Найти в Дзене
Суворов Непобедимый

Биография Суворова. 108. В Херсоне (часть 3). Разведывательная деятельность Суворова. 1793 – 1794 гг.

Русский посланник в Константинополе Виктор Павлович Кочубей, в будущем канцлер Российской империи.
Русский посланник в Константинополе Виктор Павлович Кочубей, в будущем канцлер Российской империи.

Находясь в должности главнокомандующего войсками на юге России, генерал-аншеф Суворов, кроме исполнения масштабных строительных работ, также обязан зорко следить за действиями турок, чтобы быть наготове на случай внезапного вторжения и принимать соответствующие меры предосторожности.

Для этих целей Суворов создает разведывательную службу, главой которой назначает отличившегося во время второй Русско-турецкой войны подполковника Ивана Онуфриевича Куриса. К нему собирается вся информация от русских временных и постоянных дипломатических агентов на Балканском полуострове, а также из самого Константинополя, Польши и даже Италии. Русские посланники не спускают глаз, как с Турции, так и с революционной Франции, докладывая с мест о всех дошедших до них известиях и слухах. Кроме того, агенты полковника Куриса расспрашивают шкиперов, купцов, турецких перебежчиков. Доставляются иностранные газеты. Цитируются частные письма. Обо всем значимом Иван Онуфриевич Курис своевременно докладывает генерал-аншефу Суворову, а Суворов передает в Петербург.

В поступающих новостях много тревожного, но мало действительно опасного, зато немало противоречий. Особенно пессимистические известия присылает из Молдавии Ясский консул Иван Иванович Северин. Посланный в Константинополь с особой миссией Михаил Илларионович Кутузов опровергает донесения молдавского консула: «Северин вам врет, крепости турецкие валятся, флот не силен, вся внутренность расстроена, а паче всего вы тут». Полгода спустя русский посланник в Турции Виктор Павлович Кочубей подтверждает сведения Кутузова, авторитетно заверяя Суворова о том, что турки совершенно не готовы к войне вплоть до осени 1784 года.

Однако, не таков генерал-аншеф Суворов, чтобы успокоиться и почивать на лаврах. Александр Васильевич продолжает готовиться к войне со своим обычным рвением и энергией. Об энергичных военных приготовлениях русских османские шпионы докладывают в Константинополь. Эти тревожные сообщения приводят к ответным действиям турецкого правительства, тем самым запуская военную эскалацию на русско-турецкой границе. Об этом начинают поступать сообщения от Северина, Кочубея и даже от Хвостова из Петербурга. Все они в один голос советуют Суворову прекратить военные приготовления, чтобы не тревожить турок. Но Суворов лишь усиливает строительные работы в турецком приграничье, продолжая вести курс на военное столкновение с Турцией, результатом которого, по его мнению, должно быть окончательное решение турецкого вопроса, с прекращением существования Османской империи. Такому развитию событий в частности способствует и политика французского правительства, представительство которого в Константинополе всячески провоцирует турецкого султана Селима III к самоубийственной войне с Россией, чтобы не допустить участия русских в антифранцузской коалиции.

Русские дипломаты буквально бомбардируют разведывательную службу Суворова самыми разными слухами по поводу участия французов в возможном столкновении Турции и России. Фигурируют, в частности, такие сведения, как засылка французских шпионов, приказ капитанам французских военных судов нападать на русские торговые корабли в турецких водах, совместные боевые действия турецкой и французской эскадр в Черном море против России, возможная высадка 15-тысячного французского десанта в Крыму и даже засылка в Россию из Франции полковника Анжели с миллионом франков для организации якобинской революции в России.

Ничего из этих слухов, пусть даже самых нелепых и невероятных, генерал-аншеф Суворов по своей должности главнокомандующего войсками на юге России игнорировать не может и поэтому каждый раз готовится к эффективному противодействию всем видам возможной агрессии со стороны Турции и Франции.