Найти тему
Крыша

Скулшутинг или почему школьники убивают?

В прошлый четверг в гимназии Брянска произошла стрельба. За последние 10 лет в России произошло 18 похожих случаев. Причиной скулшутинга называли компьютерные игры, буллинг, жестокие фильмы, и, конечно, психические заболевания. Что на эту тему говорят ученые, психиатры и психологи? Давайте разбираться.

Виновата массовая культура?

Аргументы в пользу гипотезы:

  • жестокий контент может повлиять на уже расшатанную психику. Некоторые школьники, совершившие нападение, становились одержимы фильмами и играми с насилием: пересматривали моменты со стрельбой, цитировали персонажей-террористов, подражали им во время собственных атак, называли свое ору­жие именами, как в компьютерных играх.

Аргументы против:

  • миллионы детей видят насилие и жестокость в СМИ, но при этом не хватаются за оружие;
  • количество материалов в СМИ, содержащих информацию о проявлениях жестокости, растет, однако насилие среди молодежи, в том числе в школах, снижается с 1980 года.

Все скулшутеры — одиночки, которых буллили учителя или одноклассники?

Аргументы в пользу гипотезы:

  • у большей части стрелков был список потенциальных жертв. Но стоит отметить, что жертвами не всегда становились агрессоры: там могли оказаться бывшая девушка, нелюбимый учитель, а под огонь попадали даже случайные ученики;
  • по результатам опроса, 87% американских подростков считают, что основная причина школьной стрельбы — желание отомстить обидчикам;
  • согласно зарубежным исследованиям, более 80% лиц, совершивших нападения на школы, испытывали на себе давление, издевательства и травлю со стороны группы сверстников;
  • большая часть стрелков — представители мужского пола, а именно мальчиков чаще травят в школе, особенно за «недостаточную мускулинность».

Аргументы против:

  • анализ психологических портретов американских скулшутеров показал, что, только 1 из 10 преступников был одиночкой. Остальные участвовали в социальной жизни школы, гуляли с друзьями, занимались спортом. Некоторые из них не были жертвами агрессии, а сами издевались над сверстниками;
  • 52% российских школьников сталкивались с буллингом и травлей в учебных заведениях. При этом только единицы из них становились скулшутерами.

Все стрелки страдали психическими расстройствами?

Аргументы в пользу гипотезы:

  • клинический психолог, автор книги «Почему дети убивают» Питер Лангман поделил скулшутеров на три категории: психопаты, психотики и травма­тики. Согласно его теории, психопатические стрелки не чувствуют эмоциональ­ную связь с другими людьми, не испытывают чувство вины или угрызения совести. Они, как прави­ло, могут наслаждаться, причиняя боль другим, например, мучая животных. Психотические стрелки страдают от разрыва с реальностью, испытывают глубокое чувство отличия от других, ощущают себя изгнанниками. Стрел­ки третьего типа характеризуется пе­режитым эмоциональным, физическим или сексуальным насилием;
  • многие лица, совер­шившие вооруженное нападение в шко­лах, страдали выраженной депрессией хотя бы раз в жизни, причем, у 61% стрелков факт депрессии был отра­жен в медицинских документах;
  • по другим данным, испытыва­ли депрессию, отчаяние или имели суици­дальные мысли около 78% совершивших нападения в школах США.

Аргументы против:

  • только у некоторых стрелков психиатрические диагнозы стояли до совершения преступления. Другим экспертизу назначали посмертно, а разговоры в СМИ о возможных расстройствах только порождают стереотипы об опасности всех людей с диагнозами, формируют психофобию;
  • люди с психическими заболеваниями чаще становятся жертвами агрессии, а не выступают агрессорами;
  • психиатр и клинический психолог Владимир Менделевич утверждает, что из всех людей, совершающих тяжкие преступления, на долю людей с диагнозами приходится 2,4%, остальные 97,6% психически здоровы;
  • ни у одного из масшутеров поведение не укладывается в состояние аффекта: они планируют преступления, чего не сделает человек в аффекте, они последовательны —  подготовка занимает много времени и требует средств»;
  • Обзор истории 27 молодых массовых убийц, показал, что, хотя 23% из них имели историю обращения к психиатрам, лишь 6% были признаны не­вменяемыми на момент совершения мас­совых убийств

А вообще профессор социологии Кэтрин Ньюман предлагает комплексную теорию школьных расстре­лов, включающую пять «необходимых, но недостаточных факторов»:

  • самоощущение социальной изоляции, рассмотрение себя как изгоя;
  • наличие психологических трудностей или расстройств (не обязательно пси­хических заболеваний);
  • распространенность культурных сце­нариев, в которых поддерживают на­силие как средство решения проблем;
  • отсутствие системы выявления потен­циальных стрелков в школе;
  • доступность оружия

Что думаете?