Найти тему

Русская зима в картинах Юона

Я родился в 1875 году в Москве, на 4-й Мещанской улице, близ Садового кольца, где прожил первые пять лет своей жизни в типичном для 1870-х годов двухэтажном доме с просторным садом из старых вязов, с цветочными клумбами и скамейками
Юон, «Москва в моем творчестве».

Константин Федорович родился в большой семье (11 детей), его отец Федор Юон, который был родом из Швейцарии, служил страховым агентом. Мать была музыкантом-любителем и прививала детям любовь к музыке. В доме устраивали домашние концерты и спектакли, для которых сами писали тексты и шили костюмы, а .юный Костя, в том числе создавал, декорации. Заниматься живописью и рисованием он начал с восьми лет, еще в детстве полюбил архитектуру старой Москвы. Также Константин стал завсегдатаем Третьяковской галереи.

В 1893 году Юон поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, на архитектурное отделение. Но через год перевелся на живописное — «краски пересилили». Художник изучал композицию в классе Константина Савицкого, учился у передвижников Абрама Архипова и Николая Касаткина. После окончания училища, в 1898 году, Юон поступил в мастерскую художника В.А. Серова и два года работал со знаменитым мастером живописи, а затем открыл собственную студию, в которой обучал всех желающих живописи.

За семнадцать лет работы студия подготовила несколько художников, которые в последующем прославили отечественную школу живописи: братья Веснины, В.А. Ватагин, В.И. Мухина, А.В. Куприн, В.А. Фаворский, Н.Д. Колли, М.Г. Ройтер и многие другие.

В 1903 году Константин Федорович принял активное участие в создании Союза Русских Художников, впоследствии присоединился к коллективу «Мира искусства», с 1907 года много работал, как театральный художник.

В 1900-е вместе с художниками Игорем Грабарем​ и Арбамом Архиповым инициировал создание Союза русских художников, основу которого составляли московские художники-пейзажисты.

Юон любил свой родной город, в своих работах он изображал как знаковые места Москвы, так и атмосферу непарадного города. Кремль, храмы, деревянные дома и конечно людей, в их разнообразии.

Москва сыграла в моей художественной жизни большую роль. В Москве началась моя живопись; Москва вскормила во мне основные интересы и увлечения.

К этому городу я постоянно возвращался. В 1911 году мной была написана акварель «Москворецкий мост зимой (со стороны Балчуга)». Большое оживление на этом мосту, соединяющем Красную площадь с Замоскворечьем, наглядно выражает неизменно господствовавшие в московской уличной жизни неразбериху и людскую сутолоку. Картина написана на фоне Кремля и части Китайгородской стены; в ней передан серебристо-серый, жемчужный колорит московского зимнего дня.
(из книги Юон К. Ф. «Москва в моем творчестве»)

Кормление голубей на Красной площади. 1946. Холст, масло. Челябинская областная картинная галерея.
Кормление голубей на Красной площади. 1946. Холст, масло. Челябинская областная картинная галерея.

Юон совместно с Дудиным организовал художественную студию при Пречистенских рабочих курсах. Пречистенские рабочие курсы - бесплатные вечерние общеобразовательные курсы для рабочих в Москве, которые существовали 1897 по 1919 год. В конце 1900х начали проводить выставки работ учащихся, вначале закрытые, в здании курсов, потом публичные. А уже в 1912 году выставку пречистенцев отправили на съезд по народному образованию в Петербург. В 1925 Юон вступил в АХРР (Ассоциация художников революционной России).

Юон Константин Федорович. «Утро индустриальной Москвы», 1949
Юон Константин Федорович. «Утро индустриальной Москвы», 1949
Много лет меня преследовало желание посредством живописи опоэтизировать индустриальный труд. В 1949 году я осуществил свою мечту, написав картину «Утро индустриальной Москвы»: сквозь старые высокие деревья – остатки какого-то сада – на фоне зимнего восходящего солнца открывается вид на сложный индустриальный пейзаж со множеством дымящих фабричных и заводских труб. Разноцветные дымы смешались со снежным пейзажем и зданиями, образовав на картине перламутровый колорит. На переднем плане встречаются молодые рабочие и работницы, спешащие на работу. На ходу у них происходит короткий разговор. На втором плане проносится товарный поезд, ведомый паровозом новой конструкции.
(из книги Юон К. Ф. «Москва в моем творчестве»)

Творчество Константина Федоровича Юона в советский период описано очень кратко. Известно, что он был директором "Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств АХ СССР" с 1948 по 1950 годы, а также был награжден званием Народного художника СССР в 1950 году. С 1952 по 1955 годы он преподавал в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова.

Константин Федорович Юон скончался 11 апреля 1958 года и был похоронен в Москве. В городе, который он любил и которому посвятил значительную часть своего творчества.

Мы для вас подготовили подборку картин Константина Юона, посвященную русской зиме. И хотим напомнить, что стартовал наш марафон #пленэрная_зима_2024