Найти в Дзене
c.i.h.

Эллинг для дирижаблей — Москва, которой не было

Эллинг для дирижаблей. Конструктивная разработка инженеров Госпроектстроя, архитектурное решение Б. и 3. Розенфельдов. 1931 г. / 3D модель.

Интерес к воздухоплаванию в Советской России проявился в 1920 году, исследования поначалу велись только в мирных целях. Проведя ревизию сохранившегося дореволюционного имущества еще до окончания Гражданской войны, энтузиасты обнаружили: в наилучшем состоянии находится оболочка мягкого дирижабля «Астра» — его решили восстановить и переименовать в «Красную звезду».

В 1923 году при Обществе друзей воздушного флота создали специальный «Воздухцентр», в задачи которого входило содействие развитию дирижаблестроения в Советской России. Позже организация стала секцией Осоавиахима СССР — осенью 1924 года здесь завершили постройку небольшого мягкого дирижабля «Московский химик-резинщик». 29 августа 1930-го в воздух поднялся еще один мягкий дирижабль — «Комсомольская правда».

В январе 1931 года прошел Всесоюзный день дирижабля (хотя точнее было бы назвать его месячником), а вскоре Центральный совет Осоавиахима заявил о необходимости построить эскадру дирижаблей им. В.И. Ленина — начался сбор пожертвований.

«За Советское мощное дирижаблестроение». Журнал СА, 1931 г. На фоне — проект И. Леонидова для Магнитогорска
«За Советское мощное дирижаблестроение». Журнал СА, 1931 г. На фоне — проект И. Леонидова для Магнитогорска

Эскадра им. В.И. Ленина должна была состоять из воздушных гигантов «Ленин», «Сталин», «Старый большевик», «Правда», «Клим Ворошилов», «Осоавиахим» и «Колхозник». Однако работы шли медленно, иногда кустарно, что не могло устроить руководство. Скудные силы специалистов постоянно перебрасывались с одного «ударного» объекта на другой для ликвидации «прорывов», возникавших то тут, то там; не хватало инструментов, оборудования и материалов, квалифицированной рабочей силы.

Как раз в этот период — 7 декабря 1931 года — создали комбинат «Дирижаблестрой», выделив 25 млн рублей и обязав в скорейший срок завершить постройку эскадры дирижаблей «Ленин».

Эллинг для дирижаблей — 3D реконструкция
Эллинг для дирижаблей — 3D реконструкция

Необходимо было также разработать сооружения для хранения дирижаблей. В воздухоплавании «эллинг» — сооружение для постройки, хранения, технического обслуживания и ремонта дирижаблей и аэростатов. Строились из металла, дерева и других материалов. Строились из металла, дерева и других материалов. Самый большой эллинг для дирижаблей был построен в 1929 году в Акроне (Огайо, США). Строительство эллингов требовало инноваций в архитектуре и инженерном деле.

-4

Творческие принципы формообразования архитектурного авангарда были довольно понятны и близки инженерам и строителям, стремившимся внедрить в практику новейшие технические достижения. С архитекторами-конструктивистами охотно сотрудничают такие крупные инженеры, как А. Лолейт, Г. Красин, С. Прохоров.

Однако анализ использования конструктивистами новейших инженерных конструкций дает и неожиданные результаты: оказывается, архитекторы упорно избегали осваивать наиболее перспективные конструкции, дающие поверхности двоякой кривизны и позволяющие создавать необычные объемно-пространственные композиции.

Эллинг для дирижаблей в 3D. Проект «Москва, которой не было»
Эллинг для дирижаблей в 3D. Проект «Москва, которой не было»

В 20-е годы, в самый разгар развития авангарда архитекторы-новаторы, что называется, в упор не видели формообразующие и стилеобразующие возможности наиболее перспективных новейших конструкций. В чем причина? Ведь, казалось бы, с глаз архитекторов уже упала неоклассическая «повязка», мешавшая им видеть в инженерных конструкциях эстетические потенции. Повязка действительно упала, архитекторы с удивлением, широко открытыми глазами увидели огромные формообразующие возможности инженерных конструкций. Но произошло то, чего больше всего боялись конструктивисты, но что неизбежно должно было произойти: стали стремительно формироваться стилистические стереотипы.

Эллинг для дирижаблей. Конструктивная разработка инженеров Госпроектстроя, архитектурное решение Б. и 3. Розенфельдов. 1931
Эллинг для дирижаблей. Конструктивная разработка инженеров Госпроектстроя, архитектурное решение Б. и 3. Розенфельдов. 1931

И если процесс формообразования на базе инженерных конструкций может и не иметь обратной связи, то процесс стилеобразования без такой обратной связи немыслим. Короче говоря, сложившаяся стилистика конструктивизма стала уже в чем-то диктовать архитекторам избирательный подход к освоению формообразующих возможностей конструкций. Конструктивизм, который, несмотря на все словесные протесты его лидеров, имел сильную ярко выраженную внутреннюю тенденцию к сложению стилистически определенной системы средств и приемов художественной выразительности, на какой-то стадии оказался в плену сформированного им «конструктивного стиля».

В плену в том смысле, что конструктивисты, освоив определенный класс инженерных конструкций, как бы перестали с той же остротой видеть формообразующие возможности иных классов конструкций, особенно новейших и самых перспективных.

-7

Формообразующие возможности конструкций, образующих поверхности двоякой кривизны (в том числе и гиперболические параболоиды), не увидели в 20-е годы и архитекторы — сторонники других новаторских течений. И все же менее всего этого можно было ожидать именно от конструктивистов, провозглашавших использование новейших конструкций в качестве важнейшего принципа своей творческой концепции.

На практике получилось так, что конструктивисты, освоив эстетические возможности в общем-то не столь уж новейших решетчатых металлических и безбалочных железобетонных конструкций и выработав на их основе приемы и средства художественной выразительности и стереотипы объемно-художественной композиции, в выборе конструкций стали весьма разборчивыми. И их отношения с инженерами были весьма избирательными. Так, например, стилистика конструктивизма требовала обязательного использования плоской кровли, обеспечить герметичность которой в условиях длительной суровой зимы было очень трудно. Журнал «СА» проводит специальную анкету о конструкции плоской кровли, материалы которой подробно освещались на его страницах в 1926 г. Были помещены ответы архитекторов, инженеров и конструкторов, как советских (В. Чаплин, А. Кузнецов, А. Говве, А. Лолейт, О. Вассил), так и зарубежных (Э. Мендельсон, Л. Гильберзаймер, Б. Таут, Гофман, П. Беренс, Ж. Франк, Ван Лагем, Ле Корбюзье).

Эллинг для дирижаблей. Архитектурное решение Б. и 3. Розенфельдов. 1931. Перспектива (эллинг с открытыми воротами)
Эллинг для дирижаблей. Архитектурное решение Б. и 3. Розенфельдов. 1931. Перспектива (эллинг с открытыми воротами)

Какие же инженерные сооружения привлекали внимание конструктивистов? Сразу же после окончания строительства Шатурской ГРЭС (1926) в «СА» публикуется фотография ее эстакады (инж. Г. Красин) — ажурная металлическая конструкция на сигарообразных решетчатых опорах. Затем публикуется спроектированный им же виадук на одной из подмосковных станций Северной железной дороги: система металлических ферм поддерживает пешеходный переход над железнодорожными путями. Подробно опубликованы в «СА» проекты мостов через Днепр (арочные фермы), запланированных к строительству в связи с созданием Днепрогэса.

Все это с инженерной точки зрения не было для тех лет открытием, хотя сами по себе конструктивные решения были оригинальными.

-9

Ажурные решетчатые металлические конструкции привлекали конструктивистов как такие формы, где наглядно и внешне убедительно прочитывается взаимосвязь конструкции и формы. Все это работало на концепцию формообразования конструктивизма.

Т. Макарова. Пространственные покрытия в виде гиперболических параболоидов. Патент 1928 г.
Т. Макарова. Пространственные покрытия в виде гиперболических параболоидов. Патент 1928 г.

Но уже в конце XIX в., а затем и в первой трети ХХ в. стали появляться принципиально новые инженерные конструкции, где, во-первых, металл заставляли работать в наиболее выгодном для него режиме (растяжение), а во-вторых, для усиления конструктивной жесткости и прочности использовали саму геометрическую форму поверхности, придавая ей двоякую кривизну и ухитряясь при этом создавать ее из прямых стержней. Все это были инженерные открытия принципиального характера (в нашей стране это прежде всего работы В. Шухова и Т. Макаровой).

-11

В отличие от решетчатых конструкций формы двоякой кривизны, даже если их структура оставалась открытой, не прочитывались зрителем как рационально-технические.

-12

Силовые напряжения в этом классе конструкций зрительно не воспринимались сами по себе даже подготовленным специалистом. Эти инженерные конструкции лежали вне привычной образно-конструктивной тектоники, основанной на стоечно-балочной и арочно-купольной системах. С их помощью трудно было агитировать за конструктивную целесообразность.

<продолжение статьи>

Эллинг для дирижаблей в 7 эпизоде мини-сериала «Москва, которой не было»