70-е годы прошлого столетия: Утром в кабинет начальника вошла Надежда Николаевна, работающая в этой организации бухгалтером.
- Здравствуйте, Александр Николаевич, - заговорила она.
- Вы, видимо, уезжаете в трест, а у меня сегодня день рождения. Мы тут после работы маленько посидим. А Вы с шофером, когда вернетесь, заезжайте ко мне домой,- попросила она.
Александр и Надежда знали друг друга много лет: росли вместе. Поэтому, иногда, в неформальной обстановке, позволяли себе дружеское общение.
- Посмотрим, как сложится, - сказал он в ответ.
Тот день для Надежды складывался удачно. С самого утра она принимала поздравления, на работе всей конторой хлопотали, готовили праздничный ужин. После 5 часов вечера устроили настоящее застолье.
А в десятом часу вечера к имениннице заехали Александр Николаевич и шофер Саша. Надежда пригласила гостей к столу. Они с удовольствием согласились. Застолье получилось теплым, с шутками и разговорами.
В квартире раздался звонок. Надежда закрыла дверь в зал, где сидели гости, открыла нежданному гостю. Им оказался Виктор, работающий в организации мастером. Он пришел просить денег.
По его рассказу хозяйка поняла, что он покупает с рук легковую автомашину, а денег не хватает.
- Мы же вместе работаем, я не какой – нибудь чужой,- убеждал он.- При первой же возможности отдам,- обещал сослуживец. Он просил в займы тысячу рублей (по временам СССР большая сумма).
Надежда знала Виктора, решила помочь. Аккуратно пересчитала деньги и отдала ему.
Зашла в зал, рассказала о госте, его просьбе
- Мы слышали, - сказал Александр Николаевич.
Разговор переключился на Виктора. Мастер считался неплохим работником. Была у него семья - жена и двое детей.
- Вот только квартира у них маленькая,- рассказывал Александр Николаевич. - Мы теперь ничего не строим, перспективы нет. Он все хотел продать эту квартиру и купить двухкомнатную, с деньгами его вроде поддерживают старики. Я обещал отдать ему наше общежитие, все равно со стороны никого не берем, помещение пустует. А там площади хорошие и отопление, и водопровод есть. Можно сделать «хоромы». Видимо, поэтому он и решил пустить деньги на машину, пусть покупает, дело хорошее,- искренне пожелал начальник Виктору.
Проходили дни, недели, месяцы. Надежда ждала своих денег, но Виктор денег не отдавал. Прошло полгода. Женщина стала его спрашивать, он оправдывался.
- Никак не могу «закрутился»,- и просил, – ну погоди еще маленько.
Она снова ждала. Время шло, деньги обесценились, Надежда уже не могла на них купить то, на что вчера их хватало.
Однажды, не выдержав она пошла к мастеру на объект, нашла его, и с глазу на глаз завела разговор о долге.
- Ты что на меня наступаешь? - возмутился он. - Я тебе ничего не должен. Расписку я тебе не давал. Кто подтвердит, что я у тебя брал деньги? - с усмешкой на лице и нагловатым взглядом посмотрел он ей в глаза, и пошел прочь.
Надежду данная речь сразила. Она не могла вымолвить и слова. Всю ночь не спала. А утром до рабочего дня пришла в контору, дождалась начальника и все ему рассказала.
- Да неужели правда?- все никак не мог поверить её словам Александр Николаевич. Он был неприятно удивлен случившемся.
Надежда Николаевна просила Александра Николаевича подтвердить, что он был свидетелем их с Виктором разговора о деньгах в тот далекий вечер. Начальник встал из-за стола, подошел к окну, задумался. Потом подошел к женщине и тихо, но очень четко проговорил:
- Его надо проучить так, чтобы этот урок запомнился ему на всю жизнь.
И далее он попросил ее к Виктору больше не подходить, никому ничего не рассказывать.
Надежда так и делала. Виктор же понял ее поведение по-своему.
"А здорово я ее отшил. Вот "наколол" голубушку, - радовался он в душе
И тешил себя доводами, что расписку он ей не давал, никто его не видел - он был у нее поздним вечером. "Впредь умнее будешь", - давал он ей в своей голове "умный" совет.
Иногда он чувствовал себя как-то неловко при встрече с Надежной Николаевной. Впредь старался не попадаться ей на глаза, отводил взгляд в сторону. Где - то в глубине души теплилась еще искорка совести, но он тушил ее, рассуждая, что та живет одна, нужды не знает. "Может, когда и отдам,"- думал он.
Вскоре его застали на рабочем месте в нетрезвом состоянии. Секретарша пригласила нарушителя в контору и попросила расписаться в книге приказов - ему был объявлен выговор. Через месяц он "схлопотал" еще один выговор за то, что ушел домой пораньше, до окончания рабочего дня.
Виктор насторожился. "И чего он ко мне цепляется?» - думал он о начальнике. И недоумевал: «Я и раньше выпивал немного, ни больше, ни меньше других. А уж о распорядке дня вообще никогда даже речи не было, никогда и не контролировали. Стройка - это тебе не производственный цех, не конвейер".
Тот день для Виктора стал роковым
Накануне они всем коллективом провожали на пенсию своего товарища, плотника и штукатура Николая Степановича. Были теплые слова благодарности, подарки, угощения. Утром, зная, что начальник собирается уехать, Виктор зашел к новому пенсионеру домой, немного посидели, выпили.
На работе товарищи встретили его с тревогой, сообщили что начальник давно хватился его и вызывает к себе.
-А разве он не уехал?- удивился Виктор.
"Чего- то он ополчился на меня,"- думал про себя мастер.
- Наверное, опять выговор влепит. Надо быть поосторожнее,- рассуждал он по дороге в контору. -А то так можно и с работы слететь. А где сейчас устроишься? А квартира...
В кабинете начальника, кроме него оказалась Надежда Николаевна, кассир, инспектор отдела кадров и шофер.
Виктор ничего не подозревал. "Как обычно, какое - нибудь совещание,"- подумал он о собравшихся.
А спустя несколько минут Александр Николаевич зачитал приказ о его увольнении по 33 статье - за грубое нарушение трудовой дисциплины. Работнику отдали трудовую книжку, кассир положила на стол деньги - полный расчет. И тут же начальник и шофер рассказали о том, как были свидетелями его разговора с Надеждой Николаевной. И долг в любом случае отдать придется.
Руки Виктора тряслись, как в лихорадке. Кто-то положил ему в ладонь купюры, проводил до двери
Он вышел на улицу, присел на лежащую под окнами железобетонную плиту. В глазах потемнело, слегка закружилась голова, в руке шелестели бумажные купюры. И вдруг перед глазами его все поплыло - земля, деревья, строения. Он вздрогнул, инстинктивно вцепился руками за плиту. Деньги рассыпались, их разнесло ветром.
- Витя, что с тобой, тебе плохо? - забеспокоилась проходившая мимо кладовщица тетя Клава. Она собрала деньги, аккуратно положила в грудной карман его пиджака.
- Может "Скорую" вызвать?- наклонившись, спросила она.
- Не надо, - тихо, упавшим голосом ответил он. Ему становилось лучше.
Уважаемые читатели, ваши лайки и комментарии способствуют продвижению канала. Буду вам очень благодарна