Найти в Дзене

Что судьбой даровано, то жизнью прожито

Стоит на окраине села Кутоново старенький деревянный дом. Старенький, да не бесхозный. Сразу заметно, что за домом ухаживают. Ставни выкрашены, дорожки прочищены. А внутри тепло, прибрано и уютно. На пороге гостей обычно встречают пушистые жильцы - кот Костя и кошка Тиша. Только в этот раз они так разнежились на своём диванчике, что лишь лениво приоткрыли глаза, посмотрели на вновь пришедших и продолжили спать под собственное мурлыканье.

- Пелагея Васильевна, Вы дома? Мы корреспонденты из «Сельской нови». Хотели пообщаться с Вами, - несколько раз мы окликнули хозяйку дома, прежде чем она вышла к нам.

Слух у Пелагеи Васильевны уже не тот, что раньше, 94-й год пошёл как-никак. А вот зрение ещё не подводит. Сразу разглядела гостей и пригласила к столу. С памятью у нашей собеседницы тоже всё в порядке. Она рассказала многое о своей жизни. То, что она ветеран труда, награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. » и юбилейными медалями, является одним из старожилов с. Кутоново, мы знали и раньше. Но какой длинный путь стоит за этими званиями, узнали от неё самой.

Пелагея Васильевна родилась и росла в с. Кутоново в большой и дружной семье, где было семеро детей. Но в один момент семейную идиллию разрушили война и голод.

- Сейчас вспоминаю и удивляюсь, как мы вообще тогда выжили. Не дай Господь кому пережить то же, что и мы, - начала свой рассказ Пелагея Васильевна. - Отца практически сразу забрали на фронт, и день прощания с ним стал последним днём, когда мы его видели. Мне в ту пору исполнилось 12 лет. Проучилась 4 класса, но школу пришлось забросить, чтобы помогать маме по хозяйству и устроиться работать в колхоз «Переменник». Мама, стараясь прокормить всех нас, трудилась на трёх работах. Мы же с братьями, сёстрами, как могли, пытались облегчить ей жизнь: пололи огород, наводили порядок в доме, ходили в поле, где боронили его на быках. Когда созревал урожай, скашивали его вручную и на быках возили зерно. Придёшь, бывает, с поля, уже смеркается, а я ж молодая, погулять-то тоже хочется. Слышу, где-то балалайка брякнула, на гармошке губной заиграли - я бегом на улицу.

Оглянуться не успела, уж зорька наступила. Домой придёшь, спать ляжешь, часок подремлешь, и мама будит. Надо тормозки всем собирать. Каждый раз ещё пять минут у неё выпрашивала. А она в ответ: «Полька, ну-ка, вставай.

Люди там на фронте гибнут, а мы тут живые сидим. Нечего прохлаждаться, дел сегодня уйма». Правда на сбор тормозков немного времени тратилось, собирать-то их особо не из чего было. Всем по три картофелины, кусок хлеба с луком да бутылка молока. Благо, что корова в хозяйстве есть. Но день на день не приходился. В совсем тяжёлые будни в ход шло всё, что более менее съедобно: луковицы саранки, полевые чеснок и лук, лесные ягоды, крапива, лебеда, свекольные и капустные листья. С одеждой тоже было негусто. Летом - драное платье, на котором заплатка на заплатке. С обувью – и того хуже. Ходили в парусиновых туфлях. Но выбирать в ту пору не приходилось, - пояснила Пелагея Васильевна.

Кстати, если кто не знает, то парусиновыми туфли называли, потому что изготавливали их из того же материала, что и паруса кораблей - толстой льняной ткани. Соответственно, для зимы они не очень-то и пригодны.

После окончания войны Пелагея поступила в школу ФЗО (школа фабрично заводского обучения), которая находилась в Киселёвске. Чуть позже такие учебные заведения приобрели другое название - ПТУ. Здесь Пелагея Васильевна полгода проучилась на мотористку.

Путь из студенческого общежития до школы проходил через болотистую местность. Чтобы получить знания, студенты, рискуя жизнью, ежедневно переходили это болото по тонким доскам, проложенным поперёк него – этакое подобие моста. Тетради заменяли старые газеты, а вместо ручек и чернил - деревянные палочки и печная сажа.

С 1946 по 1950 г. Пелагея Васильевна проработала на шахте мотористом. Сначала в её обязанности входило откачивать шахтную воду, чуть позже - следить за подъёмной установкой. За свою долгую жизнь Пелагея Васильевна успела освоить несколько профессий: доярка, почтальон, кочегар, пимокат (валяльщик валенок). И везде она пользовалась уважением. Её любили и ценили. Впрочем, как и сейчас.

- Пелагея Васильевна всегда была работящей, никогда не сидела на месте. Дом держит в чистоте, а как гости придут, то сразу начинает суетиться, накрывать на стол. Пелагея любит поболтать, и каждый раз узнаёшь от неё что-то новое, - с добротой отзывается о Пелагее Васильевне медработник Кутоновского ФАПа Л. Е. Пушкарёва, знакомая с ней 45 лет. А вот как характеризует Пелагею Васильевну сотрудница Бурлаковской администрации: «Трудолюбивая, отзывчивая, никогда не остаётся в стороне от чужой беды, переживает за своих односельчан. А пока позволяли возраст и здоровье, принимала активное участие в жизни посёлка, округа».

Что же касаемо личной жизни: в 1954 году Пелагея Васильевна вышла замуж. С мужем Петром они прожили 50 лет. Но и здесь не всё гладко было. Супруг много лет трудился на шахте, в итоге из-за тяжёлой работы у него отнялись ноги. 23 года Пелагея Васильевна ухаживала за мужем, который остаток жизни провёл в инвалидной коляске.

Несмотря на все тяготы жизни, наша собеседница никогда не унывала. Всегда находила причины радоваться жизни, а забавных историй у неё не счесть.

- Ой, как повеселила меня недавно правнучка моя младшенькая Полина. Ей 2 года всего, но такая смышлёная и шкодница. Лежу я, значит, на кровати, от-

дыхаю, а она трость мою утащила, без которой ходить-то мне тяжело. А я заплакала, но только понарошку, конечно. Мол, как же я без палочки своей теперь. Полинка услышала и прибежала отдавать мне палочку. Жалко ей бабушку стало.

К слову, всего у Пелагеи Васильевны 7 внуков и 14 правнуков (7 мальчиков, 7 девочек). Детей же родила четверых. Сейчас в живых осталась лишь дочь

Надежда, да и та здоровьем не пышет, годков-то много. Права Пелагея Васильевна: никто не знает, что ждёт его завтра, и кому какая судьба уготована. Но в любом случае, несмотря на суровость или благодать судьбы, в жизни всегда есть хорошие моменты, вспоминать которые мы будем с улыбкой.

Лира МУСТАФИНА.