«Суровый» Нижний Тагил. Именно здесь сегодня, на металлургических заводах Урала, с помощью нажатия всего одной кнопки, запускаются сложные технологические процессы. Но всего каких-то двести лет назад в этих цехах простые русские мужики буквально голыми руками закаляли сталь.
В XIX веке промышленный Урал впереди планеты всей. На Урале открываются новые богатые месторождения металлов. Открываются новые металлургические заводы. Российское железо лучшее в мире и его много. Именно на Урале на двадцать лет раньше шотландца Уатта придумали паровой двигатель и он был мощнее в 8 раз. Здесь на Урале изобрели первый пароход и первый паровоз. Российская промышленность семимильными шагами двигалось вперёд. Российское железо высокого качества хлынуло на мировой рынок. Но... вскоре лидерство это исчезло. Почему, спросите вы. Интересный вопрос. В этой статье мы и попробуем на него ответить.
Итак. В 1935 году историк Александр Бармин в архивах Ленинграда обнаруживает странные документы о двух русских мастерах - изобретателях. Отце и сыне. В найденных документах Бармин обнаружил чертёж какой-то машины, и краткое руководство к ней. Следы двух гениальных изобретателей ведут на Урал.
Бармин отправляется в Нижний Тагил и поднимает пыльный «демидовский архив», который до Бармина, наверное, никто и не изучал. Во всяком случае складывалось впечатление, что архив этот забыт и заброшен. И вот что историк обнаружил в этом архиве.
Металлургические заводы Урала в начале XIX века принадлежали предпринимателям Демидовым, на которых работали простые крепостные мужики. Среди простых рабочих попадались настоящие самородки «золотые руки» — мастера. Встречались и «золотые головы» — гении и изобретатели. Такими гениями были крепостные рабочие Ефим и Мирон Черепановы. Отец и сын.
Ещё при жизни об Ефиме Черепанове знали во всём мире и называли его «Русский Леонардо», со ссылкой на знаменитого итальянского мастера Леонардо да Винчи. Несомненно, владельцы нижнетагильских металлургических заводов, — Демидовы, знали о Черепанове, но, к сожалению, не придавали ему большого значения. Черепановы были крепостные, а времена тогда были дикие, крепостной это собственность хозяина. Дело крепостного одно — работать. Крепостные и без новых изобретений приносили Демидовым баснословные прибыли. Металлургические магнаты жили в роскоши, их всё устраивало. Зато иностранные промышленники, прознав про гениального изобретателя из России, зачастили на Урал. Они пытаются выкупить его и переманить к себе за границу. Но мастер отказывается.
*
*
Черепанов в это время пытается модернизировать паровую машину гениального русского изобретателя Ивана Ползунова, чтобы внедрить изобретение в производство. Но иностранцы убеждают Ефима, что не нужно этого делать. Они пытаются доказать, что на Урале она не будет эффективна. Вот если бы Черепанов согласился работать за границей, вот там изобретатель раскрылся бы по полной. Предлагали Черепанову известность и богатство, но русский гений отказался. Как умный человек, Ефим догадался, что иностранцы видят в нём серьёзного конкурента, а значит он движется по верному пути. У Черепанова не было цели разбогатеть или прославиться. Мастер желал лишь облегчить труд простого рабочего. Все его изобретения были направлены на это.
Чтобы развивать свои изобретения и открывать что-то новое, Ефим решается на немыслимое. Он, в тайне от начальства, глубоко под землёй в шахтах, открывает свою мастерскую. Совместно со своим сыном Мироном, Черепановы работают над новым автономным двигателем, который не будет зависеть от реки и существенно облегчит труд рабочих. Как мы знаем, заводы в то время строили непосредственно у реки или озера; без воды производство не могло работать.
Однако вскоре начальство обнаруживает подпольную мастерскую. Новость об этом доходит до Демидова, но магнат не наказывает Черепановых, а предлагает Ефиму отправиться в Англию. Но не учиться, а выяснить, почему падает спрос на «демидовское» железо. Естественно, конкуренты не дремлют. На мировых рынках появляется английское железо в больших количествах не хуже уральского, а может быть и лучше.
Черепанов едет в Англию и там узнаёт, что, к сожалению, англичане активно используют паровые двигатели на своих металлургических заводах. Ещё немного и они смогут обогнать Россию в производстве металла.
Вернувшись в Россию, Черепанов убеждает руководство, что нужно срочно внедрять новые разработки. С помощью паровых двигателей можно будет качать воду, молоть зерно, двигать турбины, ковать, прессовать, молотить, и много чего ещё. Демидов соглашается и выделяет деньги. Черепанов становится мастером и совместно со своим сыном Мироном и хорошей командой достигает значительных результатов. Паровые машины, благодаря Черепановым, появляются на производстве. Вскоре Черепанов становится главным механиком всех девяти нижнетагильских заводов.
Но главное изобретение отца и сына Черепановых ещё впереди.
В сентябре 1834 году на центральной площади Нижнего Тагила собралась толпа. Никто не знает, что происходит, но говорят, что будет что-то интересное, что-то новое и доселе невиданное.
И действительно, гениальные русские изобретатели Ефим и Мирон Черепановы демонстрируют чудо современной техники, которое они назвали «Грандиозный пароходный дилижанец» — огромная самодвижущаяся паровая машина.
*
*
Демонстрация прошла на «Ура!». Люди были шокированы. Наверное, многие из них говорили тогда: «Вот оно будущее, наступило!» Настолько необычно было зрелище. Огромная металлическая махина, которая весит порядка нескольких тонн, едет сама, без лошадей, да как это возможно, вообще. Невероятно.
Главное, сами мастера остались довольны демонстрацией своего детища. Казалось бы, вот он российский паровоз. Нужно развивать отечественное изобретение. Но российское правительство почему-то решает всячески скрыть и замолчать о разработке Черепановых и закупает подобные машины в Англии в три раза дороже. Но почему? Этого мы, вероятно, уже не узнаем, но это так. Россия начала тратить огромные деньги, закупая паровозы у Англии, по сути вкладывать в промышленность Англии в ущерб себе. А изобретение Черепановых попало под запрет и забвение. Те, кто принимал это решение, совершили, без сомнения, огромную ошибку. Нужно было развивать свой отечественный паровоз. Это позволило бы вкладывать существенные средства в рост собственной экономики. Со временем российские паровозы составили бы конкуренцию английским и пошли на экспорт, что подняло бы престиж России как высокоразвитой промышленной державы, что в итоге пошло бы на пользу России.
История — наш хороший учитель. Не нужно совершать подобных ошибок в будущем. Не надо идти по простому пути, а нужно развивать собственные, отечественные разработки. У нас для этого всё есть: и ресурсы, и гениальные, трудолюбивые люди.
Вот такая история, друзья мои, выводы делайте сами.