Мотоцикл RS-GP MotoGP от prilia был первым, на котором на трассе в 2022 году было установлено заднее антикрыло в стиле гоночного автомобиля, и, если верить прототипам 2024 года, показанным на тестах в конце сезона в Валенсии, в следующем году мы увидим то же самое практически на всех мотоциклах-соперниках. И точно так же, как передние крылья быстро стали незаменимой особенностью дорожных спортивных мотоциклов, когда они появились в MotoGP, вполне вероятно, что задние спойлеры в конечном итоге будут введены на серийных моделях в будущем. Aprilia опубликовала патентную заявку, в которой описывается конструкция и назначение задней части ее гоночного велосипеда, но в которой также четко указывается, что та же идея может быть применена на дороге, заявляя, что идея «относится к «шоссейным» велосипедам», прежде чем объяснить, что практические преимущества действительно применимы к гонкам. Патент включает в себя ту же комбинацию заднего антикрыла и спойлера, которая впервые была замечена в 2022 году, и, хотя он только что был опубликован, документ был зарегистрирован в патентных органах примерно в то же время.
Идеи, предназначенные исключительно для конкуренции, редко становятся предметом патентов. Отчасти потому, что это означает иллюстрацию того, как именно работают идеи, и объяснение их преимуществ, что не идеально в условиях жесткой конкуренции. Ведь нет никакой гарантии, что патент будет принят, поэтому подача заявки может быть просто выдачей ваших секретов. Даже если патент будет принят, было бы неспортивно пытаться использовать патентное право, чтобы помешать соперникам использовать ту же идею в соревнованиях, и обилие задних спойлеров, появляющихся на конкурирующих мотоциклах, показывает, что Aprilia не пытается сделать ничего подобного. Имея это в виду, логично, что патентная заявка Aprilia призвана защитить свою идею в случае, если компания решит реализовать ту же идею на производственной модели. В то время как задние спойлеры никогда не изменят правила игры для серийных мотоциклов (даже в MotoGP их преимущества все еще поверхностны, поэтому задние крылья часто добавляются или удаляются в зависимости от конкретных трасс).
Патент Aprilia дает четкое объяснение того, чего именно добивается расположение заднего антикрыла. Система Aprilia немного сложнее, чем простое крыло, сочетающая в себе пару винглетов по бокам задней части мотоцикла со спойлером, установленным сверху. Хотя результат очень похож на задние антикрылья, используемые на гоночных автомобилях, чтобы помочь им с устойчивостью в поворотах на невероятной скорости. Создаваемая прижимная сила помогает удерживать заднее колесо на земле, особенно во время резкого торможения в конце прямой, когда гонщик наклоняется в поворотах, когда заднее колесо обычно разгружено или почти разгружено.
В документе говорится: «... Спойлер дает возможность создать аэродинамическое усилие на заднем колесе. Это усилие особенно эффективно при экстренном торможении, т.е. резком торможении, и предназначено для уменьшения отскока заднего колеса, улучшая сцепление велосипеда с дорогой и, таким образом, облегчая вход в поворот. Кроме того, большая нагрузка, создаваемая на заднюю часть велосипеда, полезна на прямых с неровностями, таких как спуск, где велосипед достигает скорости около 350 км/ч и имеет тенденцию терять сцепление с дорогой». Хотя Aprilia в настоящее время не соревнуется в WSBK - ее двигатель V-1099 объемом 4 куб. см слишком велик для текущих правил, и бренд еще не последовал примеру Ducati и не создал специальную омологационную версию объемом 999 куб. см, чтобы оставаться в пределах 1000-кубового лимита - ясно, что запатентованная конструкция заднего антикрыла, используемая на серийном мотоцикле, может дать ему преимущество перед конкурирующими производителями. Например, обновления Honda 2024 года для CBR1000RR-R SP включают изменения в винглетах, которые могут быть действительно полезны только на самом высоком уровне гонок. Патентная заявка Aprilia распространяется на случай, если она захочет внедрить аэродинамическое мышление в производство, и следует за патентом 2022 года, в котором описаны другие аэродинамические методы RS-GP.
Дорогой читатель спасибо что дочитал до этого момента поставь пожалуйста лайк и подпишись 😊