Найти тему

Мать-и-мачеха

Существует множество теорий, позволяющих нам строить самые удивительные догадки о самих себе. Теория струн – описывающая нам параллельные миры, где могут существовать наши двойники. Теория временной цикличности, концепция, которая позволяет нам предположить, что мы проживаем одну и ту же жизнь много раз. Множество попыток человека заглянуть за рамки осязаемого с помощью познания самого себя. Познавая себя, как часть целого – познать целое, отраженное в каждом из нас. Сколько бы прорывов и открытий человечество не совершало вовне, разгадка кроется в нас самих, в каждом из нас есть непостижимая тайна. Правда в том, что самое познающее существо на планете, остается самым не познанным. «Желал ты славы — и добился, — Хотел влюбиться — и влюбился. Ты с жизни взял возможну дань, А был ли счастлив?» А.С.Пушкин «Сцена из Фауста». Счастье. В среднем каждый человек за свою жизнь произносит порядка 123 205 750слов. Слово «счастье» вводят в поисковик одного из самых крупных мировых браузеров без малого три миллиона раз в месяц. Люди всегда стремились обрести, испытать, познать наивысшую степень того, восхитительного состояния, благодаря которому человек способен на все. Что же такое счастье и имеет ли это понятие однозначную трактовку? Всю историю различные философские школы давали определения тому, что такое счастье и каким образом можно его достичь. Зачастую эти определения были взаимоисключающие и сталкивались в ходе истории, меняя мировоззрения общества, придавая новый вектор развития целым государствам и империям. Делая одних правыми, а иных заблуждающимися. Проникая в культуру и отражаясь в главных религиозных текстах. Дуализм – удивительная философская концепция, открывающая перед нами завесу тайны непостижимого - бытия личности, познания мира в человеке и человека в мире, целого в части и части в целом. Небезызвестный герой единственного опубликованного романа Оскара Уайльда явственно сочетал в себе две природы, две противоположенные природы, каждая из которых стремилась постичь счастье двумя противоположенными путями, тем не менее сходившимися в одной личности, в личности Дориана Грея. Счастье, как неуправляемый и не осязаемый хаос и счастье, как структурированное и последовательное бытие, подчиненное целому сонму правил и законов. Культовый литературный герой двадцать первого века. Волшебник, побеждающий эфемерное, а за тем и воплотившееся зло. Гарри Поттер, который к завершению своей миссии понимал, что часть зла живет и жила все это время в нем самом. Одно целое, объединяющее две противоположенные ипостаси. Весь мир пронизан сочетанием не сочетаемого и при этом, мир гармоничен по своей природе. Природа счастья, так же способна сочетать в себе взаимоисключающие, равноправно существующие в одном целом природы. Способность человека подчинять себя моральным принципам и побеждать в себе зло является источником счастья в философии стоицизма. Эвдемонические теории признают счастье высшим из благ, а стремление к нему – основой основ. Деонтологические теории, ставят на первое место – следование долгу и принципам, а счастье считают лишь производным состоянием добродетели. Гедонизм, определяет счастье, как наслаждение и нескончаемое удовольствие. Атараксия объясняет состояние человека при котором счастье ему безразлично и тем самым достижимо путем полного равнодушия к нему. Описание рая в каждой из религий, воспевает зачастую, противоположенные вершины вечного счастья. Германо-скандинавская мифология описывает нам Вальхаллу как торжество доблести и воинской славы, как невероятное пиршество в окружении богинь и богов. Античная мифология описывает Элизиум, как беззаботное, свободное от страстей место, преисполненное покоем. Два вида счастья, две ипостаси – духовная и материальная. Одно – неосязаемое и до конца не постижимое, иное – понятное и приручаемое. Понять истинную ценность того или иного явления – просто. Достаточно лишь представить его полное отсутствие в собственной жизни. То, без чего человек не может себя представить, является составляющим его личного счастья. Но что если человек не способен прожить без взаимоисключающих линий своей жизни? Например, мужчина - примерный семьянин, любящий своих близких, работающий на полезной для общества работе, получающий зарплату банковским переводом. Он ходит с женой по магазинам, не выбрасывает батарейки в мусорное ведро, любит тещу, и счастлив от поездок на дачу всей семьей. От пикников в разгар летнего дня и от лыжной прогулки с детьми зимой - счастлив. Но когда его дом утихает, когда его дети засыпают под теплым светом ночника, а жена, дочитав очередную главу английского романа, забывается сном, он уходит из своего дома и, бродя по холодным улицам ночного города, ищет жертву. Потому, что он маньяк. Счастлив ли он, завтракая со своей семьей по утрам перед работой? Конечно же, да - счастлив. Испытывает ли он счастье, совершая свои регулярные преступления – тоже, да. Совместимы ли эти два мира, существующие в одном человеке, возможно ли его счастье, если один из этих миров исчезнет? Полагаю – нет. Каждую весну нас радуют желтые маленькие цветы, затерянные в травах на обочинах дорог. Мать-и-мачеха. Такое привычное название, знакомое нам с самого детства, скрывает в себе дуалистическую природу. Две противоположности, равные в своей мере прибивания в одном целом. Врач, спасающий раненого при задержании убийцу, который только что отнял чью-то жизнь. Собака, бегущая по бескрайнему полю, счастливая от наполняющего ее чувства свободы, возвращается к хозяину, чтобы добровольно ограничить свою свободу и обрести счастье в противоположенном состоянии. Черные и белые клавиши фортепиано – зеркально противоположены по своей цветовой гамме, однако именно их сочетание рождает симфонию. Знакомая нам всем химическая формула H₂O. Вода, которая всегда использовалась для тушения огня, сама является продуктом горения водорода, содержащегося в ее химическом составе. Поиск равновесия между созиданием и разрушением, логикой и интуицией, структурой и хаосом – это поиск счастья. Вдаваясь в одну из крайностей, человек начинает испытывать пустоту, нехватку противоположенных чувств, эмоций и переживаний. На химическом уровне картина счастья – ясна. Выброс гормонов, вызывающих у нас состояние счастья – эндорфин,дофамин,вазопрессин,окситоцин,серотонин, практически всегда можно спровоцировать искусственно. Достаточно лишь знать необходимый к употреблению перечень продуктов и совершить простые физические действия, которые естественным образом создадут необходимую реакцию организма, благодаря которой мы будем чувствовать, что счастливы. Однако резервуар счастья на химическом уровне – ограничен. Когда он исчерпывается, на смену эйфории, улыбке и безмятежности приходят опустошенность, печаль и стресс. Попытки достичь счастья и искусственно удержать его – всегда заканчиваются нахождением обратного состояния. Удивительный факт, но просмотр фильмов ужасов, приносит человеку больше радости, чем просмотр комедии. Смотря комедию, мы радуемся во время самого просмотра, однако в последствии ощущаем опустошенность. Остро ощущаем отличие своей жизни от того, что только что видели на экране. Частый просмотр комедий способен спровоцировать депрессию. Смотря фильм ужасов, мы испытываем подлинные, неподдельные эмоции. Страх провоцирует наш организм на повышенный выброс эндорфинов. Выработка эндорфинов увеличивается в ответ на стресс, с целью облегчения выхода организма из стрессовой ситуации. Более того, когда мы заканчиваем просмотр фильма ужасов, мы моментально с облегчением начинаем смотреть на свою привычную, повседневную, реальную жизнь. Мы невольно сравниваем свои трудности с трудностями, проследовавшими героя триллера или ужастика. И не без радости обнаруживаем, что живем не так уж и плохо. В момент смерти, человеческий организм также переживает мощный выброс гормонов счастья. Так наш мозг защищается в момент наивысшей точки стресса. В самый пугающий, последний момент нашей жизни мы испытываем то самое, вечно искомое при жизни состояние счастья. Статистика уровня счастья по странам , удивительным образом сочетается со статистикой стран по суицидам. Что уже подозрительно. Ведь не станет же счастливый человек пересекать черту счастливой жизни. А тем временем, каждые 40 секунд где-то в мире человек добровольно эту черту пересекает. И делает это, зачастую , в очень развитых странах. Имея работу, хороший уровень достатка, семью, дом, машину и прогноз врачей на многие десятилетия жизни. Имея всё , что необходимо иметь для того, чтобы считаться счастливым. Существуют критерии счастья, по которым вычисляется его уровень, в жизни каждого из нас. Согласно этим критериям мы вписываемся или не вписываемся в рамки понимания того, что такое - счастливый человек. Но ведь это не наши рамки. Пойти в детский сад, школу - это не наш план . Вписываться в график с 8 до 18 - это не наш план. Носить на себе гордое звание человека возраста дожития после 60 лет - это не наш план. Разве можно быть счастливым под копирку? Можно ли стать счастливым, судорожно подгоняя себя под общие критерии? Это просто вопросы. Если ты не имеешь своих собственных планов, ты будешь подчиняться тому, у кого эти планы есть. И вот уже мы пересекаем черту возраста дожития. Пройдя все ступени реализации счастливой жизни. А счастья так и нет. И бежать за ним, стирая в пыль офисные туфли - уже нет сил, да и времени тоже. Возраст же - дожития, как-никак. И тогда мы начинаем погружаться в прошлое. Вспоминать , что оказывается не так давно, когда все писали эти знаменитые сочинения "кем я стану, когда вырасту" , "как я провёл лето ", "моя мечта" и ведь никто не писал ни слова про бухгалтерский отчёт, финансовый учёт и "Давай поженимся" по вечерам. Странно, конечно, но это так. Часы на стене. Старинные, с маятником. Маятник подсказал мне одну мысль. Его гармония, это движение из стороны в сторону. Он не замирает и по лестнице не идёт. Не так ли выглядит счастье по моему мнению? Пошёл в школу- мне школа не нравилась, потому маятник счастья качнулся в одну сторону, но зато по её окончанию я смог поступить туда, куда мечтал, университет я любил. Значит маятник качнулся в другую сторону. Закончил ВУЗ , долго сидел без гроша, прежде чем найти работу - и вновь движение маятника в обратную сторону. Нашёл работу...- немного не то, о чем писал в сочинениях о своей мечте. Но выращивать морковку на луне... В общем таких профессий ещё нет. Так что маятник вновь на моей стороне. Женился. Она прекрасна. Мы счастливы, но в какой-то момент я понимаю, что мы находимся внутри её счастья. А мое счастье... не такое. Быстрый развод, вряд ли стал светлым моментом моей биографии , так что - маятник явно предательски качнулся назад. Второй брак стал гармоничным для обоих, просто потому, что у нас были одни планы на двоих и, казалось бы, такая мелочь – мы оба с детства мечтали о собаке и вот, наконец, осуществили нашу общую мечту. Счастье, разделяемое с многими и счастье ощущаемое только одним тобой, счастье созидания и счастье разрушения, избавления от лишнего, счастье отраженное в печали и в детской радости. Счастье – это гармония, гармония между, порой, несочетающимися, казалось бы противоположными природами одного и того же. Писатель, ищущий и провоцирующий в себе переживание глубокой печали, чтобы написать нечто нарушающее временные законы. Он счастлив, когда у него это получается и из под его пера выходят нетленные мысли. Он счастлив, не смотря на глубоко переживаемую им печаль. И то и другое чувство – подлинно переживается одним человеком в один момент. Ожидание счастья – знакомо каждому. Это чувство, когда, кажется, что вот сейчас, еще немного, и я буду счастлив. Сейчас окончу школу, сдам экзамены и буду счастлив. Сейчас – поступлю в ВУЗ ,обрету профессию и стану счастливым. Сейчас заработаю первый миллион и обрету счастье. Выйду замуж/женюсь и поймаю удачу за хвост, обрету это неуловимое счастье. Сейчас я устрою счастливую жизнь своим детям и это сделает меня самого счастливым. Хороший дом, новая машина и даже трехкамерный холодильник - сейчас, вот за тем поворотом я настигну его, застану врасплох, схвачу и не отпущу никогда - то единственное и когда-то утерянное - счастье. Счастье, которое я не ощутил от прикосновения маминых рук, когда лежал в темной комнате в отдельной кровати потому, что так было правильно – спать отдельно. А тебе страшно и этот шкаф напротив… Мало ли. А маму не позовешь – будет стыдно, что испугался. И вот ты остаешься один в этой темной комнате и ждешь когда уйдет страх и придет счастье, пока еще такое простое, теплое и ласковое. Потом ты устаешь ждать и вырастаешь. Выкидываешь старую кровать, заменяешь шкаф, ставишь дорогой компьютер на не менее пафосный стол, одеваешь галстук и даже темные очки в -20… Но где-то там, далеко в прошлом, прорывающимся в каждую минуту нашего настоящего мы так и остаемся в своих детских кроватках, напротив этого знаменитого кинговского шкафа из которого может вылезти Бука, а мамы не окажется рядом. И мы бежим за этим счастьем, заполняя пустоту своего прошлого. За счастьем,которое ускользнуло из моих детских рук, подобно шарику и унеслось в холодное беззвездное небо мегаполиса. И мы гонимся за ним, не замечая, что секрет счастья, кроется в самом слове. Схожесть слов «сейчас» и «счастье» - не слуховая галлюцинация. Так же, как созвучие слов «счастье» и «часть». Быть сопричастным чему-то , ощущать себя частью целого и ощущать себя здесь и сейчас. Чувствовать это «сейчас» и отражаться в нем, творить, созидать иногда, разрушать – если это необходимо. Мы привыкли к себе, к таким, какими мы должны быть с точки зрения всего мира. Но мы все, каждый из нас – уникален. Да, разумеется, у нас один химический состав, но даже если смотреть на нас с такой точки зрения… Отпечатки пальцев – у каждого свои, не имеющие аналогов. Так же, как каждая снежинка, падающая с неба, имеет свой уникальный рисунок. Да, все эти снежинки соединяться в снежки, сугробы, лавины, но если быть немного более внимательным – мы поймем уникальность каждой из них. Как и уникальность каждого из нас. И прежде чем навсегда раствориться в сугробах, снежинка летит отдельно от всех, словно подчеркивая свою уникальность. Ведь никогда раньше такой не было и больше никогда не будет . У нее есть только эти мгновения до момента падения, чтобы отразится в вечности. И это ее счастье. И оно происходит сейчас. Проходя по весенним проселочным дорогам, посмотрите на мать-и-мачеху. Она отражает нашу природу и стремление к свету, как к очевидному для нее счастью. Затерянная среди редкой весенней травы, сгибаемая мощными порывами ветра, она тянется вверх, преодолевая атакующий ее мир. И название, данное ей человеком – делает ее посредником между светом и тьмой, добром и злом, желаемым и действительным, внутренним и внешним. Соединяя в себе несоединимое, она становится частью целого противоречивого мира, отражая себя в нем и отражая его в себе. Здесь и сейчас.

Фо
Фо

Фотография взята из открытого источника - "Яндекс картинки".

А