Найти тему

Революция спущенной лямки

Когда-то в далеком 1884 году с художником Джоном Сарджентом и женой банкира Виржини Готро случилась пренеприятнейшая история - американский художник в попытке прославиться во Франции обратился к своей соотечественнице, светской львице, с предложением написать ее портрет для Парижского салона.

Предполагалось, что проект поможет обоим - блестящая социальная карьера Виржини была построена на несколько шатком основании (и происхождение - дочь плантатора смешанных кровей, и положение супруга ограничивали ее возможности). Поэтому она приняла предложение, появился всемирно известный портрет Виржини со спадающей с плеча лямкой открытого платья, и его ждал оглушительный провал. Художник перерисовал портрет и "поднял" лямку, но это не помогло, и он вынужден был покинуть Францию, модель - на некоторое время прекратить активную светскую жизнь.

В чем была причина скандала? И википедия, и многочисленные авторы статей о картине упоминают два момента:

- розовое ухо модели - как намек на то, что достопочтенная жена банкира красится (ходили слухи, что мадам Готро красила волосы хной, которая и окрасила ей ухо). Краситься вульгарно, красятся только дамы полусвета, значит, художник намекает на что-то сомнительное в образе светской львицы,

-слишком откровенное платье. Признаться, этот аргумент слабоват - французские модные журналы начала 1880х полны моделей вечерних платьев, лишь чуть менее открытых наряда с портрета.

La Mode Artistique 1882
La Mode Artistique 1882

La Mode Artistique 1884
La Mode Artistique 1884

Но лямки там на месте, а у "миссис Икс" - бретель уверенно, артикулированно спущена. Похоже, это создало эффект неприличной полураздетости "приличной" дамы, считанный современниками. То, что в попытке спасти ситуацию Сарджент вернул лямку на место, сделав миссис Х "снова приличной", подтверждает эту теорию.

Казалось бы, история с картиной должна была закончиться в 1884 году, но недавно я обнаружила продолжение истории тут: https://vk.com/wall-123088795_9197

Спустя некоторое время после скандала журнал L'art et la Mode публикует свою версию наряда Виржини Готро, но уже с двумя упавшими лямками! Теперь это уже и прилично, и модно, и рекомендуется как образец для подражания.

L'art et la Mode, 1890-е гг
L'art et la Mode, 1890-е гг

Похоже, что всего за одно десятилетие происходит переворот в понимании приличного и вульгарного в костюме парижской дамы из высших сословий. Все дело в лямках:)