О чем сегодня пойдет речь?
О простой, можно сказать, классической помещичьей усадьбе: деревянный дом, типичной архитектуры с колоннами и фронтоном, при нём небольшой парк.
Но среди множества Барских усадеб бывший Петербургской губернии основательнее других западает в память именно её неяркий образ.
Наверное потому, что барский дом так умиротворённо светло стоит на высоком холме над плавным изгибом Оредежа в окружении берёз и лип, над мостом, над дорогой по которым чатся автомобили из Петербурга в Псков.
Ещё потому, что судьба дома, после того как он лишился своих владельцев, сложилась драматично, но в конечном итоге счастливо.
И, конечно, потому что последним его владельцем - перед самой революцией - был юноша Набоков.
Будущий великий писатель Владимир Набоков.
Дом на холме принадлежал дяде Набокова, брату матери, Василию Рукавишникову.
До рукавишниковых имением владели разные хозяева: купец, статский советник, генерал..
И так далее - вглубь времён вплоть до первого владельца, царевича Алексея Петровича.
Да, в 1714 году, Пётр подарил здешние земли нелюбимому сыну.
Но история распорядилась по-другому. Через несколько лет разыгралась знаменитая драма, царевич был убит и по воле отца имение меняло хозяев.
Набоков владел имением полученным по завещанию Рукавишникова всего год. При новой власти, в усадебном доме было рабоче-крестьянское общежитие, потом музей быта, потом школа. Во время фашистской оккупации - немецкий штаб. После войны снова школа, правление совхоза э, строительное управление и наконец с 1990 года музей.
Такое случилось чудо: усадьба Рождествено уцелела.