Наверное, достаточно много учителей могут признаться, что слышали эту фразу от родителей своих учеников. Мне интересно, что вкладывают родители, предъявляющие подобные претензии учителю, в данные слова? Они требуют от педагога любить всех своих 30, 100, 200 учеников родительской любовью? Или учитель вообще должен любить всех: взрослых и детей, умных и глупых, хороших и плохих...
Вы когда-нибудь встречали в жизни человека, который испытывал к миру и всем его обитателям чистую, ничем не замутненную любовь? Этакого ангелочка во плоти, который "не трогал ни козявки и с мухами дружил"? Разве что только на ум приходит толстовский Платон Каратаев, но это книжный персонаж. Не знаю, может , мне не повезло, но я не встречала такого человека, который бы ко всем окружающим относился одинаково и с большой любовью.
Учитель тоже человек, согласитесь. Почему же он должен любить всех? Мне могут возразить, что учитель должен любить не всех, а только детей. А дети что, не люди? Я считаю вполне нормальным, что учитель какому-то ребенку может симпатизировать, а другой будет его раздражать. Ну не могу я, как меня не заставляйте, испытывать симпатию к наглому зарвавшемуся подростку, который с усмешкой смотрит на педагога и совершенно не реагирует на его замечания. Точнее отвечает фразой: "Вы не имеете права!" Я не то что не буду любить этого ребенка, я буду испытывать к нему антипатию, как, думаю, любой из родителей, призывающий педагогов к "всеобщей" любви, несмотря ни на что.
Другое дело, что педагог обязан в силу своей профессии не допустить активного проявления нелюбви к несимпатичному подростку. Я сколько угодно могу материть про себя какого-нибудь Вовочку, жаловаться коллегам и рыдать на кухне, но в школе я должна объективно оценивать его знания и делать замечания только по существу. Другой вопрос, что очень часто "нелюбимые" ученики не отличаются особым прилежанием и хорошим поведением. Отсюда двойки, тяжелые разговоры и вполне ожидаемое родительское "вы не любите моего сына". Да, не люблю. Моя задача - научить вашего ребенка, дать ему знания, брать которые он так активно не хочет, любить его я не обязана.
Но, может, я слишком строга? Ученики моего класса говорят мне, что у меня нет "любимчиков". У некоторых учителей есть, а у меня нет. " А что у каждого учителя обязательно должны быть те, которых он выделяет?" - интересуюсь я у детей. Задумываются и потом признаются. что без любимчиков лучше, никому не обидно. Я надеюсь, что дети видят мое одинаковое ко всем отношение, хотя,
и мне не стыдно в этом признаться, есть в классе мальчишка, который выводит меня из себя. Больших усилий мне стоит сдержаться и не заорать на него дурным голосом. Мой холерический темперамент буквально разрывает меня на части. Не место, наверное, холерикам в школе, но так получилось...
Еще я считаю, что родители часто преувеличивают значение учителя в жизни ребенка. Особенно в средних и старших классах. Действительно, в начальной школе педагог является для ребенка проводником в мир знаний (извините за пафосную фразу) и первый учитель может открыть ребенку радость учебы или наоборот отвратит его от школы. Хотя, с другой стороны, не было еще в моей практике пятых классов, где поголовно все ученики дружно тянулись к знаниям или наоборот "убегали от них". Обязательно в классе будут и старательные пытливые ребятишки, и ленивые двоечники. Получается, одних своих учеников учитель началки смог мотивировать, а других нет? Не сходится что-то.
Так что, дорогие родители, все-таки во многом поведение ребенка , его отношение к учебе, исходит из семьи. Семья, а не школа, в первую очередь формирует личность. И я никогда не пойму родителей, которые говорят мне: "Я не могу справиться со своим ребенком. Сделайте что-нибудь". В первую очередь, мама и папа и только они "лепят" своего ребенка, а школа должна помочь, ну или, по крайней мере, не мешать...