Найти в Дзене

ПОЧЕМУ НЕВОЗМОЖЕН МИР МЕЖДУ АЗЕРБАЙДЖАНОМ И АРМЕНИЕЙ В НЫНЕШНИХ РЕАЛИЯХ

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

В последнее время критики часто обвиняют меня в антиазербайджанских умонастроениях, тогда как я только констатирую и систематизирую факты и делаю из их совокупности соответствующие выводы, не совпадающие с чаяниями народонаселения Баку и окрестностей. Например, сегодня, 14 декабря, из азербайджанской прессы стало известно, что официальный Баку принял приглашение из Вашингтона провести в январе следующего года на его территории встречу министров иностранных дел Азербайджана и Армении, чтобы «достичь окончательной доработки проекта мирного договора» между двумя странами. Их чего следует вывод, что процесс мирного урегулирования полуторавекового армяно-азербайджанского конфликта в этом году точно де-юре не завершится.

В интервью бакинскому Real TV в октябре 2022 года я говорил, что не верю в возможность мира до конца прошлого года, хотя президент Ильхам Алиев убеждал своих соотечественников в противоположном, и те ему верили. Исход армян из Карабаха под вооруженным давлением азербайджанской армии в октябре этого года также не поспособствовал продвижению переговоров о мире между Баку и Ереваном, хотя из обеих столиц не раз звучали на самые разные лады заявления, что мир между Азербайджаном и Арменией будет подписан до конца этого, 2023, года. Но, похоже, не случилось в очередной раз.

Более того, четыре последние года я говорю о том, что не верю в возможность мира между Азербайджаном и Арменией без прямого военного столкновения между двумя странами, оккупации Еревана в результате тотальной победы азербайджанской армии и принудительного переписывания заново армянского конституционного законодательства. Иначе все мирные договоренности и правовые документы о мире для Армении в ее нынешнем государственно-правовом устройстве не будут иметь никакой юридической силы, а идея Миацума 2.0 – воссоединения в очередной раз Армении и Арцаха (Карабаха) – будет государственной идеологией этой страны на долгие годы и десятилетия.

Дело в том, что в Декларации о независимости Армении от 1 декабря 1990 года Карабах неоднократно именуется частью территории новопровозглашенного армянского государства, а если учитывать содержание предшествующих ее провозглашению иных политических документов, также составляющих основу конституционного законодательства Армении, то вообще складывается впечатление, что Армения как страна создавалось только для того, чтобы отвоевать у Азербайджана Карабах и иные населенные преимущественно армянами и прилежащие а этому региону районы. Аналогичные нормы права содержатся и в Конституции республики Армения. Следовательно, любой армянский государственный деятель – будь то премьер-министр Никол Пашинян или кто-то другой, – подписавший с Азербайджаном мир не на условии принадлежности Карабаха Армении, автоматически становится государственным изменником и преступником и с таким клеймом входит в тысячелетнюю историю армянского народа как миллета армяно-григорианской церкви.

Чтобы избежать групповой ответственности при подписании мирного договора с Азербайджаном на условиях Баку, правящему классу Армении необходимо переписать конституцию страны и упразднить действие Декларации о независимости 1990 года. То есть взамен ныне существующей провозгласить Четвертую республику и начать писать ее историю с чистого лица и на принципиально иных началах. Иначе парламент Армении не сможет ратифицировать мирной договор с Азербайджаном в его нынешнем содержании, когда Карабах – азербайджанский, иначе вслед за главой государства его депутаты также станут государственными изменниками и преступниками.

Об этом весной 2020 года я написал развернутую статью, которая получила широкое распространение в академической и общественно-политической прессе и была переведена несколько языков народов мира. То есть не знать о такой особенности армянского конституционного законодательства все те, кому положено это знать по роду службы, просто не могли. Равно как и не учитывать фактора данного обстоятельства тоже. В противном случае все переговоры о мире и государственной границе между Азербайджаном и Арменией, и особенно – для властей Армении – это профанация от начала и до конца. Даже если такой договор будет подписан и ратифицирован, то при действующей Декларации о независимости и Конституции любая новая армянская власть, пришедшая на смену этой, легко и на законных основаниях сможет в одностороннем порядке расторгнуть этот договор как антиконституционный.

Таким образом, переговорная позиция официального Баку кардинально усложняется, так как он должен требовать от официального Еревана не только подписания договора о мире, телодвижения вокруг которого без всякого осязаемого результата продолжаются уже три года, но дополнительно – еще и конституционной реформы, чтобы этот договор был легитимным и не мог быть расторгнут армянской стороной в неопределенном будущем по указанной выше причине. Однако при этом не следует забывать, что требование об отмене действия рада политических актов, составляющих основу армянского конституционного законодательства, будет воспринято официальным Ереваном и большей частью международного сообщества, выступающей на стороне Армении, как вмешательство во внутренние дела страны, ультиматум или вообще как акт агрессии. А это, в свою очередь и автоматически, повлечет срыв переговорного процесса о мире между Арменией и Азербайджаном и статуса Карабаха как части последнего, что и нужно официальному Еревану, который отказывается сегодня от притязаний на Карабах только в форме ни к чему не обязывающих политических заявлений, не имеющих никакого юридического оформления.

Слова Никола Пашиняна об азербайджанской принадлежности Карабаха – это не более чем фигура речи, его подписи нет ни под одним тестовым документом, утверждающим это. Радость, излучаемая азербайджанской прессой по каждому такому случаю, есть ни что иное, как вмененное стремление выдать желаемое за действительное, и мирный договор между Азербайджаном и Армений не будет подписан даже в следующем году. Заявления об успехах переговорного процесса, звучащие из России и Турции, также не следует воспринимать всерьез, так как на ними скрывается желание сделать хорошую мину при плохой игре, когда инициатива продвижения переговоров окончательно упущена, а возможность принуждения дипломатическими средствами также безвозвратно утрачена.

В этих условиях без силового принуждения Еревана к подписанию мирного договора Баку точно не обойтись, когда Азербайджан будет атаковать, а Армения – обороняться.

Парадный марш азербайджанской армии. Фото из открытых источников.
Парадный марш азербайджанской армии. Фото из открытых источников.

Похоже, президент Ильхам Алиев также прекрасно понимает это, иначе был он не назначил на февраль 2024 года досрочные перевыборы себя любимого, на 15 месяцев ранее определенного конституцией страны срока. Его можно понять: ока народ пребывает в эйфории после бегства армян из Карабаха, ему будет легко легитимизировать свои полномочия, а через год все точно устанут ждать, когда же мир с армянами будет, наконец-то, подписан, сделать это будет гораздо сложнее. К тому же армяне не просто явно, а демонстративно начинают готовится к войне, активно в течение последнего месяца подписав соглашения о военном и военно-техническом сотрудничестве с Францией, США, Великобританией, Индией и Грецией. Если смотреть правде в глаза, то армия Армении в 2020 года и 2023 годах никак не пострадала и смогла избавиться от морально устаревших и технически изношенных образцов вооружения советского производства, сохранив при этом кадровый состав, переобучить который на использование вооружения западного производства особого труда не составит. Фактом перевооружения своей армии Армения показывает, что не намерена пойти на уступки настолько далеко, чтобы в случае подписания договора с Азербайджаном тот бы абсолютно легитимен.

К тому же нельзя забывать и о том, что основные мировые производители и торговцы оружием из самых разных стран мира, не согласны с превращением Южного Кавказа в регион мира и стабильности, так как в этом случае они теряют источник доходов, распланированных на десятилетие вперед. Номенклатура и технологии производства вооружений (особенно тяжелых наступательных в виде танков, БМП, артиллерии и боеприпасов к ним требует многих лет и десятилетий для их разработки, внедрения в производство и принятие на вооружение армиями стран мира, поэтому бюджеты ОПК осень чутко и болезненно реагируют на то, что какой-то региональный или локальный вооруженный конфликт вдруг прекратился, так как иссяк источник доходов. Карабахский конфликт последние 30 лет позволили заработать на себе миллиарды долларов, и в случае продолжения позволит заработать столько же. Поэтому западноевропейские и североамериканские производители оружия, планирующие вооружать Армению, судя по недавно подписанным ей контрактам, явно не упустят возможности получить запланированные прибыли, даже если в результате этого Южный Кавказ будет поставлен на грань или ввергнут в круговорот очередной региональной войны.

2024 год станет годом активного и даже тотального перевооружения армянской армии, которая по факту уже началась. Этот процесс будет преследовать две цели: во-первых, поднять боеспособность армянской армии на качественно новый уровень через поставку ей новых и новейших образцов вооружения западного образца, во-вторых, через замену вооружений разорвать все еще существующее военно-техническое сотрудничество между Арменией и Россией с последующим выводом ее ПВО из коллективной системы ПВО/ПРО ОДКБ и одновременным выдавливанием из Гюмри и ереванского аэропорта «Звартноц» подразделений 102-й базы МО РФ. Тем самым коллективный Запад одним выстрелом убьет двух зайцев – сохранит выгодный ему очаг международной напряженности на Южном Кавказе и окончательно в военно-политическом отношении выдавит Россию из региона. При таком раскладе Азербайджану будет активно приписываться роль главного публичного источника военной угрозы, а Армении – его потенциальной и экзистенциальной жертвы, как это уже случилось с Россией в конфликте вокруг Украины.

Самое неприятное во всей этой ситуации для народа и властей Азербайджана и лично для президента Ильхама Алиева то, что избежать перспективы военного принуждения Армении к подписанию мирного договора не удастся. Менять конституционное законодательство своей страны и провозглашать Четверную республику, де-юре и де-факто отказываясь тем самым от претензий на Карабах, Никол Пашинян вряд ли станет, так как после этого он сам может остаться не при власти, а за бортом истории. Пойти на такой радикальный шаг без специальных личных гарантий для себя любимого он вряд ли согласиться, особенно если его переговоры с президентом Алиевым будут проходить на территории какой-либо западной страны, а не России, Китая или Ирана. И тогда война станет неизбежной. По сути, Азербайджан сегодня оказался или неизбежно в ближайшей перспективе окажется в ситуации, в какой находилась Россия в феврале 2022 года, начина СВО на Украине, и поэтому, учитывая ее опыт, президент Алиев сначала проведет собственные перевыборы и потом пойдет до конца в деле правового закрепления Карабаха как исконной территории Азербайджана.

Подписывайтесь на канал, если вам понравилась эта статья. Прочитал сам - порекомендуй товарищу!