В последние недели и месяцы 2023 года общественное внимание к проблеме роста розничных цен в значительной степени сфокусировалось на двух продуктах — курином мясе и яйцах. Согласно ноябрьскому отчету об измерении инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения Центробанка, 54% опрошенных назвали мясо и птицу и 34% — яйца в числе товаров, стоимость которых за последний месяц выросла очень сильно. Это наибольшие значения среди всех товарных позиций, включенных в опрос.
Несмотря на аномальный рост цен на куриное мясо и яйца, ущерб от него пока не полностью реализован, что открывает для регулятора возможность его предотвращения или компенсации. Так, за последние 12 месяцев население переплатило за куриное мясо лишь 0,6% от своих средних трат на этот продукт в предыдущий период.
Рост цен на куриное мясо и яйца, вероятно, в значительной степени связан с проблемами их производства. Причинами снижения объемов производства являются напряженная эпизоотическая ситуация в ряде регионов — производство страдает от птичьего гриппа, масштабы эпидемии которых во всем мире и в России возрастают последние три года.