Утвержден Министерством просвещения РСФСР.
Первое издание подготовлено издательством «Художник РСФСР» и «Просвещение» совместно с Академией художеств СССР.
Букварь в полной мере воплотил проникнутый пафосом строительства новой жизни и счастливого детства дух эпохи, если так можно выразиться, её «аромат». Многие соотечественники хорошо помнят его стильный темно-синий переплет с яркой текстовой композицией на нем и прекрасные рисунки.
На форзаце Букваря помещено проникновенное обращение к первокласснику:
«Дорогой друг! Сегодня ты начинаешь свой путь в Страну знаний и труда, чтобы стать образованным и трудолюбивым гражданином нашей великой Родины — Союза Советских Социалистических Республик. На этом пути верными друзьями и помощниками будут книги — твои учебники. Люби и береги их!..»
Патриотическому воспитанию учащихся в этом Букваре уделено значительное внимание. Если на титульном листе изображены современные дети, идущие в школу с цветами первого сентября, то уже на следующем развороте — панорама Красной площади, и на следующем — картины сельской жизни и летнего отдыха детей на природе, соседствующие с передовыми достижениями советской научно-технической мысли: вертолет и самолёт, скоростной поезд, современный корабль, легковая машина.
Традиционно в букваре присутствует сельская тематика, однако, наряду с домашними животными, овощами и фруктами, людьми, трудящимися в поле, перед юным читателем разворачивается городская тематика, а рядом с домашними животными — сцены семейной и школьной жизни, взаимодействие детей разных возрастов.
Изобразительный ряд Букваря — выше всяких похвал! На обложке — стильная шрифтовая композиция, сегодня считающаяся классикой в дизайне обложек. Все иллюстрации живые, динамичные, выполнены с высоким мастерством. Меры реализма и условности здесь находятся в идеальном балансе. В определенном смысле иллюстративный ряд этого Букваря можно считать образцовым для детской учебной книги.
Тексты основного букварного раздела, продолжая традицию предыдущих букварей и азбук, не представляют какой-либо художественной ценности и выполняют сугубо утилитарную функцию «речевого материала». Их авторство не указано. По всей видимости, их составили сами авторы Букваря.
Вот примеры таких текстов:
«Саша.
Са-ша уш-ла ра-но.
На-ша Са-ша ум-на».
«У нас в саду.
Около дома росли сливы.
Клава рвала сливы.
Рита и Слава снимали сливы.
Три сливы упали в траву.
Рита нашла их».
На форзацах Букваря размещены печатный и прописной алфавиты. Имеется вложенный разрезной материал.
Формат букваря небольшой (размером с тетрадь), что очень удобно.