У меня есть мечта - на одной из развилок дорог нашей республики приделать ночью шуточный дорожный указатель: "На Панаму". Потому что в другую сторону стоит указатель "Нариман".
Нариман - важная точка в татарстанском краеведении, и не только потому, что там родился прокурор-краевед Кафиль Амиров (вот уж у кого из справочника по истории улиц Казани никогда не было плагиата в сети).
Нариман - это село с двойной историей. Если не вчитываться в источники, то основан он в 1924 году. В рамках программы по возвращению татарского населения к берегам Волги, была такая программа в нынешнем Верхнеуслонском районе в 1920е, в первые годы ТАССР, чтобы преодолеть последствия ограничений на расселение еще с 16 века, которые потом закрепились межеванием земли для каждой общины.
Но это речь идет о той части, с которой объединилась более маленькая и более старая часть села. Она же постарше, называлась она Лесные Гребени или Поселок Гребеневского Спиртзавода. Существовал спиртзавод как минимум с 1891, а вот на топографической карте 1880 года никакой деревни нет, значит спиртзавод построили не в существующей уже деревеньке.
От спиртзавода в деревне остались мощные руины (завод закрылся в 1986 году), а также еще целы и на момент нашего посещения жилой многоквартирный "дом управляющего" (исследователи считают, что сам управляющий там не жил, а это было здание усадьбы владельцев земель и собственников завода, маркиз Паулуччи Виктор Александрович, вот только стройка закончилась в 1914 и как имение в классическом смысле, в народной памяти оно и не осталось) .
Вид его перекликается с усадьбой в Долгой Поляне, которую все, в принципе, зовут именно что усадьбой и ассоциируют с Молостовыми.
Кстати, наверное именно то, что земля тут была помещичья, а не общины какой-нибудь этнически русской деревни и предопределила реализацию именно в этом месте программы по возвращению татар к берегам Волги.
Нариман, конечно, сейчас куда более дачное место, чем прям настоящее живое село, но он отличается от ближайших к Казани сел "в пределах 1 часа на теплоходе", не похож и на типичные настоящие, не дачные татарские села, стремится, но все же своим духом не дотягивает до Кызыл-Байрака, который, как мне кажется, хранит ощущение бывшей коммуны 1920х с налетом большого интереса к нему городской интеллигенции.
Но в тот раз целью нашего визита была ни усадьба, ни руины завода (их даже не посетили), а рельеф и старая заброшенная дорога через речку в сторону Гребеней, где сейчас построен мост М12 через Волгу. Это любимые наши места для пикников и сбора земляники.
Возвращаемся в село и находим там...
Местная таможня нас инспектирует, и потом отпускает обратно в город. А в честь кого Нариман назван Нариманом, мы так и не узнали. Но шляпу на панаму тут точно не носят, проверили!