Эстонцы не спят, всё думают, как бы вытеснить Россию с Балтийского моря. Где-то в глубине души они об этом мечтают уже давно, однако перейти хотя бы на уровень риторики получилось только год назад. Тогда, я напомню, Россия сколачивала свой могучий "теневой флот", который в итоге положил на лопатки аппетиты Запада по введению предельной цены на нашу нефть.
Так вот Эстония тут же начала кричать о якобы экологической угрозе, которая исходит от танкеров преклонного возраста. Хотя на самом деле беспокоило их только одно - нефтяной экспорт из портов Усть-Луга и Приморск, через которые осуществляется активная отгрузка нефти Urals. Мудрено ли - через них идет порядка 60% (или 2 млн баррелей в сутки) от общего объема морского экспорта нашего "черного золота".
Тогда Таллин предложил ввести прибрежную "прилежащую" зону в пределах 24 морских миль (44,4 км) от линии своего территориального моря, где будут осуществляться проверки судов. То есть по факту организовать блокаду Финского залива для русских кораблей, выходящих из Ленинградской области.
В связи с данным предложением возникает ряд вопросов. Первый - а имеют ли эстонцы право? Если коротко, то нет. Дело в том, что узкий перешеек Финского залива, который Эстония и Финляндия делят напополам отдельно урегулирован таким образом, что их "прилежащая зона" не может простираться более, чем на 3 морские мили (5,6 км) от границы тервод, т.е. середину Балтийского моря они не перекрывают.
Акваторию исключительной экономической зоны тоже нельзя перекрыть для морских перевозок других стран. Таким образом, даже теоретически блокировка будет нарушением норм международного морского права. Что является вполне конкретным casus belli, т.е. поводом к войне.
После того, как "экологическая карта" не проканала, у прибалтов внезапно нашелся новый весомый повод усиления контроля за Балтийским морем - повреждение на газопроводе Balticconnector. По официальной версии тамошних следопытов труба, аки бесхозная коряга, была задета праздношатающимся якорем. Сначала бросились обвинять Россию, однако затем всплыл "китайский след". До текущего момента вроде на этом и успокоились.
Однако поводу что, пропадать зря? Раз такое дело, решили активно бороздить водоем силами НАТО. Так, для "защиты критически важной подводной инфраструктуры и сдерживания гибридных угроз" были запущены 20 кораблей. Выглядит подобное довольно абсурдно. Во-первых, хотелось бы узнать, давно ли у нас для борьбы с якорями военные корабли отправляют?
А во-вторых, ну кому сдался ваш газопровод. Немного напомню, что его мощность составляет всего 2,6 млрд кубов в год, плюс это интерконнектор, т.е. газ идёт в обе стороны, значит цифру делим пополам. Для Финляндии потеря не самая большая, у них доля газа в энергобалансе около 6%, плюс обзавелись в прошлом году СПГ терминалом. Кстати, кому интересно, более подробно я про финнов я рассказывала в отдельном видео. Так что приглашаю послушать.
Да и для эстонцев данная труба не бог весть какая потеря. Они по-прежнему имеют возможность пользоваться латвийским газовым хранилищем в Инчукалнсе. Поэтому нагнетание угрозы тут сродни "мании преследования". Что наводит на мысль, а не принесли ли данную трубу в жертву намеренно? Просто даже когда взорвали "Северные потоки", шуму меньше было.
Тем не менее Эстония не унимается до сих пор. Так, в настоящий момент парламент страны начал разрабатывать законопроект, согласно которому Таллин может очертить определенное водное пространство за границами своих территориальных вод и обеспечить себе якобы "право" останавливать и досматривать любые суда. Несложно догадаться, что это такие за "любые" суда.
Кстати, если кто помнит, то примерно месяц назад аналогичный вброс был про ещё одного "добровольца" по спасению Запада от провала санкционного давления на Россию. Это Дания. Мол, от имени ЕС ей будет поручено инспектировать и потенциально блокировать танкеры с нашей нефтью, проходящие через её воды. Данная новость тогда правда не прожила и дня и была опровергнута. Да и права творить подобный беспредел у Копенгагена, точно так же как и у Таллина, нет. Судоходство через узкие датские проливы дополнительно зарегулировано.
Так что эстонцы запрет на передвижение танкеров с российской нефтью могут хоть в Конституции у себя прописать, это ровным счетом ни на что не повлияет. Сотрясание воздуха и не более, т.к. флота собственного у них нет. Да и потом. Вот запросят они остановиться некое мимо проходящее судно. А оно в ответ - тишина. И продолжает движение. Что они сделают? Подобное будет возможно только при максимальном накале конфронтации с блоком НАТО.
Так что пока Эстония борется с тем, с чем может. Так, премьер-министр Кая Каллас уже анонсировала, что всех, кто получит гражданство России, будут депортировать из страны. Такая в Прибалтике демократия и защита прав и свобод, ммм. Мне очень нравится. Прямо сразу же хочется собрать чемодан и отправиться в этой райский уголок.
И это я ещё экономическую сторону вопроса не разбирала. Доберемся до неё как-нибудь потом. В Эстонии, к примеру, наблюдается самая продолжительная рецессия в Евросоюзе. Спад фиксируется на протяжении семи кварталов подряд, т.е. почти двух лет. А они про про танкеры какие-то на Балтике все грезят. Уймитесь, господа.