Одна из самых популярных книг для писателей – «Путешествие писателя: мифологические структуры в литературе и кино» Кристофера Воглера. В книге автор дает восемь архетипов героев, и подробно объясняет: как создать каждый архетип, различия между ними, и много−много примеров из популярных фильмов и произведений.
Практически в каждом сюжете присутствуют следующие архетипы героев:
− герой
− наставник
− привратник
− вестник
− оборотень
− тень
− союзник
− плут
Именно им посвящена значительная часть книги, и именно их мы разберем в этой статье. Чтобы определить какой герой к какому архетипу относится, задайте два вопроса:
1) Какую психологическую функцию или грань человеческой личности он олицетворяет?
2) Какова его роль в развитии сюжета?
А теперь перейдем к разбору самих архетипов:
1) ГЕРОЙ. Другими словами, протагонист в истории. Главное лицо. Именно с этим героем читатель должен отождествлять себя, сопереживать и болеть за него. Чаще всего мы смотрим на историю глазами протагониста. Главный герой истории имеет отличительную функцию – развитие. События в сюжете заставят героя пройти через огонь и воду, чтобы он стал мудрее, достиг своих целей, приобрел в конце заветный артефакт/силу/способность. Также отличительными чертами героев выступают поступки (главный герой самый активный персонаж в произведении) и самопожертвование (жертвенность означает готовность отдать нечто ценное за любимых/идею/силу/артефакт и т.д.). Также не стоит забывать, что у героя должны быть недостатки. Недостатки делают персонажа человечным.
2) НАСТАВНИК. Другими словами, все кто учат героя, наставляют его или дают ему какие−либо дары. Так что главная функция наставника – учить героя, поделиться с ним своей мудростью и наставить героя на верный и честный путь. Также наставник может выступать в роли «совести» героя. Наставник чаще всего выступает как движущаяся сила сюжета, именно слова наставника о «загадочной земле» могут сподвигнуть героя отправиться в приключения. Наставник может появиться как вначале произведения и стать движущей силой, так и появиться в критический момент и помочь герою, дав ему сильное оружие/некие знания/поделиться опытом и т.д.
3) ПРИВРАТНИК. Другими словами, подчиненные злодея/мелкие пакостники. Иногда привратники могут стать союзником главного героя, они могут объединиться, чтобы уничтожить высшее зло, хотя между ними нет симпатии. На глубоком уровне, привратники – это нервозы героя, сомнения, душевные раны, болезненные привязанности и т.д. Главная функция привратника – это, конечно, испытать героя. Проходя через мелкие препятствия, герой покажет готов он или нет на все ради своей цели. Готов ли начать бороться со своими пороками? Преодолевать боль ради высшей цели? Привратники – это небольшие испытания вначале, которые постепенно приведут героя к его главному испытанию.
4) ВЕСТНИК. Другими словами, сила запускающая историю. Вначале у протагониста все хорошо, может быть, его жизнь неидеальна, но он привык и живет тихо и спокойно. И тут в сюжет вступает вестник, который приносит герою какую−либо новость, которая меняет все. Эта новость заставит героя покинуть привычный мир и отправиться навстречу неизведанному – сюжет запущен. Вестник символ перемен, как только в сюжете появится вестник, то меняется все.
5) ОБОРОТЕНЬ. Другими словами, герои, у которых главная черта характера – переменчивость. Переменчивость героев в сюжете заставит главного героя сомневаться и задаваться вопросами: «верен он мне?», «я могу ему доверять?», «он союзник или враг?». Типичным представителем архетипа оборотня является женщина−искусительница, которая хочет рассорить главную пару, именно благодаря ей, чувства героев укрепятся или разрушатся. Также архетип оборотня проявляется тогда, когда герои врут о своей профессии, знаниях и пр. (т.е. надевают на себя маску).
6) ТЕНЬ. Другими словами, антагонист истории. Главная функция антагонист быть достойным противостоять герою. Тень воплощает все плохое, что герой ненавидит в других и себе! Антагонист необязательно должен воплощать все плохое в мире, даже наоборот, если главного злодея очеловечить, дать ему установку «он хороший человек, но сбился с пути», то противостояние такого злодея и героя только усилит чувства сострадания у читателей. Читатель задастся вопросом: «кого поддерживать в этой истории?». История станет напряженнее и динамичнее.
7) СОЮЗНИК. Другими словами, друг. Во многих историях герою необходим друг, человек, которому можно доверять. Главная функция союзника снять напряжения в некоторых сценах, именно за разговором с близким другом открываются чувства и мысли главного героя, поднимаются важные темы. В некоторых историях персонаж−союзник не менее важен, чем главный герой (пример: Шерлок Холмс и его союзник Доктор Ватсон). Иногда союзник может выступить лицом рассказчика и повествовать нам о приключениях своего друга. В исторических романах союзником может выступить слуга, который поможет сбежать или передать послание любимому/любимой.
8) ПЛУТ. Другими словами, хитрец, искатель приключений. Архетип плута поможет показать светлую и позитивную сторону даже в тяжелые времена. Плут способен разрядить атмосферу, без зазрения совести указать на слабые моменты в планах героя. Классическим примером плута выступает Локи в фильмах о Торе. Чаще всего герои под архетипом плута провоцируют начало перемен, но сами не меняются.
Вот такие восемь архетипов дает нам авторов. Хоть архетипы и универсальны, но не надо стараться изменить все так, чтобы ваша история стала «уникальной», наоборот грамотное обращение с архетипами поможет вам выстроить историю, которую захотят перечитывать. Определив в своей истории какой персонаж к какому архетипу принадлежит, поможет выстроить характеры персонажей, углубить историю и создать мир, в который поверит читатель.
Также важно помнить, что один герой может в тот или иной момент «менять маску», т.е. сменить архетип на время. Считаю книга полезна для ознакомления тем, кто пишет книги/сценарии/рассказы и пр.
Спасибо за прочтения ❤️
Не забудьте поставить лайк и подписаться
Мои книги на Литрес
Книга из статьи Альпина