К моему глубочайшему сожалению, слишком часто приходится оказывать компьютерную помощь жертвам компьютерных домушников, которые обдирают людей, как только могут, на суммы 10/15/20 тысяч рублей, как правило не оказывая должной компьютерной помощи, ведя себя нагло и надменно, после получения заветных средств пропадая без следа.
Как их распознать? Как узнать что грязные руки этого некомпетентного воришки метят на Ваш кошелек? Как при этом не спугнуть действительно хорошего специалиста, который хочет не только заработать, но и решить возникшие с Вашим "железным любимцем" проблемы? Попробуем разобраться.
Далее буду приводить некоторые пункты/примеры, которые помогут разобраться в вопросе.
1. Сразу же хочется сказать, что работа на дому у клиента, занятие крайне малоэффективное и чинить компьютер в оборудованной мастерской намного быстрее и результативнее. При наличии возможности, отвезите свой ПК в компьютерный сервис, предварительно посмотрев о нем информацию и отзывы в интернете, проанализируйте несколько сервисов сразу и выберете для себя более приемлемый. Это очень сильно снизит риск попасть в лапы мошенников, а раскошелившись пару раз на такси, Вы с большей вероятностью сможете сэкономить себе деньги и нервы.
2. Если все же решились вызвать специалиста на дом, то помните, человек бесплатно не работает, в выезд к Вам всегда закладывается стоимость в 1000р. как минимум и не стоит верить в сказки про бесплатный выезд и диагностику. Немного поразмыслив, можно сделать вывод, что никто, даже очень хороший знакомый не будет тратить время и бензин, что бы приехать к Вам, безвозмездно найти неисправность, которую Вы могли бы самостоятельно устранить. Так же за Вашу бесплатную диагностику уже заплатил предыдущий и заплатит следующий клиент, а может и Вы сами, согласившись на ремонт. Бесплатная диагностика и выезд в лучшем случае всего лишь маркетинговый ход, соответственно выбирая специалиста с платным выездом Вы уменьшаете шансы попасть на шарлатана.
3. Не вызывайте "специалиста" из объявления в почтовом ящике или подоткнутого Вам в дверь. "Живу рядом, приду быстро, пенсионерам скидки", с максимальной долей вероятности попадете на мошенника. Ищите проверенные объявления в интернете, с отзывами, позвоните друзьям (именно друзьям, просто знакомые могут подсунуть шарлатана), вдруг найдётся специалист с хорошим отзывом.
4. Когда всё таки решились вызвать мастера на дом и он прибыл, старайтесь не упускать его из виду, следите за манипуляциями, которые он проводит с Вашим ПК даже если ничего в этом не понимаете, ни в коем случае не подписывайте какие либо документы, тщательно с ними не ознакомившись. Помните, Вы не обязаны платить за то, что не было согласовано с Вами, процедуры выполненные без согласования с клиентом проводятся за счёт мастера.
5. Всегда чётко ставьте задачу, Вам нужен конкретный результат, а не манипуляции, на необходимость которых Вас может подтолкнуть мошенник. Без результата об оплате речь идти не может. Если на не включающемся компьютере Вам почистили оперативку и пыль кисточкой, просят деньги, но компьютер при этом включаться не стал, то знайте - это мошенник.
6. Правильная постановка самой задачи. Чётко определитесь, что Вам требуется от специалиста, не надо лить воду и мазать общими фразами вроде: "ну он тормозит что то, долго загружается, что то там не работает, вроде гудит, дочь там что то говорила" и тому подобное. Определитесь чётко, что Вам нужно, а что нет, а уже потом звоните специалисту. Например: "У меня компьютер тормозит, нужно выявить причину и устранить", "у меня не запускается Скайп, нужно сделать, что бы запускался", "у меня сильно гудит компьютер, нужно найти причину и источник шума, и устранить проблему". Четкая постановка задачи сильно подрезает злоумышленнику площадь для "маневра", а добросовестному специалисту облегчает задачу.
7. Процесс диагностики. Самое важное, с чего начинается любой ремонт - это диагностика, её стоимость должна быть обговорена и согласована ещё до выезда. После поставленной задачи специалисту предстоит разобраться, что вызывает ситуацию, которая в Вашем компьютере Вас не устраивает, найти её причину, возможно даже (такое не редко бывает) устранить её в процессе диагностики, что в очередной раз доказывает, что диагностика бесплатной быть не может. Далее оценить стоимость ремонта, обговорить и согласовать с клиентом, после чего приступить к ремонту. Порядочный специалист берет деньги за результат, соответственно работа выполняется за счёт мастера, а уже после успешного результата клиент обязан оплатить запчасти и выполненную работу.
8. Наверное последнее на данный момент, но не в принципе - это сам ремонт и ценообразование. Чистка от пыли, замена термоинтерфейсов, снятие окислов, продувка от пыли - это все называется одной фразой "техническое обслуживание", комплекс процедур, который в домашних условиях не может стоить дороже 5000р, это прям потолок вместе с выездом и диагностикой, за исключением крайне редких, исключительных случаев, коим Ваш компьютер точно не является, раз уж вы вызвали специалиста на дом. Уважающий себя специалист имеет при себе воздуходувку, портативную аккумуляторную или сетевую полноразмерную, которая эффективно сможет почистить Ваш ПК от пыли, на худой конец балон сжатого воздуха, но никак не жалкую кисточку. Термоинтерфейс, он же термопаста обязательно должен быть серого цвета, если у мастера она белая, то её качество оставляет желать лучшего. Если специалист просит деньги за каждый чих, то он очевидно шарлатан. Удаление вирусов поштучно с оплатой за каждый - шарлатанство, очистка компьютера от вирусов это одна процедура и вне зависимости от количества вирусов, найденных бесплатной программой, стоимость данной услуги не меняется. Так же поштучная установка драйверов такое же шарлатанство. Переустановка Виндоус - это так же комплекс процедур (настройка Биос, выставление нужных режимов работы, форматирование диска, разметка диска, установка операционной системы, установка всех драйверов необходимых для корректной работы конкретного устройства), а если с Вас просят деньги за все поштучно, значит Вас пытаются обмануть. И ни в коем случае не давайте выездному специалисту забрать свою технику в "сервис", если хотя бы немного сомневаетесь в его добросовестности.
И напоследок, что можно сделать в домашних условиях, а так же по ценам +- примерно:
Диагностика и выезд: выявление сбойной программы или компьютерного компонента 1000-2000р.
Техническое обслуживание: комплекс мероприятий, до 5000р с выездом.
Переустановка операционной системы: комплекс мероприятий, до 3000р с выездом, за установку дополнительных программ по просьбе клиента, может быть запрошена отдельная стоимость, +- до 1000р, это адекватно, называйте пакет нужных Вам программ сразу целиком.
Замена неисправных компонентов: стоимость сбойных деталей обговаривается и согласовывается с клиентом, как правило порядочный мастер предъявляет среднюю рыночную стоимость на ту или иную деталь, а в большинстве своем покупает их в ближайшем сетевике и предоставляет клиенту чеки, а так же запрашивает оплату за логистику, до 1500р адекватно, в зависимости от стоимости и количества запчастей, так же от территориального расположения магазина. Стоимость монтаж/демонтаж так же не должна превышать 1500р, в зависимости от количества заменяемых деталей.
Вот наверное и весть список работ, которые возможно провести в "полевых" условиях.
Помните, Вы не обязаны платить за то, что с Вами не согласовали и за то, что не привело к решению поставленой Вами задачи в полном объёме. Внимательно изучайте предоставляемые Вам на подпись бумаги.
На этом пока что всё. Продолжение обязательно следует. Пишите комментарии, задавайте вопросы. Здоровья Вам, будьте бдительны.