Найти тему
Северная Корона

Удачному браку «безродной разводки» завидовали даже дворянки. Роскошная жизнь и нищенская старость Зинаиды Морозовой

Оглавление

С самых юных лет Зиночка Зимина, дочь купца второй гильдии Григория Зимина, грезила о дворянстве. Яркая и энергичная, в своих девичьих мечтах молоденькая купчиха представляла себя хозяйкой роскошного салона, окруженной утонченными аристократами.

Но чуда не произошло. Когда Зинаиде исполнилось 17 лет, ее отец-старообрядец поставил ее перед фактом. Будучи дочерью купца, и выйти она должна была за купца. Родители обручили Зинаиду с Сергеем Морозовым, представителем линии «Викуловичей» знаменитой купеческой семьи.

Любящий, но неинтересный

Венчание Зинаиды и Сергея состоялось в 1884 году. На свадьбе племянника присутствовал, в том числе и его двоюродный дядя — Савва Тимофеевич Морозов, знаменитый меценат и предприниматель. Несмотря на то, что о дворянстве пришлось забыть, жаловаться Зинаиде на ее брак вроде бы не приходилось. Супруг Зинаиды так же, как и она, происходил из семьи старообрядцев, был старше нее всего на 7 лет, и по воспоминаниям современников, очень любил ее.

Зинаида Морозова
Зинаида Морозова

Однако семейная жизнь молодых не задалась. Супруги абсолютно не подходили друг другу по характеру. Мягкий, нерешительный, напрочь лишенный практического мышления, Сергей не устраивал свою смелую, хозяйственную и энергичную жену.

Не совпадали не только характеры, но и интересы супругов. Получившая неплохое домашнее образование Зинаида любила театры, интересовалась литературой, музыкой и живописью. Сергей же подобных "глупостей" терпеть не мог. Все свое время молодой купец проводил в компании друзей за азартными играми, участвуя в скачках или охотах в окрестностях Москвы.

-2

Свою жену Морозов боготворил, но и сам понимал, что счастья ей составить не может. Не единожды Сергей говорил Зинаиде, что он ей совсем «не пара». Будучи старообрядкой, сама Зинаида Григорьевна относилась к мужу уважительно и старалась жить с ним в мире. Известно, что, несмотря на несходство характеров, супруги практически никогда не ссорились.

Возможно Морозовы и прожили бы долгую совместную жизнь. Но в 1887 году произошел случай, перевернувший жизнь Зинаиды Григорьевны и изменивший все.

"Своевольный" поступок

Одним из друзей семьи Морозовых был двоюродный дядя Сергея — знаменитый меценат Савва Морозов, тот самый, который присутствовал когда-то на их свадьбе. Однажды Савва Тимофеевич позвал семейство племянника на вечер, который он устраивал в клубе служащих своей Никольской мануфактуры.

Зинаида Григорьевна, уставшая сидеть в одиночестве в своем тихом купеческом доме, была очень рада приглашению. Сергея же предложение дяди не заинтересовало. Как ни уговаривала Зинаида мужа, он наотрез отказался идти на вечеринку. Вместо этого молодой Морозов отправился на свою любимую охоту.

Не добившись от мужа ничего, Зинаида однако «проявила своеволие и упрямство». Молодая купчиха наняла извозчика и отправилась на званый вечер к Савве Морозову в одиночестве и без сопровождения, вопреки всем нормам приличия.

-3

Для старообрядки поступок это был из ряда вон выходящим. Встретив Зинаиду, Савва Тимофеевич удивился, но обрадовался и проводил ее в зал. Что случилось потом, доподлинно неизвестно. Но вскоре до матери Саввы Морозова, строгой Марии Федоровны, начали доходить слухи о том, что сын завел роман с молодой супругой племянника.

Не просто интрижка

Связь Зинаиды и Саввы Тимофеевича в последующем оказалась не просто интрижкой. Богатейший меценат и дочь бедного купца полюбили друг друга. Несколько месяцев Савва и Зинаида встречались, и вскоре речь начала заходить о женитьбе.

Пойти на развод с мужем воспитанная в строгой вере Морозова, несмотря на настояния Саввы Тимофеевича, все никак не решалась. Сама Зинаида в последующем описывала этот период своей жизни так:

Когда началась моя любовь к Савве Тимофеевичу, мы с Сергеем Викуловичем были в Крыму, мне было 18 лет, и я, не будучи плаксивой, целые дни плакала и не знала: решаться ли мне на развод…

Как могла, Зинаида боролась со своими чувствами, но вскоре оказалось, что она беременна, причем не от мужа. Это обстоятельство придало Морозовой сил, и она наконец осмелилась сказать Сергею, что разводится с ним.

"Лучше бы ты умерла"

Савва Морозов, узнав о беременности возлюбленной, тут пошел к своей матушке и объявил, что женится на Зинаиде. Женитьба на разведенных в старообрядческих семьях считалась грехом, бросавших тень не только на самого нарушителя, но и на его родственников. Поэтому, выслушав сына, Мария Федоровна страшно разгневалась и в сердцах сказала:

Первый жених на Москве, а кого в дом ведешь? Что безродная бесприданница она — еще полбеды, разводка, вот что плохо. Мало ли в Москве знатных фамилий, а ты берешь дочь бедного купца, да еще и от племянника ее уводишь!».

Когда о разводе дочери узнал отец Зинаиды, он также не смог сдержать своих чувств. По воспоминаниям современников, выслушав дочь, Григорий Зимин сказал ей: «Лучше бы ты умерла». Сама Зинаида так описала свой разговор с отцом о разводе:

Когда разъехались мы с Сергеем да пошла я по второму разу под венец… сказал родитель: «Мне бы, дочка, легче в гробу тебя видеть, чем такой позор терпеть».

В конце июня 1888 г, несмотря на крайне негативную реакцию родственников с обеих сторон, Зинаида и Савва Морозовы поженились. На свадьбу Савва Тимофеевич подарил молодой супруге дом на Большой Никитской улице.

Савва Морозов
Савва Морозов

Незнакомая атмосфера

Новый муж Зинаиды был гораздо богаче и Сергея Морозова, и ее отца. Выйдя замуж за Савву Тимофеевича, молодая купчиха оказалась в непривычной для себя атмосфере. Дворянкой, как она мечтала в юности, Зинаида не стала, но ее юношеские грезы по-сути сбылись. Вместе с мужем Морозова устраивала блестящие приемы, ездила на балы и общалась с самыми знатными аристократами своего времени.

В семье отца Зинаида получила образование, но для того круга, в котором она оказалась, ее знаний было недостаточно. Поэтому через некоторое время после свадьбы Морозова наняла себе нескольких учителей - изучала французский и английский, подтягивала другие знания. По воспоминаниям современников, благодаря острому уму и природным способностям, Зинаида Морозова очень быстро из тихой купеческой дочки превратилась в одну из самых образованных женщин Москвы.

Зинаида Григорьевна
Зинаида Григорьевна

Знакомые мужа, включая дворян, любили Зинаиду Григорьевну. Один из современников писал о ней:

Присущее ей чувство юмора, чувство русского эмоционального восприятия жизни, уверенность в своей правоте и небоязнь сказать прямо в глаза человеку то, что она о нём думает, сохраняя при этом добрые с ним отношения, её жажда жизни делали её необыкновенной.

По воспоминаниям знакомых, особой красавицей Зинаида Морозова не была, но умела привлекать к себе окружающих. Сохранилось такие ее описания современников:

Зинаида Григорьевна Морозова …большого ума, с прирожденным тактом, ловкая, с вкрадчивым выражением черных умных глаз на некрасивом, но значительном лице…
Это была женщина прекрасно одевавшаяся и умевшая быть приятной, когда хотела; при этом она была всегда довольно бесцеремонна, говорила нараспев с оттенком „nonchalance“

Не обладая особой внешней красотой, Зинаида Морозова однако была обаятельна и отлично умела подать себя в обществе. Будучи супругой одного из самых богатых людей России, она обожала выезжать в свет и принимать участие в масштабных мероприятиях.

Вместе с мужем Зинаиду часто видели на балах, приемах и театральных постановках. Роскоши, которую окружала Зинаиду Морозову после ее замужества, завидовали многие дворянки, даже не из самых бедных семейств.

-6

Слишком длинный шлейф

Желание Морозовой быть в центре внимания иногда даже ставило Савву Тимофеевича в неловкое положение. К примеру, 1896 г. Морозова заставила говорить о себе всю российскую элиту.

Супруги тогда поехали на Нижегородскую выставку, где присутствовала и императорская семья. Когда Зинаида Григорьевна появилась в зале, присутствующие тут же обратили внимание на шлейф ее платья. Оказалось, что он длиннее шлейфа императрицы Александры Федоровны. А такое было совершенно недопустимо.

В начале 1890-х годов Савва Морозов купил любимой жене особняк с садом на Спиридоновке. В этом доме Зинаида Григорьевна в последующем открыла салон, который активно посещали аристократы, писатели, художники и музыканты.

Зала в особняке Морозовых на Спиридоновке
Зала в особняке Морозовых на Спиридоновке

Большое несчастье

В первое время супруги жили счастливо. Но в последующем отношения в семье разладились. В отличие от жены, Савва Тимофеевич не слишком любил общественной жизни, балов и приемов. В конечном итоге такое несходство предпочтений привело к отдалению супругов.

Наступивший новый XX в. принес Зинаиде Морозовой и большое несчастье. Устав от холодности жены и ее бесконечных приемов, Савва Тимофеевич завел себе пассию. Спонсируя создание Московского художественного театра, он познакомился с актрисой Марией Андреевой, с которой и начал крутить роман.

Зинаида Григорьевна, по воспоминаниям современников, узнав об интрижке мужа, ужасно страдала и ревновала. Станиславский, видя состояние Морозовой, осуждал Андрееву и однажды даже написал ей:

-8
Но знаете ли, до какого святотатства Вы доходите?… Вы хвастаетесь публично перед почти посторонними тем, что мучительно ревнующая Вас Зинаида Григорьевна ищет вашего влияния над мужем. … Если бы Вы увидели себя со стороны в эту минуту, Вы бы согласились со мной…

Андреева однако в конечном итоге сама изменила Морозову и ушла от него к Максиму Горькому. Савва Тимофеевич же вернулся к супруге.

Мария Андреева
Мария Андреева

Новое горе

Семейная жизнь Морозовых вроде бы начала налаживаться. Но в 1905 г. Зинаиде Григорьевне пришлось пережить новое горе. В этом году по Москве поползли ходить слухи о том, что у Саввы Тимофеевича помутился рассудок.

Состояние Морозова было настолько тяжелым, что Зинаиде Григорьевне и Марии Федоровне пришлось позвать к нему врачей. Доктора, осмотревшие мецената, описали его состояние так:

тяжелое общее нервное расстройство, выражавшееся то в чрезмерном возбуждении, беспокойстве, бессоннице, то в подавленном состоянии, приступах тоски и прочем
-10

Загадочная кончина

На лечение Морозовы отправились за границу — сначала в Берлин, а затем — во Францию, в Канны. В Каннах, в середине мая 1905 г, однажды, войдя в комнату мужа, Зинаида Григорьевна нашла его бездыханным. Савва Тимофеевич свел счеты с жизнью.

Возможно, следователь, вынесший этот вердикт, был и прав. Но в России в последующем ходили слухи о том, что покинуть этот свет Савве Морозову кто-то помог. Многие современники считали, что с купцом свел счеты революционер Леонид Красин. В кончине мецената также обвиняли черносотенцев.

В среде рабочих фабрик Морозова, любивших рачительного Савву Тимофеевича, о его кончине сложилась легенда:

Савва не помер, вместо него похоронили другого, а он „отказался от богатства и тайно ходит по фабрикам, поучая рабочих уму-разуму“
Никольская мануфактура Саввы Морозова
Никольская мануфактура Саввы Морозова

Долгожданное дворянство

Похоронив мужа на старообрядческом кладбище в Москве, Зинаида Морозова осталась богатой вдовой. Большинство активов мужа по его завещанию перешло к ней. Зинаида стала владелицей заводов и фабрик на Урале, а также нескольких больших поместий. Через два года после кончины мужа, Морозова вышла замуж в третий раз.

Новым ее супругом стал московский градоначальник Анатолий Рейнбот. Брак этот был обоюдовыгодным. Зинаида Григорьевна наконец получила дворянство, о котором всегда мечтала. В 1912 г. ее имя было внесено в родословную книгу Московской губернии с правом ношения дворянской фамилии Резвая (по фамилии бабушки Рейнбота).

Анатолий Рейнбот
Анатолий Рейнбот

Сам Рейнбот же после женитьбы на Зинаиде решил все свои денежные проблемы. После свадьбы с Анатолием, по воспоминаниям современников, Морозова практически порвала отношения с московским купечеством. Но и на дворянские балы и приемы ее приглашали редко. Увидеть Зинаиду Григорьевну теперь можно было только в основном на театральных постановках, которые она обожала.

Муж-казнокрад

В 1909 г. Морозова продала свой дом на Спиридоновке и на вырученные деньги купила тихое имение Горки под Москвой. Свою новую усадьбу бывшая купчиха обставила роскошно и по последнему слову техники. В загородном доме Зинаиды были водопровод, электричество, паровое отопление.

Усадьба Горки
Усадьба Горки

Особых чувство к Рейнботу, вышедшая за него по расчету Зинаида не испытывала. В 1911 г. же супруг и вовсе разочаровал жену, попавшись на казнокрадстве. Чтобы спасти мужа, Зинаиде пришлось потратить огромные деньги на адвокатов. Дело удалось провести с наименьшими потерями, но с этих пор отношения между супругами стали совсем холодными. В 1916 г. Зинаида Григорьевна развелась с Рейнботом.

Жизнь в нищете

После революции Морозова потеряла все свое имущество. Лишившись всего, Зинаида пыталась вернуть назад хотя бы дома и усадьбы, обращаясь с этим к влиятельным друзьям и знакомым. Однако добилась она лишь того, что ее едва не арестовали.

Эмигрировать Морозова не захотела, а может быть, не имела возможности. До 1924 г. она жила в Москве, а затем перебралась в село Ильинское. Здесь Зинаида Григорьевна и прожила остаток своей жизни, бедствуя и продавая те немногие украшения, которые у нее еще оставались.

В 1930 г. Немирович-Данченко в память о Савве Морозове добился того, чтобы Зинаиде Григорьевне назначили пенсию в 120 рублей. Пережив ВОВ, бывшая купчиха Морозова скончалась в возрасте 80 лет в нищете. Похоронили Зинаиду Григорьевну в семейном склепе Морозовых.

Зинаида Григорьевна
Зинаида Григорьевна

Читайте также невероятную историю девочки, которая выжила: