Встретились на днях с другом Александром. Он поделился интересной историей, произошедшей во время поездки на "блаблакаре". В машине помимо водителя и Саши находился молодой человек лет 32х. Мой друг перед поездкой купил наушники. С маркой он особо не заморачивался, лишь бы была возможность что-то послушать в дороге. Ехать-то шесть часов. Не факт, что попадутся интересные и говорливые попутчики.
Но, тем не менее, они нашлись. Завидев новые наушники Александра, молодой человек на заднем сиденье оживился и стал расспрашивать о бренде. Потом парень настойчиво начал предлагать послушать, как звучат его наушники. Мой друг, будучи деликатным, согласился. В итоге он обрек себя на часовые дифирамбы, которых попутчик не жалел в адрес своих наушников. Уж такие они замечательные, и раскрывают все частоты, и внутри каждого имеется мини-звуковая карта... короче, не наушники, а сокровище. И стоят, они, конечно, не как сашино барахло, купленное в переходе. Не меньше 50000 стоят. О, как!
В определённый момент в разговор вступил водитель. Это был уже явно взрослый мужчина. На вид лет сорок, не меньше. Человек оказался весьма образованным в плане современных брендов. Он сообщил, что имеет дома акустическую систему стоимостью в полмиллиона рублей. Далее водитель аргументированно и со знанием дела раскритиковал наушники парня. В итоге разгорелся непримиримый спор. Молодой человек с пеной у рта защищал свое чудо техники. Не скучной получилась дорога.
Александр резюмировал свой рассказ примерно такими словами: "Здорово, когда люди ценят качество и стремятся к самому лучшему". Моя ответная реакция была скептической. Я пояснил.
- "Вот, смотри, Саш, какая штука. Когда мне было лет 19, то я слушал музыку на дешёвом кассетнике, привезенном из Польши. Он периодически жевал плёнку, а через год эксплуатации начал рассыпаться. Я зажимал кнопки чертежным треугольником и транспортиром, чтобы они не выскакивали. Порой скреплял корпус изолентой. Звук был так себе, но, что важно, я больше никогда не слушал музыку с таким упоением, как в те годы. Понятно, что восприятие определяло романтичное настроение молодости. Его отсутствие, к сожалению, не компенсировать никаким качеством звука. И в этом плане нужно быть честным.
Также нужно быть честным относительно парня. Ну зачем он полез хвастаться своими наушниками, а потом ещё и начал спорить? Ведь мог бы сидеть себе тихо и наслаждаться прекрасным звуком. Но нет. Не звук для него важен. Он не от него хочет получить удовольствие.
На самом деле перед нами рядовой случай потребительской зависимости. Люди получают радость от покупки той или иной вещи, но гормоны удовольствия не действуют долго. Пик радости приходится на полчаса, а дальше идёт спад почти до нуля. Если же человек вложил в свое приобретение много денег, а следовательно времени и труда, то ему хочется хоть как-то продлить короткое потребительское удовольствие. Вот он и ищет любой повод, чтобы с кем-то пообсуждать свои драгоценные приобретения. Кто-то без конца рассказывает о преимуществах айфона. Кто-то водит в дом гостей и показывает новый гарнитур. Такой получается, извини за выражение, потребительский он.@низм."
Наш разговор с Александром свелся к размышлениям за жизнь. По большому счету вся эта потребительская одержимость не более, чем игра. Проблема в том, что люди навязанную игру делают основным смыслом жизни. Взрослые мужики не отдают себе отчёт в том, что за большие деньги они получают дешёвое удовольствие. Те же, кто понимает суть обмана, чаще всего продолжают играть. Во-первых, игра простая, и ты не выбиваешься из общей массы. Во-вторых, столько сил, нервов и лет положено на неё. Взять их и разом обесценить? Ну, знаете. В-третьих, уберешь потребительскую игру и лишишь жизнь "смысла". А что взамен? Патриотизм, традиционные ценности, семья? Сложно как-то...