Каким-то невероятным образом это, сравнительно, раннее сочинение Достоевского, я прочёл позже всех его прочих. Это и лучше. На мой, субъективный взгляд, именно из этих "Записок" выросли многие нервические герои его дальнейших больших романов. Ежели взять эту книгу в руки современному, не подготовленному читателю, он пожалуй изумится и после первой страницы отбросит её прочь. Не говоря уж о полуграмотном контингенте, изъясняющимся смайликами. Эту повесть надо читать в контексте времени, в котором жил автор. А кроме того, в контексте литературного окружения Достоевского. Когда знаешь о чем были тогдашние книги Тургенева, Некрасова, Панаева и даже Чернышевского, вот тогда становятся понятен весь фокус происходящего. Первая часть книги - длинный и путанный монолог главного персонажа. Его мысли о мироустройстве и бытии. Из фонтанирующего многословия мы узнаем, что главный герой - и ни герой вовсе, а совсем наоборот - антигерой. Слова его полны желчи и злобы на весь белый свет. Он маленький, ничтожный человек. Тля с раздутым самомнением. Вторая часть повести убеждает нас в этом окончательно. Он вылезает из своего подполья и начинает чудить. Подполье в данном случае - примерно, как "под плинтусом", где тараканы живут. (Когда-то в детстве, глядя название этой книги, мне казалось, что речь о подпольщиках-революционерах, но нет - совсем напротив).
Ежели вы пристрастны к экзистенциализму и ежели вы поклонник Альбера Камю и Сартра, ежели вам интересно откуда ноги растут у мудрствований Кьеркегора и Ницше, то эта вещь Достоевского, самая, что ни на есть ваша.
Вот такие впечатления...
Ещё про Достоевского:
"Село Степанчиково и его обитатели"
Квартира Достоевского в Петербурге.
Дом-Музей Достоевского в Старой Руссе.