Найти тему
ИА Новости России

Защита на тендерном рынке: большинство предпринимателей предпочитают бездействовать

Юридическая защита представителей бизнеса от включения в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) на сегодняшний день представляет большой интерес, в том числе по той причине, что объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства за девять месяцев 2023 года достиг рекордных 3,8 трлн рублей. Об особенностях защиты поставщиков на тендерном рынке рассказывает руководитель юридического центра «Дело чести» Гамлет Мелкумян.

На фото: Гамлет Мелкумян
На фото: Гамлет Мелкумян

Данное обстоятельство, безусловно, мотивирует как опытных участников торгов, так и новичков в этом направлении, сохранить для себя возможность участия в торгах в целях обеспечения финансовой устойчивости и наличия на систематической основе потенциальных платежеспособных заказчиков.
Вместе с тем, для предпринимателей является общеизвестным фактом то обстоятельство, что, например, непоставленный товар или некачественно выполненные работы в рамках той или иной конкурентной процедуры, включая запрос котировок в электронной форме, электронный аукцион, а также конкурс, грозит для последнего включением в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) на определенный срок, что в свою очередь в большинстве случаев «блокирует» его доступ к торгам.

Так что же из себя представляет реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков), сколько их существует, кто его ведёт и как минимизировать риски включения сведений о Вашей компании в него? Давайте разбираться вместе.

Во-первых, важно заметить, что подобные реестры предусмотрены сразу тремя нормативно-правовыми актами, регулирующими проведение торгов, а именно Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 года № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

Согласно перечисленным законодательным актам
основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) является уклонение от подписания договора (контракта), а также его расторжение заказчиком в одностороннем либо судебном порядке в случае нарушения их существенных условий победителем закупки.

Дополнительно заслуживают внимания положения законодательства о контрактной системе (Федерального закона № 44-ФЗ), согласно которым в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) также может быть включена информация о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), которые самостоятельно в одностороннем порядке прекратили возникшие гражданско-правовые отношения.

Во-вторых, если в рамках государственных и муниципальных закупок соответствующие правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) утверждены Постановлением Правительства РФ № 1078 от 31.10.2022, то в остальных случаях утверждены государственным органом, уполномоченным на их ведение, а именно приказами ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 и 26.12.2018 № 1871/18, однако в общей совокупности все они сводятся к тому, что предприниматель в рамках заседания соответствующей комиссии антимонопольного органа обязан предоставить доказательства отсутствия умысла в уклонении от подписания договора (контракта) либо пренебрежительного отношения к своим обязательствам в рамках его исполнения.

В случае отсутствия доказательств добросовестности компании, в отношении которой проводится проверка, информация о ней
подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) сроком на 2 года в рамках Федерального закона № 44-ФЗ и Федерального закона № 223-ФЗ, а в рамках Постановления Правительства РФ № 615 сроком на 3 года.

В заключение в данной части важно акцентировать внимание уважаемых читателей на малоизвестном для многих факте: по общему правилу, если Ваша компания включения в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков), например, в рамках договора, который заключен согласно Постановлению Правительства РФ № 615, то это не ограничивает Вас в возможности участия в торгах, проводимых согласно Федеральному закону № 44-ФЗ.

Наш юридический центр в период с октября 2022 по декабрь 2023 года защитил от включения в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) существенное количество представителей бизнеса в различных регионах Российской Федерации, которые были признаны уклонившимся от заключения договора (контракта) либо с которыми он был расторгнут в одностороннем порядке. В процентном соотношении юрист Мелкумян Гамлет выиграл более 70% дел.

Анализ вынесенных различными территориальными органами ФАС России решений позвонил разработать соответствующие рекомендации как вести себя бизнесмену в случае угрозы включения в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков), которые размещены на нашем сайте.

Большинство предпринимателей при уклонении от подписания договора (контракта), а в также в период его исполнения и расторжения в одностороннем порядке заказчиком предпочитают бездействовать либо формально подходят к своим обязанностям, что существенно снижает шансы на успешную защиту их интересов.

Как показывает практика, лишь получение уведомления о назначении даты и времени Комиссии антимонопольного органа мотивирует предпринимателей предпринять хоть какие-то меры для того, чтобы доказать свою добросовестность, однако бездействие до получения соответствующих материалов органом контроля создает у последнего обоснованные сомнения на предмет ответственного подхода к исполнению своих обязанностей субъектом предпринимательства.

Кроме того, многие ошибочно полагают, что их банальные ссылки, в том числе на устные переговоры с заказчиком, поломку компьютера, дефицит товара, отсутствие стройматериалов и на другие обстоятельства гарантируют успешный исход рассмотрения дела.

Вместе с тем ключевым фактором сохранения права на участие в госзакупках является принятие всевозможных мер по созданию и сбору соответствующей доказательной базы, основанной исключительно на положениях действующего законодательства, в связи с чем необходимо обладать исчерпывающей нормативно-правовой базой либо своевременно прибегать к помощи узкопрофильного и квалифицированного юриста.

Для сведения:
Приказ ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Приказ ФАС России от 26.12.2018 N 1871/18 «Об утверждении методических рекомендаций по ведению реестра недобросовестных подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах».