Найти тему

Компитенции девятиклассников

Введение

В современном мире существует множество навыков, которые могут оказать влияние на нашу жизнь и успех в различных сферах. От развития когнитивных навыков до умений работы в команде, эти ключевые компетенции играют важную роль в достижении личных и профессиональных целей. В этом тексте мы рассмотрим несколько таких навыков, которые могут быть важными в нашем стремлении к развитию и самосовершенствованию:

  1. Умение учиться
  2. Проактивное мышление
  3. Критическое мышление
  4. Творческое мышление
  5. Красноречие
  6. Управление финансами
  7. Тайм-менеджмент
  8. Постановка целей
  9. Умение отдыхать
  10. Навык формирования привычек
  11. Ведение переговоров
  12. Компьютерные навыки
  13. Писательское ремесло

Все эти навыки приобретаются в течение жизни, но в рамках образовательного процесса времени попросту не хватит.

Один из предлагаемых путей решения данной проблемы - компетентностный подход.

Компетентностный подход в образовании сегодня - это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную линию жизни. Последние десять лет эта тема широко обсуждается на разных уровнях.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества.

Конкурентоспособность на таком рынке труда во многом зависит от способности человека приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.

Что будет с обществом в середине XXI века, трудно представить. А нам, нынешним детям жить в это время. Мы должны готовиться к жизни, поэтому нужно воспитывать в нас готовность к переменам, развивая эти качества.

Компетенции

Под результатом образования в этом документе кроме знаний, умений и навыков понимаются и компетентности. Появление нового результата образования ни в коей мере не предполагает отрицание старых традиционных результатов. Напротив, компетентность рассматривается как некий интегрированный результат, включающий в себя все традиционные результаты образования.

Рассматривать вопрос формирования компетентностей необходимо начать с определений:

Компетенция – Это определённая область (сфера) окружающей действительности или деятельности.

Например: образовательная компетенция учащихся, педагогическая компетенция учителя, медицинская компетенция врача и т.д.

Способность, умение (или потенциал) осуществлять действия в этой области или различных областях окружающей действительности на основе опыта, имеющихся знаний, постоянного самообразования называется компетентностью.

Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией.

Компетентности классифицируются:

  1. Ключевые, включают (работа с числом, коммуникативная, информационные технологии, самообучение, работа в команде, решение проблем, быть человеком).
  2. По видам деятельности (трудовая, учебная, коммуникативная, профессиональная, предметная, профильная)
  3. По сферам общественной жизни (бытовая, гражданско-общественная, в искусстве, культурно-досуговая, в физкультуре, спорте, в образовании, в медицине, в политике и т.д.).
  4. В отраслях общественных знаний (в математике, физике, в гуманитарных науках, в обществознании, в биологии)

.

  1. В отраслях общественного производства.
  2. По составляющим психологической сферы (когнитивная, технологическая, мотивационная, этническая, социальная, поведенческая).
  3. В областях способностей (в физической культуре, умственной сфере, общественные, практические, исполнительные, творческие, художественные, технические, педагогические, психологические, социальные).
  4. В областях по ступеням социального развития и статуса (готовность к школе, компетентности выпускника, молодого специалиста, специалиста – стажёра, руководителя).

Как видите компетентностей достаточно много, но как вы заметили, что среди них выделяют ключевые (основные).

Это наиболее общие (универсальные) культурно-выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Они приобретаются в результате опыта успешного применения полученных в образовательном процессе умений.

Ключевые компетенции:

  • Ценностно-смысловая компетенция - это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
  • Информационная компетенция - при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции также обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
  • Коммуникативная компетенция - это создание различных текстов (сочинений, сообщений), публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах. Чаще всего все они совмещаются на уроке.
  • Социально-трудовые компетенции - означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Компетенции личного самосовершенствования

Личное самосовершенствование - это процесс активного развития, улучшения и расширения своих навыков, знаний и качеств с целью достижения личных целей и реализации своего потенциала. Когда мы стремимся к самосовершенствованию, мы постоянно работаем над собой, чтобы стать лучше в различных аспектах жизни, будь то физическая форма, интеллектуальное развитие, эмоциональное благополучие или социальные навыки.

Личные компетенции самосовершенствования могут варьироваться в зависимости от наших индивидуальных интересов и целей, но некоторые ключевые компетенции включают:

  • Самоанализ.

Это процесс осознания собственных сильных и слабых сторон, потребностей, ценностей и жизненного видения. Самоанализ помогает определить, где мы находимся сейчас и куда мы хотим двигаться вперед.

  • Установка целей.

Это навык определения конкретных и реалистичных целей, которые помогут нам развиваться и реализовывать свой потенциал. Цели могут быть связаны с карьерой, образованием, здоровьем, отношениями и т.д.

  • Планирование и организация.

Эти навыки помогают нам эффективно использовать своё время и ресурсы для достижения поставленных целей. Планирование включает в себя разбиение больших задач на более мелкие и определение необходимых шагов для их выполнения.

  • Самомотивация.

Это способность поддерживать мотивацию и стремиться к достижению своих целей, даже когда сталкиваешься с трудностями или отсутствием внешней поддержки. Самомотивация помогает нам преодолевать препятствия и продолжать наш путь развития.

  • Управление временем.

Это навык планирования и рационального использования времени для достижения целей. Умение эффективно управлять временем помогает нам уделить время на самосовершенствование, обучение и развитие.

  • Коммуникация и межличностные навыки.

Эти навыки включают в себя умение эффективно общаться, слушать других, решать конфликты и устанавливать здоровые взаимоотношения. Развитие коммуникационных и межличностных навыков помогает нам лучше понимать и взаимодействовать с окружающими людьми.

  • Развитие креативности.

Это способность мыслить нетрадиционно, находить новые решения и генерировать оригинальные идеи. Развитие креативности помогает нам найти новые подходы к решению проблем и становится более инновационными.

Однако важно отметить, что личное самосовершенствование - это индивидуальный процесс, и каждый человек может определить свои собственные цели и компетенции для развития. Важно быть терпеливым и готовым вкладывать усилия в развитие себя, постепенно двигаясь к своим целям.