Найти тему
Журнал Авто.ру

Удивительный вездеход, которому не дали шанса: печальная история ЛуАЗ Прото

Оглавление

Поговаривают, что доверять нужно профессионалам. Но что делать, если любители делают ту же работу лучше? В сегодняшнем выпуске «Старых, но не бесполезных» мы вспомним грустную, а точнее, очень грустную историю внедорожника ЛуАЗ Прото.

ЛуАЗ Прото
ЛуАЗ Прото

Самодельщиков пустили в профессионалы с подачи жены советского генсека

Мы уже рассказывали о петербургских, а тогда ещё ленинградских самодельщиках Геннадии Хаинове и Дмитрии Парфёнове. Эта похожая на сказку история началась с телевизионной программы «Это вы можете», которую увидела супруга генсека СССР Михаила Горбачёва. После этого энтузиастов, создававших удивительные автомобили из того, что подвернётся под руку, оформили в штат НАМИ — главного автомобильного института страны.

Дмитрий Парфёнов и Геннадий Хаинов у самодельного автомобиля «Лаура»
Дмитрий Парфёнов и Геннадий Хаинов у самодельного автомобиля «Лаура»

Потом у Хаинова и Парфёнова случился громкий успех — фантастический концепт-кар Охта, зависть старожилов НИИ и последующая опала. А где-то между Охтой и последним пунктом Геннадий и Дмитрий успели построить удивительный автомобиль,

Проект компактного внедорожника разрабатывали два разных коллектива

Речь о модели, которая должна была стать заменой засидевшегося на конвейере компактного внедорожника ЛуАЗ-969. Изначально он создавался как военный автомобиль — так называемый транспортёр переднего края. Поэтому потребительские качества его гражданской версии были не слишком впечатляющими. Даже модернизированная версия ЛуАЗа — модель 969М, которую показали в 1979-м, — под чуть более цивильными кузовными панелями прятала грубый конструктив автомобиля-солдата.

Сменщика 969-го в конструкторском бюро Луцкого автозавода начали неспешно разрабатывать ещё в начале 1980-х. К 1984-му появилась первая версия перспективного ЛуАЗ-1301, но на шасси предшественника. Через два года показали вариант с подвеской типа МакФерсон. И только в 1988-м наконец-то родилось нечто, что можно назвать предсерийной моделью.

В конструкции ЛуАЗ-1301 были интересные и даже уникальные по меркам советского автопрома решения. Например, пневмобаллоны подвески, которые позволяли регулировать дорожный просвет! Но вдруг, во второй половине 1980-х, когда собственный проект украинского завода уже принимал окончательные формы, задачу создать сменщика ЛуАЗ-969 вдруг поставили ещё перед одним коллективом, в который входили Хаинов и Парфёнов.

Прото создавался позже и быстрее заводского варианта, но оказался интереснее

Что же это было на самом деле? Реальная попытка дать вчерашним любителям нюхнуть пороху большого проекта? Или абстрактная задача, в рамках которой нужно было что-то сделать? Как бы то ни было, за проект ЛуАЗ Прото Хаинов и Парфёнов взялись с энтузиазмом.

В отличие от луцких разработчиков, времени у петербуржцев было намного меньше. Основой перспективного ЛуАЗа стал каркасно-панельный кузов с навесными деталями: каркас сварным и металлическим, а панели — пластиковыми. Такое решение не только повысило эксплуатационные качества машины, например, стойкость к коррозии, но также облегчило ремонт и модернизацию автомобиля.

По техзаданию, автомобиль проектировали под мелитопольский 1,1-литровый мотор МеМЗ-245 мощностью 53 л.с. Но учитывая невысокую энерговооружённость двигателя, Хаинов и Парфёнов предусмотрели установку «восьмёрочного» мотора. На всякий случай.

Полный привод реализовали по классической схеме с жёстко подключаемым передним мостом. Зато трансмиссия получилась очень оригинальной: в шестиступенчатой коробке передач первые две ступени считались понижающими, поэтому по твёрдому покрытию ЛуАЗ Прото трогался с третьей.

Дизайн Прото на момент дебюта казался впечатляющим

Внедорожник был очень компактным. Длина — 3,4 метра, колёсная база — всего 2300 мм. Но компоновочные решения Прото впечатляли. Съёмная задняя часть крыши и складной второй ряд сидений превращали ЛуАЗ в подобие пикапа. При необходимости передние кресла раскладывались в полноценные спальные места. И это при габаритной длине меньше, чем у Матиза!

Дизайн Хаинову и Парфёнову помогали создавать Андрей Сунтеев и Александр Костевич. В результате получился маленький вездеход с большой буквы. С крыльями, интегрированными в крышку капота, затейливой графикой боковин и кенгурином вместо бампера Прото смотрелся не просто актуально, но даже авангардно на фоне одноклассников конца 1980-х.

Стильный, пропорциональный и симпатичный ЛуАЗ Прото за полтора года довели до уровня концепта мирового класса. Создателям ЛуАЗ-1301 ничего и близко похожего не удалось сделать за восемь лет!

Проект загубили по независящим от создателей причинам

Правы оказались те, кто считал, что перспектив у ЛуАЗ Прото не было изначально, а весь проект затевали лишь для того, чтобы Хаинова и Парфёнова можно было отстранить от работы без лишней огласки. Сразу после нашумевшей Охты это было невозможно, а спустя полтора года, когда восторженные очерки в прессе и сюжеты на телевидении подзабылись, сделать это стало куда проще.

В другой ситуации ЛуАЗ Прото мог бы стать хитом и лидером нового сегмента: просто представьте этот автомобиль, например, с эмблемой Toyota. А в СССР его не допустили даже до испытаний с главным конкурентом из Луцка, а проект закрыли.

Победу без боя отдали ЛуАЗ-1301. Ну а то, что украинский проект так и не запустили в серию, только подчёркивает нелепость всей истории.

Вместо послесловия: про Дмитрия Парфёнова мы сняли документальный фильм — обязательно посмотрите!

Советская копия Джипа, которая понравилась Хрущёву: история «Москвича» для бездорожья

Тарзан, который подрабатывал дворником: история гибрида «восьмёрки» и Нивы