Найти в Дзене

Концепция “мягкой силы” в борьбе с терроризмом в Африке.

Аннотация. В статье рассматриваются факторы "мягкой силы" в борьбе с терроризмом в Африке, основанные на культурных традициях. Исследования подтверждают, что применение "жесткой силы" в условиях современной политической реальности оказывается неэффективным и не способствует успешной борьбе с глобальной угрозой. Оценка последствий военного вмешательства побуждает присмотреться к альтернативным подходам, включая использование "мягкой силы". В ближайшей перспективе страны будут рассматривать этот инструмент для противодействия долгосрочным потенциальным террористическим угрозам. Такие факторы, как идеология, религия, образование, посредничество, международное сотрудничество и обмен информацией, могут быть составляющими политики "мягкой силы" Африки и способствуют формированию стратегии борьбы с деструктивными элементами в регионе.

 

Дж. Най рассматривает понятие "мягкой силы" как продуктивный способ противостояния терроризму в новых политических реалиях. Вместо применения "жесткой силы", которая, по его мнению, оказывается неэффективной в предотвращении глобальной угрозы и вербовки новых членов в революционные религиозные группы. Поэтому, для успешного противодействия терроризму, требуются новые механизмы, включающие в себя стратегии, направленные на улучшение условий жизни, содействие демократическим переменам, а также активное сближение культур и религий [3].

Африка, как континент, сильнее всего страдает от терроризма в мире, причем экономические последствия оцениваются в 13 миллиардов долларов в 2019 году, согласно отчету Global Terrorism Index за 2020 год [2]. Издание также отмечает, что угроза терроризма в Африке только возросла после пандемии COVID-19, которая сильно ударила по региону. Террористические группировкиобвинили правительства стран в кризисе здравоохранения, который привел к серьезным террористическим атакам в Буркина-Фасо, Чаде и Мали. Даже официального закрытияграниц оказалось недостаточно, чтобы предотвратитьраспространение террористической угрозы на другиестраны [1].  

Однако существует возможность для Африки разработать национальные стратегии борьбы с терроризмом. Эти стратегии помогут сосредоточить усилия на достижении измеримых долгосрочных целей, укрепить легитимность контртеррористической политики и получить поддержку как внутри правительства, так и в гражданском обществе. Также становится все более важным координировать меры борьбы с терроризмом на субрегиональном и региональном уровнях. К настоящему моменту страны Африки находятся на разных этапах разработки контртеррористических стратегий, поэтому важно привлечь лидеров правительственных и неправительственных организаций, отвечающих за оборону и безопасность, а также представителей гражданской власти, чтобы поделиться опытом и знаниями.

В условиях новых политических реалий становится очевидно, что методы "жесткой силы" в борьбе с терроризмом неэффективны и не являются исключительным решением для успешного предотвращения глобальной угрозы. Современным обществам требуются новые и инновационные инструменты для противодействия терроризму. Согласно аналитикам западных стран, в будущем страны скорее всего будут полагаться на "мягкую силу”, чтобы предотвратить потенциальные террористические угрозы [5]. В сфере борьбы с терроризмом недостаточное внимание уделяется на значимость "мягкой силы". Важно подчеркнуть, что такие террористические организации, как ИГИЛ, Аль-Каида и Боко Харам, успешно используют технологии данной концепции в своих целях, привлекая новых сторонников.Настоящая ситуация требует креативного подхода, признания силы, эффекта инструментов, связанных с дипломатией, образованием, культурным и информационным воздействием. Усиление развитияпропаганды миролюбия и воспитания толерантности могут снизить привлекательность террористической идеологии и помочь предотвратить радикализацию людей.

Взгляд Дж. Ная отличается от традиционного представления о борьбе с исламским терроризмом как соперничестве между цивилизациями - Западом и исламом. Он акцентирует внутренние противоречия в исламской цивилизации, где небольшое меньшинство стремится использовать силу для насаждения "истинной" религии, в то время как большинство населения не придерживается строгих канонов ислама. Кроме того, возрастает конфликт между суннитами и шиитами, что приводит к распространению террористической угрозы по всему миру [1].

Само Понятие "мягкой силы" в контексте противодействия терроризму вызывает разногласия и неоднозначные интерпретации, что оставляет много пространства для теоретических неопределенностей. Не существует единого и универсального набора мер по предотвращению угроз в мире. Каждый регион обладает своими особенностями: история, география, политика, социокультурные и психологические факторы, которые требуют различных средств и подходов к противодействию терроризму. Оценка последствий военного вмешательства привела к исследованию альтернативных подходов, включая преимущества "мягкой силы" [3]. Борьба с терроризмом недостаточна, необходимо предотвращать его возникновение, что требует новых методов и форм, способных нейтрализовать угрозы, связанные с искажением культуры, ненавистью и враждебностью. Идеология,религия, образование и международное сотрудничествосоставляют основу политики "мягкой силы" в африканских странах и помогают формировать стратегиипротиводействия враждебным элементам в регионе. [2].

Африка, стремящаяся стать важным игроком на международной арене, предлагает свои уникальные сценарии по преодолению кризисов и предотвращению терроризма, подходящие к глобализирующемуся миру. Африканские альтернативы основаны на использовании местных культурных традиций, которые способствуют национальному примирению и экономическому развитию. Эти альтернативы основаны на принципе "убунту" - философии и образе жизни, пронизанной состраданием, уважением к другим и верой в объединяющие все человечество узы. Народы, такие как банту, зулусы, коса и йоруба, несмотря на различия в языке и диалектах, всегда придерживались этих ценностей [5].

Для лучшего понимания этики "убунту" важно обратить внимание на опыт дегуманизации, который Африка пережила под колониальным правлением и режимом апартеида. "Убунту" действительно была противоположностью колониальной дегуманизации и является неотъемлемой частью постколониального периодаперед возрождением африканской идентичности [8]. Исходя из важности философии "убунту", основанной на заботе людей друг о друге, логично сделать вывод, что индивидуальное накопление богатства должно быть регулировано принципом самодостаточности [9].

Центральными принципами философии "убунту", которые распространены в Африке, являются соблюдение "общего блага", основанного на общих ценностях всемирного сообщества, таких как мир, свобода, достоинство и безопасность. Безопасность является сложным и противоречивым вопросом на мировой арене с точки зрения "убунту", в основе которого лежит традиционное представление об африканском понимании мира и ценностях, уходящих своими корнями в древность. Тем не менее, политики, философы и идеологи, придерживающиеся философии "убунту", многократно высказывали мнение, что достижение стабильности и безопасности, необходимых благ для всего человечества, тесно связано с принципами их идеологии, и может быть достигнуто только через диалог и консенсус между всеми заинтересованными странами, стремящимися к собственной и коллективной безопасности [7].

В целом, африканская философия "убунту" предлагают уникальные подходы к преодолению кризисов и борьбе с терроризмом. Они основываются на принципах сотрудничества, ответственности и взаимопонимания между странами и народами. Африканская философия призывает к общему благу и миролюбию, и индивидуальное счастье ставится в зависимость от благополучия всего человечества.

Стратегия "мягкой силы" в борьбе с терроризмом включает элементы посредничества, обмена информацией и международного сотрудничества. Посредничество способствует разрешению политических конфликтов, а обмен информацией помогает понять коренные причины терроризма. Продвижение толерантности и диалога также играют важную роль в противодействии радикализации. Международное сотрудничество, как продукт "мягкой силы", способствует эффективной борьбе с террористическими угрозами. Религия также играет важную роль в африканской философии и в противодействии терроризму. Корректное понимание религиозных учений и образование способствуют предотвращению радикализации и деструктивных взглядов на религию.

Примерами успешного применения философии "убунту" и стратегии "мягкой силы" в борьбе с терроризмом являются опыт Марокко и Нигерии. Марокко активно использует модель обучения имамов, продвигает ценности терпимости и диалога, что укрепляет стабильность в регионе. Нигерия в свою очередь создала проект "Клуб мира", ставя перед собой цель содействия терпимости и диалогу среди молодежи разных слоев общества.

Африканская философия "убунту" и стратегия "мягкой силы" имеют огромный потенциал для преодоления кризисов и борьбы с терроризмом в глобальном масштабе. Их принципы сотрудничества и взаимопонимания могут оказать положительное влияние на международные отношения и глобальный мир без ограничений и конфликтов.

 

Таким образом, международное сотрудничество играет важную роль в противодействии терроризму и может быть мощным фактором "мягкой силы". Оно способствует разработке общих политик и стратегий регионального противодействия на основе успешного опыта Марокко и Нигерии. Государства обязаны обеспечивать развитиестабильной среды, в которой уделяется внимание устойчивому развитию. Африка имеет огромный потенциал для преодоления вызовов терроризма и создания мирного и процветающего общества. Совместное действие и обмен опытом между странами помогут закрепить успехи Марокко и Нигерии и разработать целостную и эффективную стратегию борьбы с терроризмом, с учетом уникальной африканской философии и принципов "убунту".

Список литературы:

1.​Костелянец С.В. Терроризм в Африке: особенности, тенденции, перспективы // Пути к миру и безопасности. 2016. №2. 

2.​Мустафабейли А.М. «Мягкая сила» в борьбе с террором (международный опыт) // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2016. №2(8). 

2019. Vol.8. №2. 

3.​Пащенко И.В. Современные практики дерадикализации осужденных за проявление религиозного экстремизма: мировой опыт // Отечественная юриспруденция. 2016. №12(14). 

4.​Райх М., Долан С. Глобальный кризис. За гранью очевидного. Москва: 

5.​Харитонова Е.В. Цивилизационные альтернативы Африки в глобализирующемся мире: политико-правовые и этические способы разрешения конфликтных ситуаций // Диалог культур и партнерство цивилизаций: XIV Международные Лихачевские научные чтения, 15–20 мая 2014 г. СПб.: СПбГУ, 2014. 

6.​Abdulhadi A. Soft power as an alternative to hard power in counterterrorism in Saudi Arabia. U.S. Army War College, 2010. URL: Soft Power as an Alternative to Hard Power in Counterterrorism in Saudi Arabia (researchgate.net) (датаобращения 21.02.2021). 

7.​Bakare I.A. «Soft power» as a means of fighting international terrorism: a case study of Nigeria’s «Boko Haram» // Vestnik RUDN. International Relations. 2016. Vol. 16. №2. 

8.​Gyekye K. Tradition and modernity: Philosophical reflections on the African experience. Oxford University Press, 1997. 

9.​Kante M.I. Lutte Contre le Terrorisme en Afrique de l'Ouest: Coopération entre la CEDEAO, les États et les Organisations // Revue Africaine sur le Terrorisme. 

Претекст, 2010. 400 с.