Найти тему

Под кодовым названием К-3

17 декабря можно считать днём рождения отечественного атомного подводного флота.

АПЛ К-3 в стапельном цехе, 1957 г.
АПЛ К-3 в стапельном цехе, 1957 г.

Именно в этот день 65 лет назад был подписан приёмный акт первой советской атомной подводной лодки проекта 627. Разработка её держалась в тотальной секретности. О том, что строится на стапелях, не знали не только горожане, но и работники завода. В преддверии юбилейной даты мы собрали воспоминания очевидцев, причастных к столь знаковому событию в истории страны.

24 сентября 1955 года в сборочно-стапельном цехе № 42 судостроительной верфи города, который тогда назывался Молотовск, была заложена первая в СССР подводная лодка с атомной энергетической установкой – К-3 «Ленинский комсомол». Своё название она унаследовала от одноимённой дизельной подводной лодки М-106 Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году.
Вот как об этом вспоминает конструктор СПМБМ «Малахит» Б.К. Разлётов: «Строительство предусматривалось на специально организованной автономной верфи. Для этого срочно велись работы по возведению цеха – стапеля, участков сборки корпусных конструкций, спускового комплекса и вспомогательных производств на базе ранее начатого и в 1940-х годах законсервированного строительства цеха сборки башенных установок для линкоров и крейсеров – цеха № 42».
Специально для постройки К-3 Институтом металлургии и сварки отрасли была разработана высокопрочная сталь новой марки.
– Впервые для прочного корпуса и конструкций применили высокопрочную сталь АК-25. Определённые условия при конструировании отдельных узлов накладывали на её сварку особые требования, – делился воспоминаниями инженер-кораблестроитель «Севмаша», участник строительства 1-й АПЛ Л.Г. Шмигельский.
Круг инженерно-технических работников, привлекавшихся к постройке заказа, был строго ограничен, а руководило строительством подлодки буквально 10 человек. При этом команда не работала до этого вместе – специально для нового проекта с завода собрали лучших заводских специалистов.
Разработка держалась в тотальной секретности.
Вот что вспоминал конструктор СПМБМ «Малахит» В.А. Остапенко: «Требовалась предельная концентрация знаний, интеллекта, опыта, интуиции и, наконец, гражданского мужества, чтобы сделать эти первые шаги, сделать их в правильном направлении, ибо они определяли не только облик подводной лодки, но и будущее ВМФ, а может быть, и судьбу страны».

В списках ВМФ подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» состояла до 1988 года – целых три десятилетия. За это время она совершила пять походов на боевую службу
АПЛ К-3 на боевом дежурстве.
АПЛ К-3 на боевом дежурстве.

К слову, о том, что строится на стапелях, не знали не только горожане, но даже работники завода.
– В процессе строительства первой атомной подводной лодки были предприняты беспрецедентные меры секретности. Все рабочие чертежи корпуса имели гриф «секретно». Технологические операции, относящиеся к корпусу корабля, шифровались, – рассказывал инженер-кораблестроитель «Севмаша», участник строительства 1-й АПЛ Л.Г.  Шмигельский.
Даже сами заводчане не представляли, как подлодка будет выглядеть в итоге – каждая группа занималась отдельной задачей.
Из воспоминаний специалиста 4-го отдела «Севмаша», участника строительства 1-й АПЛ Р.А. Ануфриева: «Мы не знали, над каким проектом работаем. И даже спрашивать ни у кого было нельзя, а тем более вести записи. Многие виды документации разрабатывались впервые. И по чертежам этот корабль был необычным. Изюминка «Ленинского комсомола» была в энергетике. Над технологией паропроизводящей установки работало только два человека: Роберт Крылов и я. В связи с чрезвычайной секретностью других людей на этот участок не брали. Как идут дела на строительстве АПЛ, директору Евгению Егорову докладывали каждый день».
– Строили первую атомную со всей ответственностью. Я как старшина знал: если дал задание, то оно должно быть выполнено. При любых обстоятельствах, в любое время. Культура производства на заводе высочайшая, – рассказывал о событиях тех дней бригадир слесарей-монтажников цеха 42 «Севмаша», участник строительства 1-й АПЛ Л.А. Панов.
Те немногие, кто был причастен к выводу корабля из цеха в 1957 году, вспоминают, что это было «по-тихому», но торжественно. Событие также происходило в обстановке строжайшей секретности. АПЛ постарались максимально замаскировать: на рубку натянули парусину, все выступающие части обшили фанерой. Число присутствующих на церемонии предельно ограничили: увидеть триумф советского военного кораблестроения могли немногие.
3 июля 1958 года лодка была предъявлена к ходовым испытаниям.
– Наш первый корабль с атомной энергетической установкой продемонстрировал прекрасные качества по всем статьям; он был сработан, как сейчас принято говорить, на уровне мировых стандартов, – отмечал конструктор СПМБМ «Малахит» В.Я. Бабивский.
В приёмном акте правительственная комиссия отметила, что первая отечественная атомная субмарина «является крупнейшим научно-инженерным достижением в области подводного кораблестроения». Назвали атомоход К-3, позже возникло имя собственное – «Ленинский комсомол».
Из воспоминаний бригадира слесарей-монтажников цеха 42 «Севмаша» Л.А. Панова: «Одна из главных характеристик первой атомной подводной лодки – увеличенная по сравнению с дизель-электрическими подводными лодками глубина погружения. В программе испытаний корабля стояло погружение на недосягаемую для того времени глубину – 300 метров. Это было серьёзнейшим испытанием на прочность».
«Ленинский комсомол» был передан флоту 17 декабря 1958 года. И очень скоро первая в Советском Союзе атомная подводная лодка показала, на что способна. Уже в 1959 году она начала регулярные плавания подо льдами  – сначала под кромкой, а потом и под серьёзным паковым льдом, в итоге дошла до Северного полюса.
За 178 часов она прошла в подводном положении 1294 мили и трижды – 15, 18 и 19 июля – всплывала почти точно на полюсе.
Это было не просто достижением, таким образом советские подводники подтвердили, что арк­тические льды не станут препятствием для советских подлодок: ответный ядерный удар по территории вероятного противника при необходимости можно будет нанести даже с макушки Земли. Средства для этого уже были: впервые подводный пуск первой советской баллистической ракеты морского базирования был совершён чуть менее чем за два года до всплытия К-3 на Северном полюсе – 10 сентября 1960 года. По возвращении из похода экипаж субмарины на берегу встречал лично Никита Хрущёв. А для стран НАТО новость о том, что К-3 достигла полюса, стала неприятным сюрпризом: восстанавливался паритет, нарушенный в марте 1959 года, когда первое в мире всплытие на полюсе совершила американская лодка «Скейт», подтвердив новую угрозу для СССР.
Историческое событие произошло в ходе третьего дальнего похода К-3, состоявшегося 11–21 июля 1962 года. Основной целью экипажа было подтвердить, что подлодка и подобные ей корабли способны на длительные походы подо льдами. Кроме того, советским морякам предстояло пройти точку Северного полюса в подводном положении и подняться из-подо льда на поверхность. Все задачи были выполнены успешно.
В списках ВМФ подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» состояла до 1988 года – целых три десятилетия. За это время она совершила пять походов на боевую службу. Находясь в море в общей сложности 14 115 ходовых часов, субмарина прошла 128 443 мили, то есть почти шесть раз обогнула Землю по экватору!
Первая отечественная атомная субмарина занимала, да и сегодня занимает особое место в истории российского флота. Она стала родоначальницей ракетно-ядерного океанского подводного флота в стране. Это та сила, которая стала гарантом недопущения применения ядерного оружия, ведь она обеспечивала неотвратимый ответ любому агрессору.

23 декабря первая атомная подводная лодка начнёт новую жизнь в качестве главного экспоната Музея военно-морской славы «Острова фортов»

– Создание К-3 было национальной задачей – на её решение работало 35 институтов, более 20 конструкторских бюро, около 100 промышленных предприятий Советского Союза, – рассказал генеральный директор ПО «Севмаш» Михаил Будниченко. – «Севмашу» выпала честь стать родиной первого атомохода. Для нашего молодого предприятия, как и для всей промышленности в целом, это была революция. За немыслимо короткий срок был построен первый подводный корабль, движимый атомной энергией. Тем самым был сделан огромный рывок в повышении обороноспособности и защите морских рубежей. С того дня создание АПЛ стало приоритетной задачей нашего завода.
За свою историю «Севмаш» передал Военно-Морскому Флоту страны 140 атомных подводных лодок. Завод дал жизнь кораблям, установившим рекорды подвод­ной скорости, глубины погружения, подводного водоизмещения. Атомные ракетоносцы, созданные корабелами верфи, стали основой морской составляющей ядерных сил России.
Что же касается легендарной К-3, с которой и начинался 65 лет назад атомный подводный флот страны, то 23 декабря она начнёт новую жизнь в качестве главного экспоната Музея военно-морской славы «Острова фортов».

Юлия КОЗАК, «Красная звезда»