Юридическая защита представителей бизнеса от включения в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) на сегодняшний день представляет большой интерес, в том числе по той причине, что объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства за девять месяцев 2023 года достиг рекордных 3,8 трлн рублей. Об особенностях защиты поставщиков на тендерном рынке рассказывает руководитель юридического центра «Дело чести» Гамлет Мелкумян.
Данное обстоятельство, безусловно, мотивирует как опытных участников торгов, так и новичков в этом направлении, сохранить для себя возможность участия в торгах в целях обеспечения финансовой устойчивости и наличия на систематической основе потенциальных платежеспособных заказчиков.
Вместе с тем, для предпринимателей является общеизвестным фактом то обстоятельство, что, например, непоставленный товар или некачественно выполненные работы в рамках той или иной конкурентной процедуры, включая запрос котировок в электронной форме, электронный аукцион, а также конкурс, грозит для последнего включением в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) на определенный срок, что в свою очередь в большинстве случаев «блокирует» его доступ к торгам.
Так что же из себя представляет реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков), сколько их существует, кто его ведёт и как минимизировать риски включения сведений о Вашей компании в него? Давайте разбираться вместе.
Во-первых, важно заметить, что подобные реестры предусмотрены сразу тремя нормативно-правовыми актами, регулирующими проведение торгов, а именно Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 года № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».
Согласно перечисленным законодательным актам основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) является уклонение от подписания договора (контракта), а также его расторжение заказчиком в одностороннем либо судебном порядке в случае нарушения их существенных условий победителем закупки.
Дополнительно заслуживают внимания положения законодательства о контрактной системе (Федерального закона № 44-ФЗ), согласно которым в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) также может быть включена информация о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), которые самостоятельно в одностороннем порядке прекратили возникшие гражданско-правовые отношения.
Во-вторых, если в рамках государственных и муниципальных закупок соответствующие правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) утверждены Постановлением Правительства РФ № 1078 от 31.10.2022, то в остальных случаях утверждены государственным органом, уполномоченным на их ведение, а именно приказами ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 и 26.12.2018 № 1871/18, однако в общей совокупности все они сводятся к тому, что предприниматель в рамках заседания соответствующей комиссии антимонопольного органа обязан предоставить доказательства отсутствия умысла в уклонении от подписания договора (контракта) либо пренебрежительного отношения к своим обязательствам в рамках его исполнения.
В случае отсутствия доказательств добросовестности компании, в отношении которой проводится проверка, информация о ней подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) сроком на 2 года в рамках Федерального закона № 44-ФЗ и Федерального закона № 223-ФЗ, а в рамках Постановления Правительства РФ № 615 сроком на 3 года.
В заключение в данной части важно акцентировать внимание уважаемых читателей на малоизвестном для многих факте: по общему правилу, если Ваша компания включения в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков), например, в рамках договора, который заключен согласно Постановлению Правительства РФ № 615, то это не ограничивает Вас в возможности участия в торгах, проводимых согласно Федеральному закону № 44-ФЗ.
Наш юридический центр в период с октября 2022 по декабрь 2023 года защитил от включения в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) существенное количество представителей бизнеса в различных регионах Российской Федерации, которые были признаны уклонившимся от заключения договора (контракта) либо с которыми он был расторгнут в одностороннем порядке. В процентном соотношении юрист Мелкумян Гамлет выиграл более 70% дел.
Анализ вынесенных различными территориальными органами ФАС России решений позвонил разработать соответствующие рекомендации как вести себя бизнесмену в случае угрозы включения в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков), которые размещены на нашем сайте.
Большинство предпринимателей при уклонении от подписания договора (контракта), а в также в период его исполнения и расторжения в одностороннем порядке заказчиком предпочитают бездействовать либо формально подходят к своим обязанностям, что существенно снижает шансы на успешную защиту их интересов.
Как показывает практика, лишь получение уведомления о назначении даты и времени Комиссии антимонопольного органа мотивирует предпринимателей предпринять хоть какие-то меры для того, чтобы доказать свою добросовестность, однако бездействие до получения соответствующих материалов органом контроля создает у последнего обоснованные сомнения на предмет ответственного подхода к исполнению своих обязанностей субъектом предпринимательства.
Кроме того, многие ошибочно полагают, что их банальные ссылки, в том числе на устные переговоры с заказчиком, поломку компьютера, дефицит товара, отсутствие стройматериалов и на другие обстоятельства гарантируют успешный исход рассмотрения дела.
Вместе с тем ключевым фактором сохранения права на участие в госзакупках является принятие всевозможных мер по созданию и сбору соответствующей доказательной базы, основанной исключительно на положениях действующего законодательства, в связи с чем необходимо обладать исчерпывающей нормативно-правовой базой либо своевременно прибегать к помощи узкопрофильного и квалифицированного юриста.
Для сведения:
Приказ ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Приказ ФАС России от 26.12.2018 N 1871/18 «Об утверждении методических рекомендаций по ведению реестра недобросовестных подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах».