Если бы вас сейчас попросили назвать типичную японскую мангу или аниме, вы, вероятно, подумали бы об одной из адаптаций для кино или стриминговых платформ. Например, о манге «Ван Пис» (или «Большой куш», «One Piece»), которая была недавно экранизирована Netflix и снискала успех, или о «Драконем жемчуге» («Dragon Ball»), чья американская экранизация 2009 года провалилась в прокате.
Но на фоне растущего внимания к манге и аниме во всем мире легко упустить из виду ценный вклад в японскую поп-культуру: получившую признание критиков мангу Ёсихиро Тогаси «Отчет о буйстве духов» («Yu Yu Hakusho»). Ее тираж по состоянию на 2022 год превысил 78 миллионов копий по всему миру. Впервые она попала на страницы еженедельного журнала Shonen Jump в 1990 году.
Манга «Отчет о буйстве духов» – это 175 глав и 19 томов. Она является одним из лучших представителей жанра сёнэн (то есть с целевой аудиторией на подростков-парней). Ее герои – подростки, сражающиеся с ёкаями (сверхъестественными существами).
Манга «Отчет о буйстве духов» заложила основу для многих других современных манг, а ее элементы вдохновили такие популярные произведения, как «Наруто» и «Магическая битва». Ее аниме-версия транслировалась на Cartoon Network в США, и с тех пор также были сняты два анимационных фильма, создан ряд видеоигр и даже поставлен спектакль в 2019 году.
Сюжет манги рассказывает о 14-летнем хулигане Юсукэ Урамэси, а сама история начинается со смерти главного героя. Он спасает ребенка, а сам погибает. Мир духов был удивлен тем, что он пожертвовал собой, и дал ему шанс возродиться в качестве «духа-детектива», которому поручено бороться с демонами. В сериале сыграли Китамура Такуя, Шисон Джун, Хонго Каната, Уэсуги Сюхэй, Такито Кэнити, Инагаки Горо, Аяно Го и другие.
Итак, Netflix перенес на экран этот сюжет. 14 декабря вышли пять часовых эпизодов сериала, режиссером которых выступил Цукикава Сё. «Последние три года я чувствовал давление. Я думаю, что давление было вызвано скорее созданием того, что соответствовало бы мировым стандартам, а не просто подошло японской аудитории», – признался он, добавив, что персонажи в значительной степени являются продолжением того, что было в аниме и манге.
Как рассказал Цукикава Сё, изначально планировалось три сезона, но в конечном итоге сериал сократили из-за бюджета и сроков производства. Хотя режиссер и его команда отдают дань уважения исходному материалу, их адаптация не является идентичным ремейком. «Сюжет основан на разных сюжетных линиях манги и аниме, поэтому история может быть не совсем такой, какой ее помнят фанаты, но персонажи в значительной степени именно такие, какими вы их себе представляли», – отметил режиссер.
26-летний Китамура Такуми, сыгравший главного героя Юсукэ Урамэси, еще даже не родился, когда вышла манга, но говорит, что все участники пришли в проект с глубоким пониманием ее влияния. «Это действительно изначальная отправная точка всей сёнэн-манги», – сказал он.
41-летний Аяно Го, который в сериале играет культового злодея Тогуро-младшего, читал мангу еще школьником. «Это почти что-то вроде комбинации комиксов Marvel и DC, – сказал он. – Для меня это действительно одна из лучших сёнэн-манг всех времен».
Цукикава Сё отметил, что адаптация долгое время была невозможна в Японии, потому что не было нужных технологий. Производственная группа стремилась к реализму, а Netflix утверждает, что сериал отражает суть манги, включая сверхъестественные элементы «таким образом, чтобы это выглядело реалистично». Это стало возможным благодаря сотрудничеству со Scanline VFX, известной своей работой над крупными голливудскими постановками. Команда использовала новейшую технологию, а 170 камер на 360 градусов одновременно снимали актеров.
Поскольку в «Отчете о буйстве духов» показаны мир людей, мир демонов и мир духов, команде пришлось создавать многих демонов с нуля. А сражения между людьми и демонами были одними из самых сложных вещей для визуального воссоздания, особенно сцены с братьями Тогуро (Тогуро-старший может искривлять свое тело, а Тогуро-младший наращивать мышцы).
Консультантом по визуальным эффектам выступил Сакагути Рё, первый японский продюсер, получивший научно-технический Оскар. «Размеры тел актеров и персонажей разные, поэтому изменить масштаб было действительно сложно. Это был не просто вопрос изменения высоты персонажей, нам нужно было убедиться, что линии визирования противников были точными», – рассказал он.
В итоге команда создала и распечатала 3D-модели братьев Тогуро и прикрепила их к актерам для съемок, чтобы тем, кто играл с ними, было проще и естественнее. Более того, поскольку многие актеры не привыкли работать с компьютерной графикой во время съемок, съемочная группа придумывала различные идеи, чтобы помочь им. Например, каскадеры, надев синюю одежду, дрались напротив актера.
«Как актеры представляют себе врага, которого на самом деле перед ними нет? Сколько бы вы ни говорили им, что враг рядом, им нужно разогреться настолько, чтобы казалось, что они действительно сражаются. И этот реализм рождается из страсти актеров», – рассказал режиссер экшен-сцен Оути Такахито.
Однако важнее технологии было передать суть «Отчета о буйстве духов». Цукикава Сё признался: «Когда я стал взрослым, я перечитал мангу и понял, что в истории есть некоторые темы, которые действительно отражают мир, в котором мы живем сейчас. Могут ли разные люди или существа разных видов понимать друг друга и ладить друг с другом? Это было главной темой».
***