Найти тему
Наука в ЮУрГУ

В ЮУрГУ будет открыта передовая инженерная школа «Сердце Урала»

Оглавление

Южно-Уральский государственный университет стал одним из 20 вузов-победителей федерального проекта «Передовые инженерные школы». Передовая инженерная школа «Сердце Урала» откроет свои двери в 2024 году. Она призвана аккумулировать лучшие практики, передовой производственный опыт, научные достижения и обеспечить их передачу новым поколениям инженеров.

Зачем создается передовая инженерная школа?

Передовая инженерная школа (ПИШ) «Сердце Урала» создается как ответ на вызовы, стоящие перед российской отраслью машиностроения. Сейчас в стране резкий рост спроса на продукцию отрасли, и предприятиям-партнерам ПИШ требуется обеспечить оперативное наращивание выпуска продукции.

Часть задач, стоящих перед отраслью, являются стратегическими для России. К таким относится реализация мегапроекта по производству средне- и высокооборотных дизельных двигателей и продукции на их основе для обеспечения технологического суверенитета. В то же время существует проблема нехватки квалифицированных кадров, которая обсуждается на самом высоком уровне. Острота кадровых проблем может быть преодолена за счет повышения производительности труда и повышения квалификации работников, автоматизации и внедрения новых технологий.

Кто придет учиться в ПИШ?

  • Во-первых, выпускники школ, которых планируется вовлечь в техническое творчество на базе ПИШ.
  • Во-вторых, талантливые студенты бакалавриата и специалитета. Проходя обучение по программам дополнительного профессионального образования, участвуя в летних и зимних школах в рамках ПИШ, они смогут получить так называемые пререквизиты для поступления в магистратуру.
  • В-третьих, это сотрудники промышленных предприятий, кому необходимо повышение квалификации.

Как изменится подготовка будущих инженеров?

С 2018 года в вузе реализуется модель проектно-ориентированного образования, которая доступна в трех измерениях:

  • проектно-ориентированная магистратура в продуктовой логике обучения,
  • проектно-ориентированный бакалавриат
  • факультативная проектная деятельность.

Проекты нацелены в первую очередь на решение задач партнеров, причем студенты могут получить поддержку своих решений, участвуя в Акселерационной программе или конкурсе «Стартап как диплом». Есть успешный опыт создания и развития молодежных конструкторских бюро «Танкоград» (разработка дизельных двигателей) и «Астероид» (разработка двигателей для летательных аппаратов). Всё это с опорой на научную и инновационную структуру университета.

В рамках ПИШ предполагается запуск целого комплекса образовательных программ – в первую очередь магистратуры двух типов: профессиональная (технологическая), которая нацелена на подготовку кадров для отрасли, и исследовательская – для обеспечения воспроизводства научно-педагогических кадров.

Для талантливых студентов ПИШ разработаны программы базового высшего образования «Перспективные двигатели» и «Специальная техника умного города». Структура образовательных программ предполагает обучение через реализацию сквозного проекта по заданию индустриального партнера в проектных командах под руководством опытных наставников. Организация стажировок и деятельное участие в сопровождении проектов со стороны предприятий-партнеров позволит максимально эффективно готовить целые команды инженеров, способных в короткие сроки интегрироваться в производство.

-2

В рамках каких проектов будет вестись работа ПИШ и какие ресурсы есть для их реализации?

Предприятия-партнеры и университет уже сейчас располагают довольно мощным парком уникального испытательного и исследовательского оборудования. В их числе – научная установка «Впрыск», единственный в России испытательный стенд HORIBA до 2100 кВт, современное высокопроизводительное вычислительное оборудования и многое другое.

Для реализации амбициозных задач ПИШ необходимо дальнейшее развитие и совершенствование научно-образовательной инфраструктуры и соответствующие расходы уже заложены в инвестиционные программы предприятий-партнеров, значимую поддержку оказывает Правительство Челябинской области и Союз машиностроителей России.

К 2030 году планируется создать более 20 продуктов, обеспечивающих технологический суверенитет в области двигателестроения и специального транспорта в трех магистральных направлениях: модельный ряд двигателей, спецтехника для умных городов, интеллектуальные системы управления спецтранспортом. В каждом из направлений имеются заделы, и совместно с предприятиями-партнерами сформированы дорожные карты. Среди конкретных примеров – модельный ряд газопоршневых двигателей, роботизированные транспортно-технологические платформы и системы управления для них.

Где будет располагаться передовая инженерная школа?

Запланировано постепенное развертывание научной и образовательной инфраструктуры, центральным объектом которой станет Межуниверситетский кампус мирового уровня Челябинской области. Одновременно с этим создается распределенный индустриальный комплекс, включающий:

  • крупный инженерно-исследовательский центр в городе Миассе (АЗ «УРАЛ», Завод СпецАгрегат);
  • лабораторный комплекс в Нижнем Тагиле (УДМЗ);
  • кампус для подготовки кадров и развития инновационного потенциала региона в Кургане (Кургандормаш).

Университет объединит в кольцо ПИШ 5 ключевых индустриальных партнеров на территории Большого Урала, 7 технологических лидеров и 14 университетов по всей России. Это позволит обмениваться компетенциями, образовательными ресурсами, студентами и командами, отбирая и концентрируя лучшие практики в интересах отрасли и воспитания новых инженеров.

Справочно

В 2022 году победителями проекта стали 30 университетов, во второй волне отбора в 2023 году были заслушаны 57 претендентов из 40 регионов, в результате отобраны 20 вузов-победителей. Южно-Уральский государственный университет вошел во вторую группу с финансированием 230,4 млн рублей в 2024 году. Об итогах конкурсного отбора сообщил Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин.

До 2030 года планируется подготовить свыше 1 500 инженерных лидеров, вовлечь в инженерное творчество более 40 000 школьников, переподготовить и повысить квалификацию более чем 700 сотрудникам предприятий отрасли.