Найти в Дзене
Медиапалуба

Радикально замедлить морские суда предложили на климатическом саммите ООН

Оглавление

На днях в Дубае завершилась 28-я конференция ООН по изменению климата, более известная в мировых новостях под англоязычной аббревиатурой COP28 (буквенная часть расшифровывается как Conference of the Parties). Уровень ее представительства можно легко оценить по следующему списку: вице-президент США Камала Харрис, президент Франции Эмманюэль Макрон, премьер-министр Великобритании Риши Сунак, премьер-министр Индии Нарендра Моди, президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва, генсек ООН Антониу Гуттерриш, а также президенты Белоруссии и Казахстана Александр Лукашенко и Касым-Жомарт Токаев. Все эти лидеры посетили Dubai Expo City и приняли участие в работе конференции.

    Кадр из трансляции открытия конференции / Официальный сайт COP28
Кадр из трансляции открытия конференции / Официальный сайт COP28

Общее количество участников превысило 70 тысяч человек. Российскую делегацию в этом году возглавил спецпредставитель президента по вопросам климата Руслан Эдельгериев.

На протяжении двух недель шли дискуссии по разным экологическим проектам, декарбонизации, сохранении биосистем в изменившемся мире, атомной энергетике и зеленом переходе, а также по многим другим вопросам. Благо, современная климатическая повестка достаточно глубоко проработана и позволяет найти темы для разговора даже не на две недели, а на все двадцать, причем в плотном режиме.

Углеродная нейтральность

Ключевой вопрос, впрочем, всем был известен заранее – достижение углеродной нейтральности в обозримой перспективе. Главный камень преткновения – это сроки и механизмы, которые всеми сторонами видятся по-разному. Наиболее радикальный вариант подразумевает полный отказ от ископаемого топлива, причем достаточно быстрыми темпами. В последние дни саммита шло ожесточенное сражение за то, какая формулировка будет принята – с жестко прописанными этапами или без них.

Российская позиция здесь достаточно толерантная, о чем в очередной раз напомнил в рамках конференции замминистра экономического развития Владимир Ильичев: «Мы выступаем за технологическую нейтральность — подход, который не зависит от технологий и предполагает использование различных решений по декарбонизации».

В итоге 13 декабря была принята сдержанная резолюция, в которой говорится о «сокращении как потребления, так и производства ископаемого топлива справедливым, упорядоченным и равноправным образом с целью достижения углеродной нейтральности к 2050 году, до или около этого срока в соответствии с научными данными».

Здесь не указаны этапы и механизмы, а также нет требования полного отказа от ископаемого топлива. Именно изъятие этого требования из финальной резолюции привлекло внимание мировых СМИ и подается в формате сенсации. Однако это не противоречит углеродной нейтральности, поскольку таковая, при необходимости, может быть достигнута с помощью технологий улавливания и хранения углерода. Именно поэтому целый ряд стран – как нефтедобывающих, так и имеющих крупную промышленность – протестовал против тотального запрета на углеродные ресурсы. В их числе блок арабских стран во главе с Саудовской Аравией.

    ООО «Угольный морской порт Шахтерск» (УМПШ) Восточной горнорудной компании
ООО «Угольный морской порт Шахтерск» (УМПШ) Восточной горнорудной компании

На особой позиции стоит Индия, которая вообще не только не собирается сокращать добычу угля к 2050 году, но и планирует наращивать ее. Так что 3 декабря, в рамках одного из заседаний саммита, она наотрез отказалась от участия в соглашении о развитии возобновляемых источников энергии, подписанном 118 странами.

У России, напомним, есть свой план по достижению углеродной нейтральности, рассчитанный на срок до 2060 года. Он указан в Климатической доктрине, которая была утверждена указом президента в октябре текущего года. Ближайший ориентир, прописанный там, это отметка в 2162,4 млн тонн CO2-эквивалента – до нее надо снизить выбросы парниковых газов к 2030 году. Огромная роль в этом плане отводится развитию атомной энергетики – доля АЭС в общей генерации должна в 2045 году достичь 25 процентов.

Глуши машину

Давайте перейдем от общего к частному. Что интересного на 28-й конференции ООН по изменению климата обсуждалось касательно судоходства? В первую очередь нужно обратить внимание на так называемый «2030 Shipping Pact for People and Nature», который был презентован на саммите. В русскоязычных медиа пока не утвердилось мнение о том, как правильнее переводить это название, поэтому предлагаем «Пакт о судоходстве для людей и природы к 2030 году» или «Пакт о судоходстве – 2030».

Основой для пакта стал доклад, где подробно расписаны угрозы для Мирового океана: подводный излучаемый шум, рост транзита судов, выбросы сажи (черного углерода), столкновения судов с морскими животными, сброс якоря (с повреждением донных экосистем), выбросы парниковых газов, загрязнение воздуха, пластиковое загрязнение, световое загрязнение, сброс льяльных вод, слив воды из скрубберов, разливы нефти, потери в море контейнеров, небезопасная утилизация судов, биообрастание, сброс балластных вод.

-3

Процитируем фрагмент оттуда, посвященный этим проблемам в конкретном выражении:

«На долю судоходства приходится почти 3% глобальных выбросов парниковых газов (ПГ), из которых пятая часть приходится на сажу (черный углерод), оказывающую непропорционально большое воздействие на Арктику. Примерно 15% от общего объема глобальных выбросов NOx (оксиды азота) пришлось на судоходство в 2015 году, что привело к тысячам преждевременных смертей в прибрежных районах. На судоходство приходится от 60 до 90% вторжений экзотических видов на новые территории, и всего за один год (2018) , согласно сообщениям, со 178 судов в Балтийском море было сброшено около 190 миллионов кубометров промывочной воды для скрубберов.

Столкновения затрагивают по меньшей мере 75 морских видов , включая морских черепах, пингвинов и тюленей. Более 120 миллионов тонн сточных вод и «серых стоков», содержащих бактерии, микропластик, загрязняющие вещества и патогенные микроорганизмы, были произведены судами в прибрежных районах Китая всего за шесть месяцев. Более того, подводный уровень излучаемого шума (URN) удвоился в некоторых частях Арктики за 7-летний период, 2013-2019 гг., а в мировом океане в период 2014-2019 гг. около 90% нефтяных пятен находилось в пределах 160 км от береговых линий, при этом 21 полоса пятен высокой плотности совпадала с судоходными маршрутами».

Большая часть из перечисленного уже регулируется разными конвенциями, включая MARPOL. Напомним, что существует стратегия по сокращению выбросов парниковых газов с судов, принятая в апреле 2018 года Международной морской организацией (ИМО). По ней необходимо сократить к 2050 году общие годовые выбросы на 50% по сравнению с показателями 2008 года. Причем сокращение на 40 процентов должно быть достигнуто уже к 2030 году. С 1 января 2023 года уже начали действовать новые требования МАРПОЛ по определению индекса достигнутой энергоэффективности существующих судов (EEXI); и эксплуатационные требования к снижению выбросов на основе нового индикатора углеродоемкости.

Однако до сих пор главными инструментами для достижения этой цели считались повышение энергоэффективности судов, а также внедрение новых технологий и применения топлива с низким или нулевым содержанием углерода. Ключевая же идея «Пакта о судоходстве – 2030» сводится к ограничению скорости судов в Мировом океане, которое рассматривается в качестве один из действенных способов выполнить намеченные требования.

«Снижение глобальной скорости флота на 10 % может привести к существенному снижению выбросов парниковых газов на 13 % и увеличить вероятность достижения целевых показателей по выбросам парниковых газов до 23%; это сокращение может привести к снижению подводного шума на 40% и потенциальному снижению риска столкновений с судами на 50%», – поясняют авторы доклада. При этом планка в 10 процентов ими считается очень скромной, в идеале предлагается снизить скорость на 25 процентов уже к 2030 году. На четверть!

    Фото: container-news
Фото: container-news

«Пакт о судоходстве – 2030», отметим еще раз, пока только представлен общественности и экспертам. Но очевидно, что в таком виде он вряд ли будет принят. Вопрос сроков прохождения маршрутов для подавляющего большинства операторов является критичным и тут на их понимание вряд ли можно рассчитывать.