Вообще-то про лягушку я уже писала, но уж очень она нестандартный персонаж. Ни как мне не дают покоя её отношения с Иваном Царевичем. Вот вроде бы пустяк - ну, сжёг шкурку - подумаешь... Я уже про шкурку писала уже в другой публикации. Сейчас немного о другом порассуждаем. В сети много статей и много версий о происхождении Лягушки. И лесная жрица, и, напротив, болотная нечисть... Между тем, эти два момента - происхождение лягушки и уход от мужа связаны между собой.
В русском фольклоре подобных сказок не так много (пожалуй, ещё вспомню кривую уточку). А вот в Европе очень распространен сюжет, когда муж (реже - жена) выясняет, что его вторая половинка, мягко говоря, не совсем обычная по своей сути.
Иногда супруг знает, что его жена по происхождению не человек, и тут есть свой "пунктик". Нельзя показывать ей снятую шкурку или шапочку. Иначе она наденет и вернётся в свою родную стихию.
Вроде бы, пока у нас всё наоборот с лягушкой обстоит, да? Есть кое-что, объединяющее этих персонажей. Неузнанность. Либо он/она скрывает свою сущность от супруга, либо, если вторая половина в курсе, то от всех остальных.
У многих народов до сих пор сохранился обычай гостеприимства. Даже если ты не знаешь путника, попросившего ночлег, ты обязан приютить его. В старину считалось, что в облике незнакомца по земле путешествуют боги.
В некоторых сказках этот факт описан довольно открыто. Например, Лоэнгрин - Рыцарь Лебедя. Он прямо говорит, что в высокогорный замок его отца приходят лишь редкие путники. Остальных не пускают грехи. Когда же людям нужна помощь, кто-нибудь из обитателей замка спускается вниз.
Очень часто такие "случайные" встречные в сказке так или иначе связаны с водой. Тот же Лоэнгрин прибыл в ладье по Рейну. Мелюзина лишь во время купания становилась сама собой. Про русалок и шолки вообще молчу. Наша болотная царевна вполне вписывается в этот логический ряд))
Почему вода? Издавна вода считалась священной стихией. И сейчас в разных религиях большая часть обрядов связана с водой. Водные источники считались входом на тот свет (особенно болота и озера). На Руси даже существовал обычай сплавлять по воде старые иконы, т.к. уничтожать их категорически запрещалось. Возможно, и языческие идолы при крещении Руси утопили потому, что всё-таки это образы богов. А уж про обычай хоронить, сплавляя по воде, наверное, только ленивый не слышал (это уже не на Руси, само собой))). Даже легендарный Эскалибур явился в руке Девы Озера, как бы подтверждая легитимность власти короля Артура.
Неизвестна суть могущественной Озерной Девы, но ясно, что она влияла на престолонаследие в Камелоте. А вот русалки считались душами утопленниц. Интересный момент про лягушек: в Вологодской области бытовала легенда про то, что это утонувшее фараоново войско, преследовавшее Моисея. То есть, лягушки - это такой локальный вариант русалки)))
Вообще, русалки, хоть и могли защекотать, утащить под воду, всё же были благими духами. От того, что они выходят из водоемов и резвятся в полях, напрямую зависело плодородие земли (естественно, по народным поверьям)))
В некоторых губерниях считалось, что лягушки - родня пра-предкам современных людей, только утонувшая во время Всемирного потопа либо одни из первых людей, богом превращенные в земноводных. Возможно, в этих поверьях отразилось представление о том, что лягушки - духи предков. До сих пор бытует поверье, что лягушек убивать нельзя, это грозит бедой (сама лично слышала в детстве)))
Почему узнавание влекло за собой возвращение в мир богов? Возможно, потому, что вмешательство в судьбу человека не приветствовалось.
Приведу пример: однажды возле озера Агнар встретил лебединых дев, похитил оперение одной из них и просил помощи в битве. Валькирия помогла, и за это Один её покарал, погрузив в беспробудный сон. Тут тоже, кстати есть всё: вода, "шкурка" (перья), расставание с возлюбленным...
Вообще, в разных сказках сюжет закручен так, что пока ты неузнан, ты можешь жить среди людей. Иванушка так же возвращаясь с того света называется разными иносказательными именами.
Так же и Василиса дочь Морского царя не может просто прийти к забывшему ее мужу и сказать, что вот мол она я. Она ему дает подсказки в виде пирога с птичками. То есть он вспоминает ее, не потому, что увидел и узнал, а по тому, что она подала знак.
Есть у меня и еще одна мысль по этому поводу. Когда дух (или бог) вступает в контакт с человеком, человек неосознанно наносит духу вред. К примеру, Психея капнула на Эрота маслом из светильника и обожгла. Агнар, хоть и косвенно, но стал причиной укола "шипом сна". Лягушка лишилась своей шкурки...
Так что, вероятно, скрытность - это такая мера предосторожности.
То, что Царевна Лягушка - волшебница, понятно из самой сказки. Но она не просто волшебница, она дочь повелителя иного мира. Её действия со всеми этими караваями, ковроткачеством и озеротворениями приближают Ивана к престолонаследию, и, соответственно, существенно влияют на судьбу не только царевича, но и его братьев и даже всего царства. Возможно, если бы Иван узнал, что жена - существо особой природы, но никак этого не показал, она бы и осталась с людьми. Но невозможность скрывать свою суть (шкурку-то благоверный сжёг) вынудила Василису вернуться в свой мир... И вернуть её к людям можно лишь устранив верховного владыку того света.
Теперь поразмышляем насчёт шкурки. Давайте вспомним, что влечет за собой потеря одеяния или, наоборот, его приобретение в сказках? Иван в некоторых сказках крадёт пояс или рубашку птицедевы, и она уже не может принять облик птицы. То же происходит и в сказках, когда рыбак похищает шкурку шолки.
Элиза, набросив на лебедей рубашки из крапивы, вновь обращает их в любимых братьев. Когда пролетающие птицы сбросили Хромой Уточке по пёрышку, она вновь смогла обернуться уткой и покинуть старика со старухой.
У нас получается, что именно одеяние дает персонажу возможность превращаться. Одежда, перья или шкура - это телесная оболочка для души.
Подытожу: не знаю, была ли Василиса утопленницей, но к существам иного мира (и при том могущественным) она явно относилась, поэтому являлась обычно в самом непрезентабельном виде. Стрела была этаким "перстом судьбы", который свёл человека и волшебную деву. Судя по всему, в её планы не входило возвращение назад, в болото. Однако, во-первых, она явно повлияла на внутрисемейные отношения и, возможно, на престолонаследие, во-вторых, ей пришлось явиться на люди в своем облике - проявить себя, так сказать. И втретьих, муж уничтожил её шкурку, возможно, нанеся лягушке моральный и материальный вред))) Поэтому и покинула она Ивана, отправившись уже не в болото, а к Кощею или в другой версии - к Бабе-Яге. Что, впрочем, примерно одно и тоже.
Спасибо, что дочитали))
Наталия Трясцина
Уважаемые читатели, если вы не согласны с предложенной точкой зрения, излагайте мысли конструктивно. Комментарии "бред", "бредовый бред", "чушь" и т.п. будут удалены.