Найти тему
Вячеслав Нестолий.

МЕТОДЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (14.12.23)

Оглавление

Достопочтенный Эдвард Дж. Фелпс, Профессор права Йельского университета

EDWARD JOHN PHELPS (July 11, 1822 – March 9, 1900)

1. Спрашивают мое мнение о методах юридического обучения. 2. Я не являюсь авторитетом в этом предмете. 3. Моя связь с юридическим образованием была слишком ограничена и слишком коротка, чтобы можно было сравнивать мои выводы с выводами джентльменов, которые благодаря долгой и почетной службе приобрели серьезную репутацию в этой важной области. 4. Взгляды, подобные моим, вытекают не из рассмотрения систем обучения, а из наблюдения за их результатами. 5. Я мало обращал внимания на процессы культивирования, но имел большие возможности наблюдать за урожаем, ибо мое знакомство с профессией во всех ее проявлениях было долгим и широким.

6. Люди, обладающие исключительной интеллектуальной силой или специально подготовленные характером своего ума для работы с юридическими принципами, достигнут отличия, если они посвятят себя этому занятию, несмотря на все недостатки образования.

7. У некоторых великих юристов не было более удачного начала, чем изучение потрепанного Blackstone* при свете костра из сосновых сучьев. (* См.: Sir William Blackstone. — URL: https://en.wikipedia.org/wiki/William_Blackstone. Разработал проект юридической школы, который был отвергнут, но именно данный проект лежит в основе американских юридических школ. Вскоре после первой лекции пережил нервный срыв. «Коллег раздражала решимость Blackstone, имевшие более спокойный характер были напуганы». Автор знаменитых «Комментариев к законам Англии», после издания которых общее право стало приобретать внешний научный лоск. Многие считают, что до появления «Комментариев ..» Blackstone общее право пребывало в «зачаточном состоянии»).

8. Есть еще один разряд учеников, для которых, к сожалению, даже отличные средства обучения, не будут полезны. 9. Это либо те, кому не хватает умственных способностей, либо те, кто естественным образом приспосабливается к изучению права — ибо способность чаще всего является адаптацией к предстоящей работе, в сравнении с тем, что чаще помнится — либо те, кто не могут или не хотят заставить себя трудиться. 10. Некоторые молодые люди склонны рассматривать профессию юриста как благородный способ зарабатывать себе на жизнь без работы или как удобный способ приобщиться к высшим американским амбициям — занять какую-нибудь государственную должность. 11. В последнем случае они, возможно, преуспеют, так как обычно это не очень зависит от интеллектуальных качеств; в первом случае они обнаружат свою ошибку, возможно, когда будет уже слишком поздно. 12. Но и человек с честными способностями, достаточными для того, чтобы обеспечить себе удовлетворительный, если не блестящий успех, и готовый выполнять работу, необходимую для того, чтобы максимально использовать себя, не достигает в адвокатуре многого.13. И мне кажется, что причина этого, как правило, кроется в отсутствии умственной дисциплины и истинной основы правовых знаний, которые должны быть приобретены, если вообще приобретаются, в раннем возрасте и в процессе обучения.

И мне кажется, что причина этого, как правило, кроется в отсутствии умственной дисциплины и истинной основы правовых знаний, которые должны быть приобретены, если вообще приобретаются, в раннем возрасте и в процессе обучения.

14. Нужда в них редко преодолевается*.(* Редко преодолевается нужда в умственной дисциплине и в твердой основе правовых знаний).

15. Тот, кто отправляется в неверном направлении, скорее всего, чем больше путешествует, тем больше отклоняется от своего курса.

16. Здание, которое возведено на незаконченном и ненадежном фундаменте, может быть возведено, но разрушено на своих верхних этажах. Такое здание никогда не является прочным или долговременным. 17. Когда пойдут дожди и начнутся наводнения, мы увидим, что оно построено на песке. 18. Самым первым и непременным условием юридического образования, без которого не может быть ничего достойного этого названия, является приобретение ясного и точного восприятия, полного знания, крепкого, цепкого понимания тех неизменных принципов common law, которые лежат в основе и пронизывают всю его структуру, контролируют все его детали, его последствия, его применение к человеческим делам.

19. Это должно быть работой юридической школы, [работой] студента, который достаточно счастлив, чтобы пользоваться возможностями школы. 20. Если школа делает работу для студента, то делает вполне достаточно, и на все есть время. 21. Если [школа] этого не делает, то не делает ничего такого, что действительно стоит времени. 22. Если студент выходит из [школы ] с туманными и неопределенными представлениями, и неясными и неопределенными знаниями, если он обогащается только обширной и разнообразной дезинформацией, и широко распространенными заблуждениями, [пусть] он лучше обращается к любой другой профессии, в которой его подвергнут дисквалификации, чем к профессии юриста. 23. И совершенно очевидно, что его умственные привычки будут иметь тот же характер, что и его приобретения. 24. Если бы я осмелился подвергнуть критике систему обучения, которая сейчас, насколько мне известно, повсеместно в моде в учебных заведениях, потому что повсеместно востребована, я бы сказал, что они слишком много тратят времени, которое у них есть, и возможностей своих средних учеников.

Если бы я осмелился подвергнуть критике систему обучения, которая сейчас, насколько мне известно, повсеместно в моде в учебных заведениях, потому что повсеместно востребована, я бы сказал, что они слишком много тратят времени, которое у них есть, и возможностей своих средних учеников.

25. Устанавливая свой стандарт, [учебные заведения] обращают свой взор скорее на то, что должно быть достигнуто в конце карьеры юриста, чем в ее начале.

-2

26. Они [учебные заведения] занимают слишком много места; они обременяют ученика слишком большим количеством чтения, слишком большим количеством обучения, слишком большим количеством тем.

27. Они [учебные заведения] втискивают в него больше, чем он может переварить; они нагружают его больше, чем он [ученик] может унести. 28. Культура, которую он получает, слишком широка, чтобы быть глубокой.

Культура, которую он получает, слишком широка, чтобы быть глубокой.

29. Умственная дисциплина, без которой знание является лишь обременением, приносится в жертву или ослабляется в перенапряженных усилиях по накоплению [знаний].

-3

30. Учение идет для того, чтобы занять место знания, а знание опережает [интеллектуальную] силу.

31. Ни один человек, конечно, не может развить в себе владение правом из своего собственного внутреннего сознания; оно [владение правом] должно быть достигнуто путем обучения, и настоящий юрист должен быть студентом всерьез, во все дни своей жизни.

И настоящий юрист должен быть студентом всерьез, во все дни своей жизни.

32. Но, с другой стороны, простое обучение* никогда не поможет стать адвокатом.(* Вариант: простая ученость никогда не сможет стать адвокатом).

33. Способности к острому и точному восприятию, к восприятию вещей такими, какие они есть, к сильному логическому мышлению и к высокому и ясному чувству справедливости должны формироваться, тренироваться и включаться в сознание по мере приобретения юридических знаний. 34. Поэтому этот процесс не может быть очень быстрым у большинства людей

Этот процесс не может быть очень быстрым у большинства людей.

35. Совершенство будет достигнуто растением медленного роста.

Совершенство будет достигнуто растением медленного роста.

36.Изучение должно состоять не только в чтении и слушании, но и в размышлении; полученное может быть освоено полностью [посредством размышления].

-4

37. Несчастливая тенденция нашего времени, [наблюдаемая] не только в школах, но в значительной степени в профессии и в судах, состоит в стремлении обременить право большим количеством того, что называется ученостью. «Ученость» стремится быть выведенной из миллионов разнородных, часто непримиримых, а иногда и непонятных случаев, каждый из которых, без того, чтобы быть изученным, не может быть понят. Решение по данному вопросу — это диссертация, посвященная общему закону предмета.

38. Лаконичные ясные и логичные суждения, встречающиеся в более ранних английских и американских reports *, в которых выводы делаются из принципов, а не из других выводов, сейчас не очень в моде. (* «One of the first things a law student has to do is learn how to navigate and interpret a law report quickly» (Одна из первых вещей, которую должен сделать студент-юрист, — это научиться быстро ориентироваться в юридическом отчете и интерпретировать отчет»). См.: Law reports and the doctrine of precedent [Electronic resource] // Law Reports. — URL: https://www.law.ox.ac.uk/legal-research-and-mooting-skills-programme/law-reports (дата обращения 21 марта 2020 г.).

39. Легко найти единичные мнения, в которых упоминается больше авторитетов, чем упоминалось Маршаллом* за все тридцать лет его беспримерной судебной жизни, и сводки (briefs), содержащие больше cases, чем упоминалось Уэбстером*, во всех аргументах, которые он когда-либо приводил.

* См.: John Marshall. — URL: https://en.wikipedia.org/wiki/John_Marshall (дата обращения 21 марта 2020 г.).

* См.: Daniel Webster. — URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Daniel_Webster (дата обращения 21 марта 2020 г.).

-5

40. Ввергнуть ученика в этот хаос с его непроверенными и несовершенными способностями, с его неполным знанием принципов, [заставить] пробираться сквозь хаос на ощупь, как только это возможно, и триангулировать* от случая к случаю, полагая, что он продвигается вперед, когда он только сбивается с пути, – это не значит дать ему образование, а скорее сделать его [наглядным] свидетельством против образования.

(* Триангуляция есть научный метод, решающий задачу по высокоточному измерению больших расстояний между пунктами на земной поверхности с построением примыкающих друг к другу треугольников и измерений внутри них. См.: Триангуляция — построение, метод и сущность [Электронный ресурс] // Geostart: взгляд инженера. — Режим доступа : URL: https://geostart.ru/post/317# (дата обращения 20 марта 2020 г.). В данном случае, «триангулировать» ученика — измерить его знания, посредством экзамена, теста, зачета, иной формы контроля).

41. Если придет время, когда ученик научится видеть и различать, [а такое научение] рождается только из ясного понимания правовых принципов; ученик может безбоязненно довериться большой юридической библиотеке, не опасаясь быть ведомым «учеными причинами к абсурдным постановлениям».

42. Затем ученик увидит, как cases могут иллюстрировать применение принципов, которые они [cases] не создают и не могут разрушить; что право — это, в конце концов, наука справедливости, поскольку справедливость может быть реализована общими и установленными правилами *; и что его оправдание и его восхваление можно найти только в «добром правосудии, которое совершается на земле».

(* Общие правила — есть правила природы человека и природы отношений между людьми; установленные правила — есть правила, введенные в действие сообществами людей (прецеденты и статуты). Общие правила объективны, а установленные правила зависят от субъективного усмотрения законодателя, администрации и судей. - прим. мое - В. Н.).

-6

43. Если бы я основал юридическую школу на своем собственном старомодном представлении о том, какой она должна быть, это не привлекло бы студентов.

44. Это было бы похоже на обычную школу в сравнении с Академией*.

(* Речь идет о платоновской академии. См.: Лебедев, В. А. Академия Афинская [Электронный ресурс] / В. А. Лебедев // Большая российская энциклопедия. — Режим доступа : URL: https://bigenc.ru/philosophy/text/1805971 (дата обращения 20 марта 2020 г.).

45. Изящество библиотеки — небольшой, но хорошо подобранной; библиотеки богатой главным образом тем, чего в ней нет, библиотеки, ревниво относящейся к новым поступлениям, — простота учебной программы, умеренность скорости [обучения], кажущаяся скромность достижений, вероятно, вызвали бы насмешки.

Простота учебной программы, умеренность скорости [обучения], кажущаяся скромность достижений - вызвали бы насмешки

46.Такова была школа, которую я имел привилегию посещать в счастливые дни моей юности.

47. Из таких школ и из той же самой системы обучения за их пределами вышло большое количество величайших юристов, которых я когда-либо видел или ожидаю увидеть.

48. То, чему там учили, было всего лишь фундаментальным, но оно преподавалось эффективно. Школа проникала в сознание ученика и проявлялась в его идеях и способах мышления.

49. Привычка рассуждать от принципов к выводам давала ученику, если он был способен к этому, большое понимание и серьезную логическую силу, которые являются особенностями здравомыслящего юриста и истинным оружием адвоката.

Привычка рассуждать от принципов к выводам давала ученику ... большое понимание и серьезную логическую силу, которые являются особенностями здравомыслящего юриста и истинным оружием адвоката.

50. На сформированном таким образом фундаменте можно быстро соорудить надстройку после его жизни [в школе]. 51. Для столь натренированного ума никакие юридические положения, какими бы новыми они ни были, не будут трудными; никакое усложнение фактов, каким бы необычным усложнение ни было, не поставит в затруднительное положение при применении норм права и не оставит правосудие вне суда.

-7

52.Остерегайтесь человека из одной книги, это старая пословица. 53. Остерегайтесь адвоката из немногих книг, мудро подобранных и полностью понятых, — это хорошая переработка пословицы к рассматриваемому вопросу.

Остерегайтесь адвоката из немногих книг, мудро подобранных и полностью понятых

54. Спрашивал недавно руководителя Коннектикутской коллегии адвокатов, как случилось, что юристы, составлявшие Конституцию Соединенных Штатов, достигли такого мастерства в юридических принципах и такой ясности в их выражении, как они там изложены. Получил ответ: «Да ведь у них было так мало книг!».

55. Поэтому я бы ограничил дело юридической школы, если бы оно было предоставлено мне, главным образом основами права.

56. Этому [основам права] я постарался бы научить с чрезвычайной тщательностью.

57. Multa non multis* — должно быть девизом. (* Non multa, sed multum — немногое, но много (лат.).

58. И я бы рассматривал умственную дисциплину, привычки мышления и обучение тому, как мыслить ясно, точно и с уверенностью, которое может исходить только из сознания надежного фундамента. Это нечто гораздо более важное, чем преждевременное накопление большого количества знаний.

59. Это, конечно, оставило бы много места для будущих приобретений, но, как мне кажется, такой недостаток был бы более чем компенсирован возросшей способностью к приобретению и эффективным широким и прочным насаждением , основ, на которых только и могут с пользой покоиться в практической жизни обучение и ученость.

60. Я чувствовал мало колебаний, выражая свои устаревшие взгляды, потому что нет никакой опасности, что они будут приняты.

-8

61. Институты должны соответствовать требованиям своего времени, правильным или неправильным, иначе они скоро перестанут быть институтами из-за отсутствия учеников. 62. Общественное мнение в наше время по любому вопросу, который сильно привлекает общественное внимание, течет в потоках, которые сметают все перед собой. 63. Бесполезно пытаться плыть против течения; человек должен плыть вместе с ним или остаться позади.

Бесполезно пытаться плыть против течения; человек должен плыть вместе с ним или остаться позади.

64. Образование во всех его отраслях в настоящее время служит делу быстрого распространения универсальных знаний для всего человечества. 65. Цель, к которой мы стремимся, — это приобретение, а не сила, накопление за счет [и вместо] понимания, количество вместо качества. 66. Это может быть исправлено только в том случае, если нуждается в исправлении; исправлено опытом, который, наверное, может показать, что это не способ делать сильных людей.

-9

67. Я вполне могу закончить эти наблюдения словами достойного и честного мирового судьи в штате Вермонт, который при вынесении решения по иску, что был резко оспорен перед ним, в заключение сказал: «Это мои взгляды по этому case; я не сомневаюсь в нем; очень вероятно, что я ошибаюсь; я вообще ошибаюсь».