Найти в Дзене
Светлана КС

Три картины-загадки русских художников. Что они скрыли от нас под верхним слоем краски?

Русская живопись полна загадочных историй и неожиданных сюжетных поворотов. Сегодня я расскажу три истории о картинах, объединенных одной необычной особенностью. «Черный квадрат» Казимира Малевича (1915): шутка, воспринятая всерьез? На это произведение написаны тысячи рецензий, оно рассмотрено с разных углов историками и искусствоведами. Самую известную картину Малевича называли квитэссенцией его творческого вызова – отказа от изображения атрибутов реальной жизни и как следствие – портретности, телесности как таковой. Но лишь несколько лет назад была раскрыта, наверное, самая неожиданная тайна этой картины. В 2015 году, к 100-летию написания полотна, оно было исследовано сотрудниками Третьяковской галереи с использованием ультрафиолета и макрофотосъёмки. Результат поразил экспертов: под слоями черной краски (художник пользовался двумя разными ее оттенками), был обнаружен один из ранних рисунков Малевича, а также надпись, из которой удалось разобрать только два слова: «битва негров…». Н

Русская живопись полна загадочных историй и неожиданных сюжетных поворотов. Сегодня я расскажу три истории о картинах, объединенных одной необычной особенностью.

«Черный квадрат» Казимира Малевича (1915): шутка, воспринятая всерьез?

На это произведение написаны тысячи рецензий, оно рассмотрено с разных углов историками и искусствоведами. Самую известную картину Малевича называли квитэссенцией его творческого вызова – отказа от изображения атрибутов реальной жизни и как следствие – портретности, телесности как таковой.

Афиша спектакля "Частичное затмение", нарисованная Малевичем в 1913 г., где впервые появился черный квадрат.
Афиша спектакля "Частичное затмение", нарисованная Малевичем в 1913 г., где впервые появился черный квадрат.

Но лишь несколько лет назад была раскрыта, наверное, самая неожиданная тайна этой картины. В 2015 году, к 100-летию написания полотна, оно было исследовано сотрудниками Третьяковской галереи с использованием ультрафиолета и макрофотосъёмки.

-3

Результат поразил экспертов: под слоями черной краски (художник пользовался двумя разными ее оттенками), был обнаружен один из ранних рисунков Малевича, а также надпись, из которой удалось разобрать только два слова: «битва негров…».

Но и этого было достаточно, чтобы понять замысел автора: повторить остроумную шутку французского писателя и художника Альфонсо Алле. Изобразив на полотне черный прямоугольник, автор подписал его так: «Битва негров в пещере глубокой ночью».

Картина "битва негров в пещере глубокой ночью"
Картина "битва негров в пещере глубокой ночью"

Так чем же все-таки является черный квадрат Малевича: философией на холсте или всего лишь (само)иронией художника?

«Монахиня» Ильи Репина (1878): оригинальная месть художника.

Чьи портреты чаще всего писали художники? Особенно на раннем этапе творчества эта роль доставалась их знакомым и родственникам. Такой же путь для оттачивания своего таланта выбрал и Илья Ефимович Репин. Еще на этапе обучения в Академии художеств он познакомился с архитектором Шевцовым. Вскоре обе его дочери, Вера и София, стали героинями портретов молодого живописца. Младшей дочери Шевцова, Вере, Репин в итоге сделал предложение и вскоре они поженились.

-5

Однако долгое время считался загадочным именно портрет старшей сестры Веры – Софии Шевцовой. На нем она была изображена в монашеском одеянии, что не соответствовало реальным фактам. «Что это за странная фантазия художника?», – недоумевали ценители живописи.

Свет на эту историю пролили недавно опубликованные мемуары племянницы жены Репина. В них она упоминает о ссоре художника с Софией Шевцовой, после чего тот в сердцах поверх ее бального платья изобразил монашеское одеяние. Экспертиза картины полностью подтвердила этот рассказ: на рентгене отчетливо видно элегантное платье и веер в руках Софии вместо иноческих четок. Так оригинально художник отомстил натурщице.

-6

Самый необычный портрет «вождя народов».

Долгое время портрет В.И. Ленина, написанный художником Владиславом Измайловичем в 1924 году, не был ничем примечателен. Десятки лет он украшал актовый зал ленинградской школы №206. Но когда в 2013 году он для реставрации был направлен в Академию им. Штиглица, мастера были удивлены внезапным открытием: портрет оказался двойным! С тыльной стороны картины, которая была закрашена гуашью, был обнаружен… портрет Императора Николая II 1896 года!

Подробности этой истории вряд ли уже когда-либо удастся узнать. Но в решении закрасить портрет последнего Царя так, чтобы при желании его можно было без труда отмыть, видится желание Измайловича сохранить произведение своего коллеги. Портрет, написанный художником Ильей Галкиным в год восшествия Николая II на Престол, безусловно является историческим достоянием, и сегодня он занял свое место в Романовской галерее Эрмитажа.

-7

Таковы причудливые переплетения истории и культуры в нашем Отечестве: фигура Ленина неотделима от фигуры последнего Императора – теперь и в самом буквальном смысле этого слова.

Друзья, подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации! До встречи уже скоро!