Критики любят давать описательные прозвища музыкантам - помните Джордж Харрисон, "тихий Битл"? Чарли Уоттс на вопрос журналиста, о том, почему он так редко дает интервью, сказал, что "он наверное, не рок-звезда". К группе рок-тихонь причисляли и Рика Райта из Пинк Флойд. Один из самых тихих ‘quiet ones’ в музыке выпустил всего два сольных альбома и один совместный, предпочитая вместо этого заниматься чем-то другим, а не музыкой.
Сдержанный до такой степени, что временами становился невидимым, Райт по сравнению с другими легендарными молчаливыми участниками других групп, такими как Джон Энтвистл или Джордж Харрисон, казался необычайно молчаливым.
Тем не менее, то, что он привнес в Пинк Флойд, было несомненным блеском; хотя его работы не были столь заметны как гитара Гилмора или поэзия Уотерса, они просто были у группы, мерцающие и меняющиеся, гораздо менее определимые, чем остальные части суммы слагаемых. Но для Флойд он был незаменим - от неземных гудков и шума большого города времен Сида Барретта до его самого авторитетного материала среднего периода, до этой прекрасной блюзовой импровизации о том, что у "старого Макдональда была ферма" в начале "Sheep" на альбоме "Animals", Райт добавил значительную магию. Тихо. Текстурно. Так тихо, что мало кто в мире на самом деле осознал, что он покинул группу, когда его имя исчезло на альбоме Final Cut 1983 года.
Будучи более счастливым на своей яхте, чем в студии звукозаписи, он был уволен из Pink Floyd Роджером Уотерсом в 1979 году, но затем, как известно, вернулся в тур The Wall на зарплату, став единственным участником группы, которому ее платили, и финасово не прогадал.
Как "тот, кто смеется последним", Райт вернулся в группу в качестве сессионного музыканта в 1987 году, прежде чем снова стать полноправным участником группы на The Division Bell в 1994 году, а после своей печальной кончины в 2008 году стал – подобно Сиду Барретту из Wish You Were Here – главным вдохновителем альбома Floyd, The Endless River в 2014 году.
Если Ричарда Райта в Pink Floyd было трудно разглядеть, то нужен почти микроскоп, чтобы оценить его сольную деятельность: за 18 лет, с 1978 по 1996 год, он незаметно выпустил два сольных альбома и один совместный. Wet Dream вызвал больше эмоций, чем другие, в сентябре 1978 года - это был его первый альбом.
Pink Floyd были в творческом отпуске, прекратив совместную работу в июле прошлого года, и хотя Дэвид Гилмор был первым, кто выпустил свой сольный альбом, но первым был записан альбом Райта. Вышел он через три месяца после альбома Гилмора. Да, конечно, впервые соло Райта услышали в 13-минутной “Sysyphus” на "Ummagumma" 1969 года, которое он ранее назвал "претенциозной" работой. Но сейчас, почти десять лет спустя, времена – и бюджеты – изменились.
Хотя в то время ей было всего восемь, дочь Райта, Гала, отчетливо помнит, как собирались по крупицам его Wet Dreams.
“Мы были рядом с ним, когда собственно это все записывалось”, - говорит она. “Это была уникальная ситуация, из тех, что запоминаются в детстве. Мы жили в Греции в очень простом доме. Там было электричество, поэтому отец что-то там подключал к розетке.
“Это происходило довольно быстро и заняло каких-то пару месяцев. Мы вернулись в школу в сентябре того же 1977 года, мы не ходили в школу целый год. А потом началась запись. Я помню, как слушала ее в школе-интернате на своем Sony Walkman, который мне подарили на день рождения. Помню, что голос отца меня немного смущал. Но потом мне понравилась пара треков. Я полюбила Cat Cruise с самого начала”.
Ричард Райт:
“В сольном проекте ты должен быть на высоте, все время, постоянно”, - сказал Райт в 1978 году. “Я никогда раньше не контролировал ситуацию полностью, так что это одна из причин, по которой я записал сольный альбом, чтобы попробовать себя в подобной ситуации. Я хотел посмотреть, смогу ли я с этим справиться. Это был вызов ”.
Райт собрал группу с Мелом Коллинзом на саксофоне, Сноуи Уайтом из тура "In The Flesh" на гитаре и ритм-секцией в составе барабанщика из группы Робина Троуэра Реджа Исадора и басиста Gonzalez Ларри Стила. Альбом был записан в Super Bear Studios на Лазурном берегу в период с января по февраль 1978 года – в студии , которая вскоре стала базой Pink Floyd для создания The Wall.
Ник Мейсон говорит:
“Но это было именно то, чего хотел Рик, и в этом нет ничего плохого – просто он не попал в то время - панк рулил всей музыкой. Если бы он выпустил его, скажем, пару лет спустя или парой лет раньше, все бы рвались к ней, чтобы сделать ремиксы, или использовать его музыку в фильмах, это было бы грандиозное произведение...”
“Wet Dream - это альбом, который полностью лишен какой-либо панк-эстетики. Если вы слушаете Animals или The Wall, то, из-за чего Флойд смогли пережить весь тот период таким образом, чего не смогли сделать другие группы того поколения. Слушаю сейчас, оглядываясь на 45 лет назад, это естественная музыка - немного наивная, но сейчас я воспринимаю это как позитив. Я не собираюсь говорить, что это шедевр, но это красивая и абсолютно стоящая запись в стиле Floyd ”.
Позже Райт описал Wet Dream как довольно дилетантскую работу, но критики это опровергают.
“Альбом не звучит дилетантски. Возможно, местами немного неуклюжая музыка в лирическом плане, но Рик и не утверждает, что он мастерский автор текстов. У него почти неуспевающий за музыкой голос, который в век автоматической настройки мог бы звучать по-другому, и слушать, выступая от имени человека, у которого самого такой же "неуспевающий" слух. Один поет другому, похожему на него самого - и рядом никого. Это звучит так естественно ”.
Но продвижение альбома было свернуто, потому что Pink Floyd собирались вернуться к работе из-за надвигающихся проблем с налогами на прибыль и неправильного инвестирования Norton Warburg.
“Папа ушел в плавание на яхте”, - говорит Гала. “Он, конечно, ничего не рассказывал нам о том, как все это работает”.
“У Pink Floyd были ужасные проблемы”, - говорит Гай Пратт. “Я имею в виду проблемы любых богатых людей. Они уезжают, потому что у них был огромный налоговый долг, вот почему они оказались во Франции”.
После хорошо задокументированного ухода Райта из Pink Floyd его первое появление состоялось в неожиданном дуэте Zee с Дэйвом Харрисом.
Их единственный альбом "Identity " не следует упускать из виду, поскольку это, вероятно, самая современная вещь, когда-либо сделанная участником Pink Floyd. Например, трек "Strange Rhythm " находится где-то рядом с версией "State Of Independence" Донны Саммер и "All Night Long" Лайонела Ричи.
“Пару лет назад Дэйв Харрис спросил нас, не хотим ли мы этот альбом переиздать. Он такой милый человек”, - говорит Гала. “Мы знали, что это был не самый лучший момент в жизни для папы, но в то же время мы хорошо помним, как он записывал этот альбом. Папа любил звук этого альбома. Он действительно проникся тем, как это звучало, получилась очень чувственная музыка. Именно так все это и происходило с альбомом Zee – они играли с Fairlight, его новой игрушкой, и им это действительно нравилось ”.
Казалось, что в Identity не хватало именно этого - единства формы и содержания. И после его выпуска в апреле 1984 года первое коммерческое упоминание Райта в 80-х исчезло быстро. Быстрее чем ожидалось.
Последний сольный альбом Райта, Broken China, вышел в октябре 1996 года, к тому времени за его плечами было еще два альбома с Floyd и гастроли. Broken China - написанный в соавторстве с Энтони Муром и совместно спродюсированный оказался грандиозной работой. “У нее есть продюсер, а значит, и редактор”, - говорит Пратт.
“У Broken China есть концептуальный размах, который у нас ассоциируется с Floyd”, - добавляет Пратт. “Это больше похоже на то, что было частью того, что происходило в 90-е, мы гораздо больше использовали цифровых технологий. Мне нравится тот факт, что он звучит как эпопея ”.
На альбоме представлены два великолепных выступления покойной Шинейд О'Коннор. Однако альбом не попал в чарты Великобритании или США.
В начале 21 века Райт присоединился к Дэвиду Гилмору и Гаю Пратту в гастрольном туре Гилмора On The Island.
“Для Рика завершение этого тура было таким замечательным событием”, - отмечает Пратт. “Это было все о любви, и люди всегда будут говорить о версии Echoes того тура.
“Рик был приглашенным музыкантом, поэтому его представляли каждый вечер. Его никогда в жизни до этого не представляли на сцене. Было так приятно, что он увидел любовь людей к нему ”.
Этот альбом, а также его участие в воссоединении Pink Floyd на Live 8 в 2005 году, стало ключом к его карьере.
“С годами становилось все более очевидным, что Дэвид так сильно любил Рика, - говорит Пратт, - и вовлекал его во все свои проекты, потому что он понимал ценность их музыкальных отношений. Это была ключевая часть Pink Floyd. Дэвид ездил к Рику в местечко Линдос в Греции. Они там встречались. Дэвид был единственным из Флойд, кто присутствовал на всех трех свадьбах Рика."
Но... продолжения "Broken China" уже не будет, поскольку Райт скончался у себя дома в Лондоне 15 сентября 2008 года в возрасте 65 лет. Слухи о том, что у него остался богатый запас сольного материала, к сожалению, оказались всего лишь слухами: “У меня есть трек, над которым я работал с Риком; я добавил барабаны и бас, и получилось совсем неплохо”, - говорит Пратт.
“К сожалению, это было так давно, что я не могу его найти. Я даже не могу вспомнить, как он назывался, потому что у него было одно из тех глупых названий, которые мы иногда придумывали для Флойд. Если люди надеются на какой-нибудь давно забытый альбом, то я не думаю, что он у него есть ”.
Если уж на то пошло, настоящим сольным проектом Райта был его парусный спорт.
“Кто-то сказал, что в каждой группе есть тихие музыканты, но если бы Рик был еще чуть потише, вам пришлось бы зяявить о пропаже человека в полицию, - говорит Пратт. “Я плавал с ним по Атлантике в 2002 году. Есть наша фотография на Канарских островах перед отплытием. Я смотрел на нее на днях – на ней Рик, ‘Boat Rick’, мы его называли, такой расслабленный и уверенный в себе. Это было для него самое счастливое место. Я всегда помню его, этого парня. Вот где он мог контролировать ситуацию, когда управлял лодкой ”.
Другим большим удовольствием для него была внучка Гала, сын Гая, Стэнли, который родился в 2002 году.
“Он был блестящим дедушкой”, - говорит Пратт. “Совершенно непослушный дедушка: он подрывал все наше воспитание детей, все, что должны делать бабушка с дедушкой”.
Ричард Райт однажды сказал , что Pink Floyd всегда были браком, который проходил испытание разводом. Да, к сожалению, он уже никогда не сможет воссоединиться с этим "союзом четырех". Пока продолжаются перестрелки в нынешней, почти гражданской войне, уголок группы в каждом из них навсегда будет купаться в теплых, поцелованных солнцем текстурах Райта с греческого острова Линдос.
А для тех, кто желает исследовать дальше, есть эти три сольные работы, которые в какой-то степени раскрывают душу этого самого скрытного и тихого человека, который когда-либо посещал рок-музыку.
===========
Спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.