он неудачник, что ни на что не способен и перестанет стараться что-либо делать. А зачем? Ведь все равно не получится (а такие убеждения – это результат внимания на неудачах, в картине мира такого ребенка у него ничего не получается, даже если у него есть успехи, потому что на них никто не обращал внимания). А все потому, что его удачи не замечались, а внимание концентрировалось только на плохом. Вот поэтому так делать не стоит, вместо этого – обращайте внимание на хорошее и всячески взращивайте лучшие начинания у детей.

Наказание – это как раз фиксация на негативном. Нельзя сказать, что можно вовсе без них обойтись. Бывает по-разному. Но все же наказание представляется не слишком действенным методом, ведь оно подразумевает страх лишиться чего-то, испытать негативные эмоции, но не желание перестать что-то делать, за что наказали. То есть качественные изменения в сознании ребенка под действием наказаний не происходят, а все основывается только на страхе быть пойманым за что-то. Здесь у ребенка связываются отрицательные эмоции с каким-либо поведением, однако это не значит, что он не будет хотеть и дальше продолжать это делать (очень возможно будет делать и дальше, только втихаря или пытаясь утаивать), к тому же у многих это единственный способ получить внимание от родителей. Получается, что наказание вынуждает ребенка снова и снова делать то, что запрещают, чтобы получить внимание от родителей, пусть даже в негативном ключе.

Смысл не в том, чтобы заставить, а в том, чтобы сформировать мотивацию самому совершать то или иное действие в соответствии со своими желаниями и установками. Если вы про «заставить», то наказания тут подходят. Если про «сформировать собственное желание», тогда это более сложный путь, путь, где вы видите способную и талантливую личность в своем ребенке. Это не значит, что он везде должен побеждать, нет, это значит, что сам для себя он должен быть победителем, не зависимо от того, получил ли он первое место, второе, или же был просто участником.

Позитивное подкрепление от значимых людей – это важнейший прием при формировании мотивации младших школьников к учению, в частности, но не только. На детей постарше это тоже действует, но у них уже имеет значение одобрение сверстников тоже. Но влияние родителей и учителей не становится менее важно. Оно важно всегда. Поэтому необходимо следить, чему вы отводите свое внимание – отчитыванию и бесконечным недействующим наказаниям или поддержке и внушению чувства уверенности в своих силах. А если что-то не так, всегда можно поговорить и узнать, что же мешает ребенку учиться и как ему можно помочь – это тоже внимание и поддержка, которая для него крайне важна и которую он негласно может просить этим своим негативным поведением.

Ситуации бывают разные. Но неизменно одно – поддержка и фиксирование внимания на позитивных моментах имеют мощное значение, зачастую гораздо более сильное, чем наказания. То, что вы хотите усилить, то и следует подкреплять – хотите усилить хорошее – подкрепляйте его, подкрепляете плохое – усиливаете это. Вот такая здесь механика.

А какие методы мотивации используете вы? Как относитесь к поощрению и наказанию за плохие оценки? Какой из методов считаете более действенным?

Подписывайтесь на канал - впереди много интересного)

Мой подкаст "Ничего личного" - присоединяйтесь)