Найти в Дзене
PrimaMedia.ru

Кровавый след зверя: в Приморье участились случаи атак тигра на домашних животных

Согласно данным Центра "Амурский тигр", на территории Дальнего Востока обитает не менее 750 амурских тигров, включая тигрят. Из них 590 в Приморском крае, 140 в Хабаровском, 20 в Еврейской автономной области и шесть — в Амурской. В 2022 году произошло 298 конфликтных ситуаций между тигром и человеком, в то время как в 2021 году — 231. В свете последних происшествий с участием хищника в разных населённых пунктах Приморья становится ясно, что число трагических ситуаций в 2023 году далеко от снижения, сообщает ИА PrimaMedia.

Разрешением конфликтных ситуаций занимаются специализированные группы охотнадзора. Часто к решению этих задач привлекают специалистов из природоохранных организаций. Деятельность специализированных групп подразумевает предупреждение конфликтных ситуаций и — если они все же возникли — их расследование и урегулирование. В задачи инспекторов также входит проведение разъяснительной работы с населением с целью формирования бережного отношения к животному миру.

Самой распространенной конфликтной ситуацией остается нападение тигра на домашних и сельскохозяйственных животных.

"Часто в сельской местности животные находятся на свободном выпасе, на расстоянии до нескольких километров от населенного пункта. Тигр, не видя следов человеческого присутствия и других настораживающих факторов, добывает их также, как и диких. Такое поведение хищника формирует у местного населения негативное отношение к тигру и порой даже приводит к мысли отомстить ему. Для того чтобы снизить градус напряженности между населением и тигром, была запущена программа страхования от ущерба, причиненного хищником домашним и сельскохозяйственным животным", — говорят эксперты "Амурского тигра".

Ученый привел ключевые факторы конфликтности в отношениях человек-тигр и подчеркнул, что "в настоящее время в отношениях тигром с людьми возникла новая ситуация, опыта разрешения которой нет: при существующем населении региона и возрастающем уровне давления на природные экосистемы численность популяции тигра в 750 особей не было во всей русской истории региона".

Первым фактором конфликтности Павел Крестов назвал местообитания тигров — сохранение всего биома Уссурийской тайги необходимо для устойчивого существования популяции тигра.

В настоящее время с Федеральной целевой программой "Сохранение амурского тигра" фактически в конфликте находятся ряд программ по экономическому освоению Дальнего Востока, в частности, — с программами по развитию лесного комплекса, основанными на эксплуатации лесных ресурсов естественных экосистем.

Возможные пути решения:

1) переформатирование лесного хозяйства Дальнего Востока от эксплуатации естественных экосистем на плантационное лесное хозяйство;

2) максимально возможное разделение мест проживания и хозяйственной деятельности населения и местообитаний тигра и леопарда;

3) снижение фактора беспокойства и мероприятия по повышению стабилизации кормовых территорий;

4) создание в пределах сохранившейся и имеющей потенциал к восстановлению части биома Уссурийской тайги крупного национального парка, базирующегося на структуре существующей в пределах биома сети особо охраняемых природных территорий.

Сохранение местообитаний в приемлемом для тигров состоянии — это основа мероприятий по минимизации конфликтов между тигром и человеком".

Вторым фактором Павел Крестов называет кормовую базу тигра.

"Необходима изоляция диких животных, составляющих кормовую базу тигра, от домашних животных, так как любые их контакты существенно влияют на распространение болезней, приводящих к эпидемиям. Необходима организация мониторинга патогенных организмов, особенно новых для региона, которые активно расселяются на Дальнем Востоке в связи с климатическими изменениями. Необходимо введение жесткого санитарного контроля в существующих и вновь создаваемых на Дальнем Востоке животноводческих комплексах, включая усиление контроля утилизации продуктов жизнедеятельности домашних животных и полное исключение их попадания в естественную среду", — комментирует ученый.

Третий фактор — изменение поведенческих реакций тигров.

"Одним из факторов, составляющих экологическую нишу тигров, является его реакция на человека: насколько серьезной опасностью человек воспринимается тигром, и с чем ассоциируется опасность человека у хищника. Изменения восприятия человека хищником определяет допустимую дистанцию и поведенческую реакцию при встрече с человеком (бегство, любопытство, ассоциации с добычей). В настоящее время исследования поведенческих реакций тигра на человека не ведутся, и их необходимо инициировать, поскольку государственная политика последних двадцати лет в области сохранения тигра была, действительно, эффективной, и факторы, определяющие поведенческую реакцию (выстрелы в сторону тигра, преследование тигра, отлов и пр.) изменились. На основе исследований могут быть разработаны: алгоритм, позволяющий избежать нападения тигра на человека в разных условиях; технические средства индивидуальной защиты; технические средства отпугивания хищника", — говорится Крестов.

В заключении директор Ботанического сада отметил, что мероприятия по снижению конфликтности между тигром и человеком — хорошо обоснованы, продуманы и достигают цели.