1,3K подписчиков

Кто такая Царевна-лягушка и почему она покинула Ивана Царевича

7,3K прочитали

 Вообще-то про лягушку я уже писала, но уж очень она нестандартный персонаж. Ни как мне не дают покоя её отношения с Иваном Царевичем. Вот вроде бы пустяк - ну, сжёг шкурку -  подумаешь...

Вообще-то про лягушку я уже писала, но уж очень она нестандартный персонаж. Ни как мне не дают покоя её отношения с Иваном Царевичем. Вот вроде бы пустяк - ну, сжёг шкурку - подумаешь... Я уже про шкурку писала уже в другой публикации. Сейчас немного о другом порассуждаем. В сети много статей и много версий о происхождении Лягушки. И лесная жрица, и, напротив, болотная нечисть... Между тем, эти два момента - происхождение лягушки и уход от мужа связаны между собой.

В русском фольклоре подобных сказок не так много (пожалуй, ещё вспомню кривую уточку). А вот в Европе очень распространен сюжет, когда муж (реже - жена) выясняет, что его вторая половинка, мягко говоря, не совсем обычная по своей сути.

Иногда супруг знает, что его жена по происхождению не человек, и тут есть свой "пунктик". Нельзя показывать ей снятую шкурку или шапочку. Иначе она наденет и вернётся в свою родную стихию.

Вроде бы, пока у нас всё наоборот с лягушкой обстоит, да? Есть кое-что, объединяющее этих персонажей. Неузнанность. Либо он/она скрывает свою сущность от супруга, либо, если вторая половина в курсе, то от всех остальных.

У многих народов до сих пор сохранился обычай гостеприимства. Даже если ты не знаешь путника, попросившего ночлег, ты обязан приютить его. В старину считалось, что в облике незнакомца по земле путешествуют боги.

Один в облике странника. Художник Ванс Ковакс
Один в облике странника. Художник Ванс Ковакс

В некоторых сказках этот факт описан довольно открыто. Например, Лоэнгрин - Рыцарь Лебедя. Он прямо говорит, что в высокогорный замок его отца приходят лишь редкие путники. Остальных не пускают грехи. Когда же людям нужна помощь, кто-нибудь из обитателей замка спускается вниз.

И поняла Эльза: нет у неё защитника. А если никто не заступится за неё, не захочет сразиться с Тельрамундом, признают её виновной, и тогда ждёт её страшная кара за клятвопреступление. С тоской посмотрела Эльза вдаль, на тёмный лес, на реку Шельду, как бы прощаясь с ними.И вдруг что-то ярко блеснуло на реке. Невольно вскрикнула Эльза. Плывёт вверх по Шельде белоснежный лебедь и везёт за собой золочёную ладью. Всё ближе и ближе лебедь, и вот уж он подплыл к берегу. И увидели люди: спит в ладье юный рыцарь. (Немецка сказка "Лоэнгрин"). Художник Август вон Хекель
И поняла Эльза: нет у неё защитника. А если никто не заступится за неё, не захочет сразиться с Тельрамундом, признают её виновной, и тогда ждёт её страшная кара за клятвопреступление. С тоской посмотрела Эльза вдаль, на тёмный лес, на реку Шельду, как бы прощаясь с ними.И вдруг что-то ярко блеснуло на реке. Невольно вскрикнула Эльза. Плывёт вверх по Шельде белоснежный лебедь и везёт за собой золочёную ладью. Всё ближе и ближе лебедь, и вот уж он подплыл к берегу. И увидели люди: спит в ладье юный рыцарь. (Немецка сказка "Лоэнгрин"). Художник Август вон Хекель

Очень часто такие "случайные" встречные в сказке так или иначе связаны с водой. Тот же Лоэнгрин прибыл в ладье по Рейну. Мелюзина лишь во время купания становилась сама собой. Про русалок и шолки вообще молчу. Наша болотная царевна вполне вписывается в этот логический ряд))

Реймонд подглядывает за Мелюзиной и открывает её тайну. Роман о Мелюзине. 1400-1405
Реймонд подглядывает за Мелюзиной и открывает её тайну. Роман о Мелюзине. 1400-1405

Почему вода? Издавна вода считалась священной стихией. И сейчас в разных религиях большая часть обрядов связана с водой. Водные источники считались входом на тот свет (особенно болота и озера). На Руси даже существовал обычай сплавлять по воде старые иконы, т.к. уничтожать их категорически запрещалось. Возможно, и языческие идолы при крещении Руси утопили потому, что всё-таки это образы богов. А уж про обычай хоронить, сплавляя по воде, наверное, только ленивый не слышал (это уже не на Руси, само собой))). Даже легендарный Эскалибур явился в руке Девы Озера, как бы подтверждая легитимность власти короля Артура.

Эскалибур в руке Девы Озера. Художник Александр Геркулано.
Эскалибур в руке Девы Озера. Художник Александр Геркулано.

Неизвестна суть могущественной Озерной Девы, но ясно, что она влияла на престолонаследие в Камелоте. А вот русалки считались душами утопленниц. Интересный момент про лягушек: в Вологодской области бытовала легенда про то, что это утонувшее фараоново войско, преследовавшее Моисея. То есть, лягушки - это такой локальный вариант русалки)))

Вообще, русалки, хоть и могли защекотать, утащить под воду, всё же были благими духами. От того, что они выходят из водоемов и резвятся в полях, напрямую зависело плодородие земли (естественно, по народным поверьям)))

Это фараонка на фрагменте деревянного украшения дома. Такие образы были распространены в нижегородской резьбе по дереву. Так что фараонка - это может быть хоть русалка, хоть лягушка. (Автора фото не знаю)
Это фараонка на фрагменте деревянного украшения дома. Такие образы были распространены в нижегородской резьбе по дереву. Так что фараонка - это может быть хоть русалка, хоть лягушка. (Автора фото не знаю)

В некоторых губерниях считалось, что лягушки - родня пра-предкам современных людей, только утонувшая во время Всемирного потопа либо одни из первых людей, богом превращенные в земноводных. Возможно, в этих поверьях отразилось представление о том, что лягушки - духи предков. До сих пор бытует поверье, что лягушек убивать нельзя, это грозит бедой (сама лично слышала в детстве)))

Почему узнавание влекло за собой возвращение в мир богов? Возможно, потому, что вмешательство в судьбу человека не приветствовалось.

"... Но та, которую он спас, должна дать клятву, что никогда не спросит о его имени. Она должна довериться ему без тени сомнения и страха. Если же она нарушит клятву и спросит: «Кто ты?» — тогда рыцарь должен вернуться в свой далёкий замок Монсальват". Горестно вскрикнула Эльза. Приказал рыцарь принести маленького сына. Поцеловал он его и прижал к груди. (Немецкая сказка "Лоэнгрин"). Художник Франц Стассен
"... Но та, которую он спас, должна дать клятву, что никогда не спросит о его имени. Она должна довериться ему без тени сомнения и страха. Если же она нарушит клятву и спросит: «Кто ты?» — тогда рыцарь должен вернуться в свой далёкий замок Монсальват". Горестно вскрикнула Эльза. Приказал рыцарь принести маленького сына. Поцеловал он его и прижал к груди. (Немецкая сказка "Лоэнгрин"). Художник Франц Стассен

Приведу пример: однажды возле озера Агнар встретил лебединых дев, похитил оперение одной из них и просил помощи в битве. Валькирия помогла, и за это Один её покарал, погрузив в беспробудный сон. Тут тоже, кстати есть всё: вода, "шкурка" (перья), расставание с возлюбленным...

Один погружает Брунгильду в беспробудный сон. Художник K.Dielitz
Один погружает Брунгильду в беспробудный сон. Художник K.Dielitz

Вообще, в разных сказках сюжет закручен так, что пока ты неузнан, ты можешь жить среди людей. Иванушка так же возвращаясь с того света называется разными иносказательными именами.

Так же и Василиса дочь Морского царя не может просто прийти к забывшему ее мужу и сказать, что вот мол она я. Она ему дает подсказки в виде пирога с птичками. То есть он вспоминает ее, не потому, что увидел и узнал, а по тому, что она подала знак.

Есть у меня и еще одна мысль по этому поводу. Когда дух (или бог) вступает в контакт с человеком, человек неосознанно наносит духу вред. К примеру, Психея капнула на Эрота маслом из светильника и обожгла. Агнар, хоть и косвенно, но стал причиной укола "шипом сна". Лягушка лишилась своей шкурки...

Так что, вероятно, скрытность - это такая мера предосторожности.

Потом как встали из-за стола, то заиграла музыка преогромная, и лягушка пошла танцевать; и как одним рукавом махнула, то вдруг сделалось на аршин воды в той зале, потом как махнула другим рукавом, то поплыли по воде гуси и лебеди. (Русская сказка "Царевна Лягушка"). Художник Глеб Бедарев
Потом как встали из-за стола, то заиграла музыка преогромная, и лягушка пошла танцевать; и как одним рукавом махнула, то вдруг сделалось на аршин воды в той зале, потом как махнула другим рукавом, то поплыли по воде гуси и лебеди. (Русская сказка "Царевна Лягушка"). Художник Глеб Бедарев

То, что Царевна Лягушка - волшебница, понятно из самой сказки. Но она не просто волшебница, она дочь повелителя иного мира. Её действия со всеми этими караваями, ковроткачеством и озеротворениями приближают Ивана к престолонаследию, и, соответственно, существенно влияют на судьбу не только царевича, но и его братьев и даже всего царства. Возможно, если бы Иван узнал, что жена - существо особой природы, но никак этого не показал, она бы и осталась с людьми. Но невозможность скрывать свою суть (шкурку-то благоверный сжёг) вынудила Василису вернуться в свой мир... И вернуть её к людям можно лишь устранив верховного владыку того света.

Теперь поразмышляем насчёт шкурки. Давайте вспомним, что влечет за собой потеря одеяния или, наоборот, его приобретение в сказках? Иван в некоторых сказках крадёт пояс или рубашку птицедевы, и она уже не может принять облик птицы. То же происходит и в сказках, когда рыбак похищает шкурку шолки.

Там сидела красивая девушка, совершеннь нагая, и плакала. Это был тюлень, чью шкуру забрал человек. Он дал девушке одежду, утешил её и отвел в дом. (Ирландская сказка "Тюленья шкура"). Художник Фрейя Блаквуд.
Там сидела красивая девушка, совершеннь нагая, и плакала. Это был тюлень, чью шкуру забрал человек. Он дал девушке одежду, утешил её и отвел в дом. (Ирландская сказка "Тюленья шкура"). Художник Фрейя Блаквуд.

Элиза, набросив на лебедей рубашки из крапивы, вновь обращает их в любимых братьев. Когда пролетающие птицы сбросили Хромой Уточке по пёрышку, она вновь смогла обернуться уткой и покинуть старика со старухой.

Палач схватил Эльзу за руку, но она поспешно набросила на лебедей одиннадцать рубашек, и… перед ней встали одиннадцать красавцев принцев, только у самого младшего не хватало одной руки, вместо неё было лебединое крыло: Эльза не успела закончить последнюю рубашку, и в ней недоставало одного рукава. (Г.Х. Андерсен. Дикие лебеди) Художник Rene Cloke
Палач схватил Эльзу за руку, но она поспешно набросила на лебедей одиннадцать рубашек, и… перед ней встали одиннадцать красавцев принцев, только у самого младшего не хватало одной руки, вместо неё было лебединое крыло: Эльза не успела закончить последнюю рубашку, и в ней недоставало одного рукава. (Г.Х. Андерсен. Дикие лебеди) Художник Rene Cloke

У нас получается, что именно одеяние дает персонажу возможность превращаться. Одежда, перья или шкура - это телесная оболочка для души.

Подытожу: не знаю, была ли Василиса утопленницей, но к существам иного мира (и при том могущественным) она явно относилась, поэтому являлась обычно в самом непрезентабельном виде. Стрела была этаким "перстом судьбы", который свёл человека и волшебную деву. Судя по всему, в её планы не входило возвращение назад, в болото. Однако, во-первых, она явно повлияла на внутрисемейные отношения и, возможно, на престолонаследие, во-вторых, ей пришлось явиться на люди в своем облике - проявить себя, так сказать. И втретьих, муж уничтожил её шкурку, возможно, нанеся лягушке моральный и материальный вред))) Поэтому и покинула она Ивана, отправившись уже не в болото, а к Кощею или в другой версии - к Бабе-Яге. Что, впрочем, примерно одно и тоже.

Художник Геннадий Спирин
Художник Геннадий Спирин

Спасибо, что дочитали))

Наталия Трясцина

Уважаемые читатели, если вы не согласны с предложенной точкой зрения, излагайте мысли конструктивно. Комментарии "бред", "бредовый бред", "чушь" и т.п. будут удалены.