Эллинг для дирижаблей. Конструктивная разработка инженеров Госпроектстроя, архитектурное решение Б. и 3. Розенфельдов. 1931 г. / 3D модель.
Интерес к воздухоплаванию в Советской России проявился в 1920 году, исследования поначалу велись только в мирных целях. Проведя ревизию сохранившегося дореволюционного имущества еще до окончания Гражданской войны, энтузиасты обнаружили: в наилучшем состоянии находится оболочка мягкого дирижабля «Астра» — его решили восстановить и переименовать в «Красную звезду».
В 1923 году при Обществе друзей воздушного флота создали специальный «Воздухцентр», в задачи которого входило содействие развитию дирижаблестроения в Советской России. Позже организация стала секцией Осоавиахима СССР — осенью 1924 года здесь завершили постройку небольшого мягкого дирижабля «Московский химик-резинщик». 29 августа 1930-го в воздух поднялся еще один мягкий дирижабль — «Комсомольская правда».
В январе 1931 года прошел Всесоюзный день дирижабля (хотя точнее было бы назвать его месячником), а вскоре Центральный совет Осоавиахима заявил о необходимости построить эскадру дирижаблей им. В.И. Ленина — начался сбор пожертвований.
Эскадра им. В.И. Ленина должна была состоять из воздушных гигантов «Ленин», «Сталин», «Старый большевик», «Правда», «Клим Ворошилов», «Осоавиахим» и «Колхозник». Однако работы шли медленно, иногда кустарно, что не могло устроить руководство. Скудные силы специалистов постоянно перебрасывались с одного «ударного» объекта на другой для ликвидации «прорывов», возникавших то тут, то там; не хватало инструментов, оборудования и материалов, квалифицированной рабочей силы.
Как раз в этот период — 7 декабря 1931 года — создали комбинат «Дирижаблестрой», выделив 25 млн рублей и обязав в скорейший срок завершить постройку эскадры дирижаблей «Ленин».
Необходимо было также разработать сооружения для хранения дирижаблей. В воздухоплавании «эллинг» — сооружение для постройки, хранения, технического обслуживания и ремонта дирижаблей и аэростатов. Строились из металла, дерева и других материалов. Строились из металла, дерева и других материалов. Самый большой эллинг для дирижаблей был построен в 1929 году в Акроне (Огайо, США). Строительство эллингов требовало инноваций в архитектуре и инженерном деле.
Творческие принципы формообразования архитектурного авангарда были довольно понятны и близки инженерам и строителям, стремившимся внедрить в практику новейшие технические достижения. С архитекторами-конструктивистами охотно сотрудничают такие крупные инженеры, как А. Лолейт, Г. Красин, С. Прохоров.
Однако анализ использования конструктивистами новейших инженерных конструкций дает и неожиданные результаты: оказывается, архитекторы упорно избегали осваивать наиболее перспективные конструкции, дающие поверхности двоякой кривизны и позволяющие создавать необычные объемно-пространственные композиции.
В 20-е годы, в самый разгар развития авангарда архитекторы-новаторы, что называется, в упор не видели формообразующие и стилеобразующие возможности наиболее перспективных новейших конструкций. В чем причина? Ведь, казалось бы, с глаз архитекторов уже упала неоклассическая «повязка», мешавшая им видеть в инженерных конструкциях эстетические потенции. Повязка действительно упала, архитекторы с удивлением, широко открытыми глазами увидели огромные формообразующие возможности инженерных конструкций. Но произошло то, чего больше всего боялись конструктивисты, но что неизбежно должно было произойти: стали стремительно формироваться стилистические стереотипы.
И если процесс формообразования на базе инженерных конструкций может и не иметь обратной связи, то процесс стилеобразования без такой обратной связи немыслим. Короче говоря, сложившаяся стилистика конструктивизма стала уже в чем-то диктовать архитекторам избирательный подход к освоению формообразующих возможностей конструкций. Конструктивизм, который, несмотря на все словесные протесты его лидеров, имел сильную ярко выраженную внутреннюю тенденцию к сложению стилистически определенной системы средств и приемов художественной выразительности, на какой-то стадии оказался в плену сформированного им «конструктивного стиля».
В плену в том смысле, что конструктивисты, освоив определенный класс инженерных конструкций, как бы перестали с той же остротой видеть формообразующие возможности иных классов конструкций, особенно новейших и самых перспективных.
Формообразующие возможности конструкций, образующих поверхности двоякой кривизны (в том числе и гиперболические параболоиды), не увидели в 20-е годы и архитекторы — сторонники других новаторских течений. И все же менее всего этого можно было ожидать именно от конструктивистов, провозглашавших использование новейших конструкций в качестве важнейшего принципа своей творческой концепции.
На практике получилось так, что конструктивисты, освоив эстетические возможности в общем-то не столь уж новейших решетчатых металлических и безбалочных железобетонных конструкций и выработав на их основе приемы и средства художественной выразительности и стереотипы объемно-художественной композиции, в выборе конструкций стали весьма разборчивыми. И их отношения с инженерами были весьма избирательными. Так, например, стилистика конструктивизма требовала обязательного использования плоской кровли, обеспечить герметичность которой в условиях длительной суровой зимы было очень трудно. Журнал «СА» проводит специальную анкету о конструкции плоской кровли, материалы которой подробно освещались на его страницах в 1926 г. Были помещены ответы архитекторов, инженеров и конструкторов, как советских (В. Чаплин, А. Кузнецов, А. Говве, А. Лолейт, О. Вассил), так и зарубежных (Э. Мендельсон, Л. Гильберзаймер, Б. Таут, Гофман, П. Беренс, Ж. Франк, Ван Лагем, Ле Корбюзье).
Какие же инженерные сооружения привлекали внимание конструктивистов? Сразу же после окончания строительства Шатурской ГРЭС (1926) в «СА» публикуется фотография ее эстакады (инж. Г. Красин) — ажурная металлическая конструкция на сигарообразных решетчатых опорах. Затем публикуется спроектированный им же виадук на одной из подмосковных станций Северной железной дороги: система металлических ферм поддерживает пешеходный переход над железнодорожными путями. Подробно опубликованы в «СА» проекты мостов через Днепр (арочные фермы), запланированных к строительству в связи с созданием Днепрогэса.
Все это с инженерной точки зрения не было для тех лет открытием, хотя сами по себе конструктивные решения были оригинальными.
Ажурные решетчатые металлические конструкции привлекали конструктивистов как такие формы, где наглядно и внешне убедительно прочитывается взаимосвязь конструкции и формы. Все это работало на концепцию формообразования конструктивизма.
Но уже в конце XIX в., а затем и в первой трети ХХ в. стали появляться принципиально новые инженерные конструкции, где, во-первых, металл заставляли работать в наиболее выгодном для него режиме (растяжение), а во-вторых, для усиления конструктивной жесткости и прочности использовали саму геометрическую форму поверхности, придавая ей двоякую кривизну и ухитряясь при этом создавать ее из прямых стержней. Все это были инженерные открытия принципиального характера (в нашей стране это прежде всего работы В. Шухова и Т. Макаровой).
В отличие от решетчатых конструкций формы двоякой кривизны, даже если их структура оставалась открытой, не прочитывались зрителем как рационально-технические.
Силовые напряжения в этом классе конструкций зрительно не воспринимались сами по себе даже подготовленным специалистом. Эти инженерные конструкции лежали вне привычной образно-конструктивной тектоники, основанной на стоечно-балочной и арочно-купольной системах. С их помощью трудно было агитировать за конструктивную целесообразность.
Эллинг для дирижаблей в 7 эпизоде мини-сериала «Москва, которой не было»
- Москва, которой не было — 1920—1970 — все серии мини-сериала