Издательство The Guardian Статья Stephen Bates 14 декабря 2023 года
Гигантский, популярный и своего рода признанный сериал Netflix «Корона», спустя семь лет, шести сезонов, 60 эпизодов и достаточным количеством эфирного времени, закончился в четверг выпуском последних четырех эпизодов.
Таким образом, действие саги продолжается до 2005 года. До окончания правления королевы Елизаветы II оставалось еще 17 лет, но писатель Питер Морган и создатели сериала решили, что хватит.
Последние годы окутаны благоразумием, хотя они и дают Ее 80-летнему Величеству, которую играет Имельда Стонтон, намеки на смертность. А молодую королеву в первом и втором сезонах играет Клэр Фой. А мать народа из третьего и четвертого сезонов играет Оливии Колман.
Так что же сериал показал нам такого, чего мы еще не знали?
Только самую малость, если вы - королевский наблюдатель, перевариватель биографии королевы, любитель сплетен или тот тип преданных, который предпочитает ночевать вдоль дороги в ночь перед юбилеями и коронациями.
Для тех, кто менее информирован, возможно, это была драма, чья высококачественная постановка и выдающаяся игра множества преимущественно британских талантов создали иллюзию подлинности.
Все было сформулировано на языке и нравах современной мыльной оперы. В таком случае, представьте себе, даже ложь имеет оттенок ожидаемой истины.
Историкам и биографам бесполезно копаться в событиях, которых никогда не было, но которые могли случиться. В конце концов, британские и международные средства массовой информации потратили десятилетия, разъясняя нам природу этой Фирмы и ее членов.
Мы знаем, насколько душно было во дворце, или что стало причиной распада сказочного брака Чарльза и Дианы и трагедии ее смерти, стоицизм королевы и ироничный характер герцога Эдинбургского. Морган становится немного изобретательнее.
Изменит ли сериал взгляды на монархию и ее будущее?
Это кажется сомнительным. Циничное и сатирическое отношение, даже среди роялистов, во многом укоренилось. Мы общаемся и дразним друг друга по поводу королевских слабостей и последних оплошностей, но это не ведет к республиканизму.
Никогда по-настоящему сериал не освещал слабые места этого учреждения: его богатство и собственность, его привилегии и права. Это развлечение, а не возможность изменить мнение. Это была проповедь обращенным.
Сосредоточить драму на Королеве было непросто. Не в последнюю очередь потому, что о ее внутренней жизни и реальном мнении о чем-либо известно относительно мало.
По сути, она намеренно была пустотой, воспоминания о которой могут различаться. Она была тем, с кем происходили события, кто встречал превратности судьбы с очень небольшим проявлением видимых общественных эмоций, и это не обязательно способствует хорошей драматургии или даже драматической достоверности.
Действительно ли ей не нравилась Маргарет Тэтчер или Тони Блэр?
Был ли ее любимый премьер-министр на самом деле Гарольд Вильсон? Вероятно, даже они сами не знали.
Было несколько случаев, когда она распускала волосы на публике. Одним из них был, возможно, прием средств массовой информации в Виндзорском замке в начале празднования ее золотого юбилея в 2002 году. Королева озорно дразнила отдельных руководителей национальной прессы, требуя знать, где найти кроссворд в недавно обновленном Sunday Telegraph, потому что она не могла его больше найти.
Именно тогда Полли Тойнби спросила герцога Эдинбургского, читал ли он когда-нибудь «Гардиан».
«Не бойся», — ответил герцог.
Чтобы облегчить бремя и указать на более крупные истины, драматургам приходится изобретать. Морган сделал это.
Кто-то может подвергнуть сомнению идею о том, что призрак Дианы, принцессы Уэльской, в телесной форме преследует королеву, как она кратко делает в шестом сериале. Но даже Шекспир изобрел странного призрака, преследующего Гамлета, Макбета и Ричарда III.
«Корона» была дитя своего времени. Более века назад журналист Уолтер Бэджхот писал, что для монархии необходима секретность: «Прежде всего, нашу монархию следует уважать. И если вы начнете совать нос в нее, вы не сможете ее почитать… Ее тайна — это ее жизнь. Мы не должны проливать свет на магию».
Королевское занятие, по его словам, должно быть серьезным, формальным, важным и ни в коем случае не захватывающим.
«Ничего, что могло бы возбудить горячую кровь, пробудить высокое воображение. Отбросьте дикие мысли».
Бэджхот, должно быть, переворачивается в гробу – но это было тогда. Ему никогда не приходилось беспокоиться о рейтингах, и он никогда не слышал о Netflix.
Стивен Бейтс, автор этой статьи, — бывший королевский корреспондент Guardian и автор книг «Royal Inc: самый известный бренд Великобритании» и «Кратчайшая история короны».
Всем спасибо и будьте здоровы.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи и видеосюжеты! Спасибо вам за лайки и комментарии!