В прошлый четверг в гимназии Брянска произошла стрельба. За последние 10 лет в России произошло 18 похожих случаев. Причиной скулшутинга называли компьютерные игры, буллинг, жестокие фильмы, и, конечно, психические заболевания. Что на эту тему говорят ученые, психиатры и психологи? Давайте разбираться.
Виновата массовая культура?
Аргументы в пользу гипотезы:
- жестокий контент может повлиять на уже расшатанную психику. Некоторые школьники, совершившие нападение, становились одержимы фильмами и играми с насилием: пересматривали моменты со стрельбой, цитировали персонажей-террористов, подражали им во время собственных атак, называли свое оружие именами, как в компьютерных играх.
Аргументы против:
- миллионы детей видят насилие и жестокость в СМИ, но при этом не хватаются за оружие;
- количество материалов в СМИ, содержащих информацию о проявлениях жестокости, растет, однако насилие среди молодежи, в том числе в школах, снижается с 1980 года.
Все скулшутеры — одиночки, которых буллили учителя или одноклассники?
Аргументы в пользу гипотезы:
- у большей части стрелков был список потенциальных жертв. Но стоит отметить, что жертвами не всегда становились агрессоры: там могли оказаться бывшая девушка, нелюбимый учитель, а под огонь попадали даже случайные ученики;
- по результатам опроса, 87% американских подростков считают, что основная причина школьной стрельбы — желание отомстить обидчикам;
- согласно зарубежным исследованиям, более 80% лиц, совершивших нападения на школы, испытывали на себе давление, издевательства и травлю со стороны группы сверстников;
- большая часть стрелков — представители мужского пола, а именно мальчиков чаще травят в школе, особенно за «недостаточную мускулинность».
Аргументы против:
- анализ психологических портретов американских скулшутеров показал, что, только 1 из 10 преступников был одиночкой. Остальные участвовали в социальной жизни школы, гуляли с друзьями, занимались спортом. Некоторые из них не были жертвами агрессии, а сами издевались над сверстниками;
- 52% российских школьников сталкивались с буллингом и травлей в учебных заведениях. При этом только единицы из них становились скулшутерами.
Все стрелки страдали психическими расстройствами?
Аргументы в пользу гипотезы:
- клинический психолог, автор книги «Почему дети убивают» Питер Лангман поделил скулшутеров на три категории: психопаты, психотики и травматики. Согласно его теории, психопатические стрелки не чувствуют эмоциональную связь с другими людьми, не испытывают чувство вины или угрызения совести. Они, как правило, могут наслаждаться, причиняя боль другим, например, мучая животных. Психотические стрелки страдают от разрыва с реальностью, испытывают глубокое чувство отличия от других, ощущают себя изгнанниками. Стрелки третьего типа характеризуется пережитым эмоциональным, физическим или сексуальным насилием;
- многие лица, совершившие вооруженное нападение в школах, страдали выраженной депрессией хотя бы раз в жизни, причем, у 61% стрелков факт депрессии был отражен в медицинских документах;
- по другим данным, испытывали депрессию, отчаяние или имели суицидальные мысли около 78% совершивших нападения в школах США.
Аргументы против:
- только у некоторых стрелков психиатрические диагнозы стояли до совершения преступления. Другим экспертизу назначали посмертно, а разговоры в СМИ о возможных расстройствах только порождают стереотипы об опасности всех людей с диагнозами, формируют психофобию;
- психиатр и клинический психолог Владимир Менделевич утверждает, что из всех людей, совершающих тяжкие преступления, на долю людей с диагнозами приходится 2,4%, остальные 97,6% психически здоровы;
- ни у одного из масшутеров поведение не укладывается в состояние аффекта: они планируют преступления, чего не сделает человек в аффекте, они последовательны — подготовка занимает много времени и требует средств»;
- Обзор истории 27 молодых массовых убийц, показал, что, хотя 23% из них имели историю обращения к психиатрам, лишь 6% были признаны невменяемыми на момент совершения массовых убийств
А вообще профессор социологии Кэтрин Ньюман предлагает комплексную теорию школьных расстрелов, включающую пять «необходимых, но недостаточных факторов»:
- самоощущение социальной изоляции, рассмотрение себя как изгоя;
- наличие психологических трудностей или расстройств (не обязательно психических заболеваний);
- распространенность культурных сценариев, в которых поддерживают насилие как средство решения проблем;
- отсутствие системы выявления потенциальных стрелков в школе;
- доступность оружия
Что думаете?