(продолжение)
Рыбка
Когда мне исполнилось 9 лет, нашу школу в совхозе им. Молотова закрыли. Я училась уже в 4 классе. Ближайшая школа была в селе Михайловка, до которой надо было идти около 10 км. Мне очень нравилось учиться и расстояние меня не пугало. Но родители решили отправить меня жить к тетушкам, которые поселились в селе Каменка. Из Каменки в Михайловку было идти ближе.
В Каменке меня появилась подружка- Галя Коваленко. Они с мамой тоже были из репрессированых. Коваленко приехали из Киева. Галя отличалась от нас одеждой и воспитанием. Она одевалась по " городскому". У Гали были нарядные платья, которые сохранились от прежней жизни. Девочка хорошо пела, читала стихи, танцевала. У нее был талант. И еще, Галя была большая выдумщица. Я, конечно, понимала, что подруга выдумывает, но не останавливала ее, потому что ее придумки были или интересными, или смешными.
Мы с Галей отправлялись в школу с утра. Шли не торопясь, летом по лугам, зимой по заснеженной дороге. Ходить в школу летом было весело: мы разглядывали цветы, насекомых, ловили жуков. Конечно, иногда мы опаздывали в школу, но нас никогда не ругали. Учительница знала, что мы шли издалека. И учились мы хорошо, всегда отвечали уроки на одни пятерки. А Галя вела всю художественную самодеятельность.
Однажды Галя вышла из дома в "матроске". Это такое платьешко с матросским воротником и юбочкой в складку. Я замерла от восторга:
- Галя! Какая красивая у тебя "матроска"!
Галя важно ответила:
- Подумаешь "матроска"! Да у нас дома есть подвал, а там штук 20 таких "матросок" лежит!
Я поняла, что подруга выдумывает, но ничего не сказала. Они с мамой жили в такой же мазанке, как и мы- какой там подвал!
А еще Галя рассказала мне, что к ним прилетает воробей и приносит ей ягоды.
- Какие ягоды? - спросила я, сначала поверив подруге.
- Ну разные: сливы там или абрикосы.
- Как это воробей принесет сливы, он сливу не поднимет!
- Да это большой воробей, в два раза больше обыкновенного, - быстро сказала Галя. Наверное, он из Киева приносит. У нас там сад был.
Я поняла, что подружка просто скучает по родному дому и перестала задавать ей вопросы.
Летом в школу идти было легко, а зимой нам приходилось брести через сугробы. Мы старались идти по проезжей дороге, но тогда ездили на лошадях и редко. Дорогу часто заметало.
Недалеко от Каменки находилось село Ивановка. Через Ивановку и Михайловку протекал широкий ручей, наверное, это было ответвление речки Большой Уран. Зимой он покрывался льдом. В сильные морозы ручей промерзал глубоко и по его льду можно было ходить или скользить.
Однажды Галя сказала:
- А что это мы ходим по сугробам? Пойдем в школу по льду!
И я, согласная с ней заранее, заторопилась вслед.
Мы шли до Ивановки, а потом по льду скользили до Михайловки. Конечно, мы тоже рассматривали намерзшие ледяные волны, вмерзшие ветки деревьев. Галя, как всегда фантазировала:
- Валентинка, а вдруг, сегодня мы спасем кого-нибудь?
- Кого? - недоумевала я.
- Ну вот идем мы с тобой, и вдруг видим: кто-то провалился в прорубь! Мы с тобой, конечно, придем на помощь, и спасем кого-то!
Я сомневалась, что кто-нибудь провалится в прорубь в нашем ручье, но идти становилось интереснее. И правда: а вдруг!
Однажды, когда мы шли по ручью в школу, Галя воскликнула:
- Смотри: это верша, верша! (Верша - это сплетенная из ивовых прутьев ловушка для рыбы). Мы подошли ближе. И правда, это была вмерзшая в лед верша.
- Там рыба! Там должна быть рыба! Я слышу, как она там шуршит! - возбужденно говорила Галя.
Но я ничего не слышала. Тогда Галя легла на лед и прижала к нему ухо. Я присоединилась к ней. Теперь я слышала внутри верши какое-то слабое хлюпанье.
- Ну, теперь слышишь? - спрашивала подруга. Я говорила: там рыбка! Давай, достанем ее!
Мы принялись разбивать лед вокруг ловушки. Кое как мы вытащили вершу из ледяного плена. Галя сунула руку внутрь и достала карасика. Он был длиной с Галину ладошку. Карась таращился на нас круглыми глазами и беззвучно открывал рот.
- Бедненький, замерз, - пожалела рыбку подруга, и подышала на карася. Давай, отнесем его в школу- пусть живет с нами.
Я согласно закивала.
- Только как же мы его понесем? Он же замерзнет! Давай, положим его тебе за пазуху? Там он согреется!
И Галя мигом сунула рыбку мне за пазуху. Ну что было делать? Мне тоже было жалко карасика.
Мы двинулись дальше. Сначала мне было не очень приятно идти с холодной рыбкой за пазухой, но потом я привыкла к нему. Карась, наверное, согрелся и не подавал признаков жизни, а потом я забыла про него.
Мы пришли в школу. Наша учительница, увидев нас растрепанных с обледеневшими рукавами и варежками, но с румянцем на щеках, кинулась раздевать и усадила возле теплой голландки греться. Наша добрая учительница жалела и любила нас. Мы медленно оттаивали. Вместе со мной оттаивал и забытый карась.
Хотя мы сидели возле печки, мы внимательно следили за ходом урока и без запинки отвечали на вопросы учительницы.
Неожиданно карась шевельнулся. Я подскочила.
- Что с тобой, Валентинка? - встревожилась учительница.
- Я...Вот...- и я вытащила из за пазухи рыбку. Мы поймали... Мы хотели...-залепетала я.
Все смотрели на меня. Тут вскочила Галя:
- Мы устроим аквариум и рыбка будет жить у нас в классе! Мы ведь будем изучать рыб? - спросила подружка растерянную учительницу. Карась нам пригодится!
Класс зашумел, подхватив Галины слова.
-Так это ты придумала, Галя? - спросила учительница.
- Ну да. И Галя рассказала, как мы нашли вершу, достали рыбку, и догадались нести ее у меня за пазухой.
- Как же ты шла всю дорогу с холодной рыбкой, Валентинка? - спросила учительница.
- Да ничего, она пригрелась, - тихо сказала я. Учительница погладила меня по голове и повернулась к шумящему классу.
- Ребята! - все притихли. Конечно, карасик пригодился бы нам на уроках природоведения. Но, представьте себе, как тяжело ему будет здесь жить! И чем вы собираетесь его кормить? Я считаю, что будет лучше, если мы отпустим рыбку на волю.
Все задумчиво молчали. На лицах некоторых ребят было написано разочарование. Но Галя воскликнула:
- Правильно! Мы отпустим карасика в воду! Пусть живет на воле!
Подружка схватила алюминиевую кружку, стоящую на баке с питьевой водой и зачерпнула воды из бака. Затем, вырвав карася из моей руки, сунула его в кружку. Тот едва уместился в посудине. Но, почуяв родную стихию, затрепыхался, заворочался в кружке.
- Ура! - закричали ребята, окружившие Галю, которая стояла с кружкой в руках.
- Вот и хорошо. Пусть до конца уроков рыбка побудет здесь, в кружке. А теперь, вернемся к нашим занятиям. Учительница подошла к своему столу.
На каждой перемене ребята спешили к кружке посмотреть на карася. А тот то, неподвижно стоял там, то к радости ребят вдруг начинал трепыхаться.
Так пролетел школьный день. Едва прозвенел звонок с последнего урока, мы дружно вывалились из класса и побежали к ручью. Впереди всех была Галя с кружкой в руке.
Недалеко от школы в ручье была сделана прорубь, из которой брали воду. Ребята окружили ее. Галя торжественно перевернула кружку и карась, вместе с водой из кружки, плюхнулся в прорубь. Он мгновенно скрылся из глаз.
- Ура! - закричали ребята. Мы спасли карася!
Галя стояла счастливая и гордая. Мы не знали, что дальше будет с рыбкой, но сейчас все были рады от того, что карасик не погиб.
Потом, когда мы шли домой, Галя вдруг остановилась.
- А помнишь, мы хотели спасти кого-то? Мы спасли рыбку из плена. Мы - настоящие герои! И ты тоже, ведь ты несла ее за пазухой!
От слов подруги плечи мои распрямились, глаза заблестели, голова гордо поднялась, и теперь я шла по зимней дороге чувствуя себя настоящей героиней!
- Но все-таки это я придумала- спасти рыбку из плена. Я немножко больше героиня, да?
И, конечно, я была согласна со своей подругой, ведь без нее не было бы нашего приключения.