Историческое здание Большого театра - настоящий дворец, и неудивительно: ведь это театр императорский. Он обрёл свой нынешний облик после длительной реконструкции 2005 - 2011 годов: шесть долгих лет она длилась!
Её главной особенностью была полная аутентичность материалов: они изготовлялись по старинным технологиям, рисунки на стенах и плафонах, скульптуры и лепнина были воссозданы в мельчайших деталях - всё сделано так, как задумал и воплотил в жизнь Альберт Кавос.
11 марта 1853 здание Большого театра, построенное в 1825 Осипом Бове, сгорело почти дотла.
Кавос в 1856 восстанавливал его после пожара. Обрушение было очень сильное, но он использовал всё, что возможно было сохранить от здания Бове: фундаменты, колонны из песчаника, частично сохранились стены.
Фасад стал золотисто-песочным, колоннам возвращён утраченный за 200 лет первоначальный оттенок слоновой кости. В ниши фасада вернулись фигуры муз, разрушенные при бомбежке в 1941 - музы лирической поэзии Эрато и музы танца Терпсихоры:
Тогда, в 1941, взрывами был полностью уничтожен Главный вестибюль, сильно пострадала стена фасада, но, к счастью, колонны уцелели. Восстановленные фигуры муз сильно отличались от оригинальных, эпохи Альберта Кавоса: шла война и было не до исторической аутентичности.
Была проведена и реставрация квадриги Аполлона работы П.П. Клодта, украшающей фронтон. Её состояние было плачевным: 150 лет под открытым небом в любую погоду и непогоду.
Но давайте же подойдём к 12-му подъезду, поднимемся по ступеням, пройдём под знаменитыми колоннами и откроем двери...
Главный вестибюль Большого театра
Сейчас полностью восстановлен исторический облик вестибюля, как его задумал Альберт Кавос. А его главной идеей было создание скромного пространства в пастельных тонах, строгого по оформлению - в противовес роскошному оформлению парадных фойе и зрительного зала.
Всегда, входя в вестибюль Большого театра, вспоминаю фильм "Место встречи изменить нельзя", а точнее - тот его эпизод, когда Жеглов и Шарапов (В.Высоцкий и В.Конкин) приходят в Большой театр задерживать вора Петра Ручникова, которого играл незабвенный Евгений Евстигнеев.
Этот эпизод снимался как раз в вестибюле Большого театра и на его прекрасной парадной лестнице. Она ведёт нас наверх:
Великолепная парадная лестница из белого мрамора, украшенная алебастровыми вазами. По ней поднимаемся в нарядное Главное фойе.
Главное фойе
Это предмет особой гордости реставраторов, ему вернули облик середины 19 века:
Изменилось общее цветовое решение: преобладающим цветом стал пастельно-розовый. Были возвращены зеркала, создающие дополнительное пространство и дающие много света. Вечером его освещают три огромные хрустальные люстры.
Фойе имеет арочный свод: это наиболее крепкая конструкция для такой огромной площади потолка:
Свод абсолютно гладкий, но роспись в технике "гризайль" создаёт иллюзию объёма.
В Советское время это фойе называлось "Белым", потому что стены были чисто белые, без росписей. В Белом фойе стоит великолепный белый рояль немецкой фирмы C.Bechstein, сделанный специально для Большого театра, на нём играл сам Сергей Прокофьев:
Отсюда, из Главного фойе - вход в императорскую ложу. Эти двери всегда закрыты:
Ручки на дверях Царской ложи - одни из немногих сохранившихся с 19 века, оригинальных.
Над входом - красивый вензель с инициалами Николая II и Александры Фёдоровны:
Из Главного фойе - вход в Императорское фойе, которое состоит из двух помещений: Малого и Большого императорских фойе. Здесь император отдыхал и беседовал со своими гостями в антрактах спектакля.
Малое императорское фойе
Или Круглый зал. В плане он - квадратный, а потолок у него - в виде ротонды, круглый.
Особенность этого зала – прекрасная акустика. Самое тихое слово, произнесённое здесь, будет многократно усилено резонансом от стен и пола, особенно если встать по самому центру этого небольшого уютного зала. В тишине вы услышите все слова людей, разговаривающих даже шёпотом.
Легенда гласит, что такая акустика была разработана специально для Николая II, обладателя очень тихого голоса.
Большое императорское фойе
В него мы попадаем из Малого. В советское время оно называлось "Бетховенским залом" и здесь проводились камерные концерты.
К коронации Николая II стены фойе были обтянуты атласной тканью и украшены шёлковыми панно с вышивкой цветной шерстью в стиле Людовика XV. Всё это сейчас восстановлено. Стенам зала возвращён их позолоченный лепной декор, вензеля Николая II, а потолку - кессоны с розетками.
На дальней стене - две двери: левая ведёт в правительственную ложу. Через неё Сталин, большой любитель оперы, незаметно проходил в зал, чтобы послушать любимую арию, и так же незаметно удалялся. Правая дверь сделана для симметрии, она никуда не ведёт:
Экспозиционный и Хоровой залы
Здесь проводятся выставки, на которых представлены экспонаты музея Большого театра: костюмы к балетным и оперным спектаклям, старые афиши. Экспозиция меняется несколько раз в год.
Постоянно здесь находится гримировальный столик Фёдора Шаляпина:
Зрительный зал Исторической сцены
Зрительный зал - это не просто помещение, а целый музыкальный инструмент. Да-да, по замыслу А. Кавоса, зал представлял собой своего рода скрипку, в которой полы, стенные панели и потолок работают как деревянные деки инструмента, - для проведения звука.
Реставраторам удалось воссоздать эту легендарную акустику Большого театра.
За звук, как и в 19 веке, отвечает воздушная подушка под зрительным залом, залитая когда-то цементом при строительстве метро. Воссозданы стеновые панели из резонансной ели, которые в советское время почти полностью были замены фанерой.
Также работает на акустику и лепнина из папье-маше (вся позолоченная красота). Потолок сделан из дерева. Нет ни камня, ни металла. Единственный каменный декор зрительного зала - это двуглавый орёл над императорской ложей:
Про ложи читайте здесь.
Золотой декор зрительного зала
Лепной декор лож и ярусов (арабески) был создан в 1856, когда здание восстанавливалось после пожара. Папье-маше имеет целлюлозную основу и обеспечивает хорошее звукоотражение, это одна из тайн уникальной акустики Большого театра.
Позолоченное убранство зрительного зала - это 893 квадратных метра!
Потребовалось 4,5 кг золота: 2812 книжечек сусального золота 960-й пробы. Толщина золотого листка - 0,12 микрометров, малейшее дуновение ветерка уносит его, как пушинку.
Лепной декор из папье-маше золотили вручную, старинным методом "золото на полимент" (полимент - это специальный грунт ручной работы из красной глины и белка). Это одна из самых дорогих и сложных техник золочения (она также называется "русской"), требующая огромного терпения и опыта. Она была практически утрачена и мастеров, владеющих ею, искали по всей стране.
При золочении больших гладких поверхностей золото накладывается из книжечки целыми листами. При золочении поверхности рельефной его "выдувают" из книжечки на специальную замшевую подушку и разрезают специальным золотарным ножом.
Сусальное золото нельзя трогать пальцами: оно к ним прилипает. Для этого есть специальный инструмент - "лампемзель", веерообразная беличья кисть. Золото берут на лампемзель и переносят на то место, где должна быть позолота (предварительно туда наносится полимент).
Полировку золота до яркого блеска производят спустя 2-3 часа после золочения специальным инструментом, "зубком". Это отшлифованный камень — агат или сердолик — вставленный в металлическую трубку и для удобства пользования закрепленный в специальной рукоятке размером с карандаш. Раньше золото полировали медвежьим, кабаньим или волчьим клыком, поэтому классическая форма зубка напоминает клык. При полировке, плавно надавливая на агатовую лопаточку, выравнивают мелкие дефекты на сусальном золоте.
Ну, и конечно же, люстра... Самая красивая в мире. Ей 160 лет. Чтобы рассмотреть её вблизи, нужно подняться в антракте на 4 ярус:
Про люстру читайте здесь.
А вот кусочек люстры крупным планом - хорошо видны рожки, из которых раньше в лампы подавался газ (а сейчас по этим трубочкам проходят электрические провода):
А на сцене идёт репетиция...
Плафон "Аполлон и музы"
Живописное полотно для плафона зрительного зала было выполнено в 1850-х мастерами академической школы под руководством Алексея Титова. Это живопись на холсте. По замыслу Кавоса, она написана в стиле великих итальянцев Тинторетто и Тьеполо, которые расписывали потолки лучших дворцов Европы.
За 150 лет живописный холст, наклеенный на деревянную акустическую деку, пришёл в плачевное состояние из-за копоти свечей, влажности и перепадов температуры (было оставлено отверстие в потолке - для вентиляции).
Он реставрировался не менее 6 раз и мог и вовсе исчезнуть, когда в 1940 году его решили заменить. Но началась война и новый проект не был реализован, исторический плафон остался таким, каким он был при Кавосе.
Во время реставрации была проведена полная очистка от старых слоев клея и шпаклёвки, заделаны швы между щитами, на которые наклеено живописное полотно, устранены его прорывы, укреплён красочный слой. Живопись плафона была покрыта несколькими слоями лака с добавлением воска.
Современные мастера под руководством Михаила Чистякова дали замыслу Кавоса вторую жизнь. Работа длилась почти год, сантиметр за сантиметром художники восстанавливали живописное полотно.
И сегодня на плафоне вокруг великолепной люстры, как и прежде, бог-покровитель искусств Аполлон, играющий на золотой кифаре. Его окружают девять муз:
- муза эпической поэзии Каллиопа (с флейтой),
- муза лирики и музыки Эвтерпа (с книгой и флейтой),
- муза любовных песен Эрато (с лирой),
- муза трагедии Мельпомена (с мечом),
- муза комедии Талия (с маской),
- муза танцев Терпсихора (с бубном),
- муза истории Клио (с папирусом),
- муза астрономии Урания (с глобусом),
- и безымянная муза живописи (с палитрой и кистью в руках), которую Алексей Титов придумал и изобразил вместо Полигимнии, музы священных гимнов.
Занавес
Занавес с надписью "Россия" создан по эскизам Фёдора Федоровского начала 1950-х. Для него был соткан гобелен с золотой нитью на подкладке из штофа в несколько слоёв - опять же, для акустики. Каждая нить соединяется с металлической фольгой, имеющей золотое покрытие. Это создает эффект объёма и придаёт залу очень торжественный и нарядный вид.
Ткань занавеса похожа на натуральный шёлк, но на самом деле это современный негорючий материал.
Арлекин – неопускаемый занавес над сценой – также изготовлен по эскизу Ф.Федоровского. Место герба СССР заняла лира. На смену флагам пришли трубы, исполняющие мелодию "Славься!" М. Глинки, нотный текст которой также представлен на арлекине.
Бетховенский зал-трансформер
Бетховенский зал - новое многофункциональное пространство со специальным механическим оборудованием и прекрасной акустикой. Концертно-репетиционный зал на 330 мест.
Состоит из трёх мобильных платформ, которые опускаются и поднимаются, и из них может складываться амфитеатр с рядами кресел или концертный зал с ровным полом - для торжественных приёмов и балов.
Кресла собраны в 16 специальных капсул, которые одним нажатием кнопки за считанные минуты перед концертом превращаются в ряды кресел.
Стены и потолок декорированы в едином стиле с остальными залами театра. Элементы их отделки имитируют состаренный мрамор.
Наборный паркет Бетховенского зала повторяет рисунок мраморного пола в фойе:
А эти кресла - оригинальные, сохранившиеся с середины 19 века - раньше они стояли в партере. По их образцу выполнены новые кресла партера, а эти чудом сохранившиеся оригинальные кресла теперь стоят здесь.
Бетховенский зал полностью находится под землёй, под Театральной площадью, между фонтаном и вестибюлем театра. Буквально за стеной Бетховенского зала проходит линия метро. Но здесь прекрасная звукоизоляция.
____________________________
А о том, как купить билеты в Большой театр и выбрать хорошие места в зрительном зале, читайте здесь.