Период Кофун отличается массовым возведением могильных курганов для захоронения знати. Появился новый вид керамики - терракота, и распространились ключевые для Японии религии: шинтоизм, буддизм и конфуцианство.
Эпоха охватывает промежуток времени примерно с 300 г. по 700 г.
Курганы
Эпоха Кофун, что в переводе означает “старинный курган”, названа так из-за многочисленных курганов, которые строились в этот период и служили местом захоронения высокопоставленных людей и их имущества.
В ходе археологических раскопок курганов периода Кофун учёными были найдены деревянные гробы в окружении различных ценных предметов – от бронзовых зеркал до железных доспехов и искусно выкованных мечей.
Форма курганов в период Кофун делится на простую и сложную.
- Простая - представляет собой земляную насыпь круглой или квадратной формы;
- Сложная форма - это курганы, которые сочетают в себе обе эти формы, например круг-круг, квадрат-квадрат или квадрат-круг.
Всего на японском архипелаге было найдено более 10 тысяч различных курганов эпохи Кофун.
Классическим и наиболее часто встречающимся курганом этого периода считается тип “замочная скважина”, название которого происходит от его схожести с замком.
Одним из самых известных курганов в форме замочной скважины считается захоронение императора Нинтоку, построенный в V веке. Лишь благодаря аэрофотосъёмке учёные смогли оценить его истинные размеры, поскольку с величины человеческого роста курган больше напоминает обычный парк.
Учёные полагают, что размеры курганов и количество уровней, которые ведут от основания к вершине холма, указывают на статус захороненного человека. Курганы ниже третьего уровня принадлежат местной знати, а выше второго - императорской семье. Например, курган императора Нинтоку состоит из семи уровней.
Для жителей периода Кофун курганы в Японии играли такую же священную роль, как и, египетские пирамиды в Египте. Они использовались для перехода между миром живых и мёртвых.
Курганы в период Кофун выполняли ту же религиозную функцию, что и египетские пирамиды в Древнем Египте. Как и египтяне, жители Японских островов использовали курганы как портал между живым и загробным миром.
Захоронение в курганах состоял из двух этапов:
- Временное захоронение (могари). После кончины высокопоставленного лица, такого как правитель, строилось специальное помещение (могари но мия), куда на время помещались останки покойного. Этот процесс занимал несколько лет, пока строилось постоянное место захоронения - курган. В это время в могари но мия проводились церемонии, цель которых - умиротворение души покойного и передача магической силы от умершего к его преемнику.
- Постоянное захоронение в кургане. С усилением китайского влияния на Японию, процесс погребения стал более регламентированным и единообразным. Начиная с VI века, умершим правителям, как и в Китае, начали присваивать посмертные имена. Вскоре жители Японии стали использовать в ритуальных церемониях китайские образцы гробов и запретили проведение временного захоронения (могари).
Керамика
Ещё одним примечательным предметом периода кофун были терракотовые ритуальные фигуры ханива (можно перевести с японского как «глиняные круги») в форме цилиндра с глиняным кольцом в основании.
Изначально терракотовые статуи ханива ставились на вершинах могил древних японских монархов и знати. Но со временем статуи стали ставить и за пределами захоронений, вероятнее всего, в качестве обозначения границ могильника.
Фигуры ханива создавались полыми, а вместо рта и глаз — отверстия. Учёные предполагают, что эти отверстия делались для выхода горячего воздуха из полости фигуры при обжиге, что помогало предотвратить деформацию изделия.
Многие статуэтки сделаны с удивительной реалистичностью: они часто выглядят как танцующие и поющие люди. Сохранившиеся следы краски красного и белого цвета на фигурках дают возможность предположить, что после обжига местные мастера украшали статуэтки разнообразными узорами.
Также помимо фигур людей, археологи обнаружили скульптуры различных зданий и фигурки животных.
В японской летописи “Нихон секи” описывается древний ритуал, в котором близкие к императору люди, еще будучи живыми, сопровождали правителя в загробный мир после его смерти.
Но во время правления императора Суйнина, когда скончался его дядя, вся свита покойного была похоронена живьём вместе с дядей в соответствии с древней традицией.
Мучительные крики умирающих слуг слышались в окрестностях ещё несколько дней. Императору Суйнину крайне не понравилось это, и когда умерла его жена, он приказал изготовить глиняные копии её слуг и захоронить с ней эти фигурки вместо реальных людей.
Никаких археологических свидетельств этой истории не было найдено, поэтому учёные ставят под сомнение достоверность этой истории и само существование императора Суйнина.
Религия
Ключевой религией в период Кофун считается шинтоизм - древняя японская вера, основанная на поклонении духам природы и предкам.
Однако, в тот же период, на территории Японии широко распространился и буддизм с конфуцианством. Первый из них был привезен из Китая и обрёл популярность среди знати и правящей элиты. Второй же оказал влияние на образование и общественные нормы морали.
В число погребальных предметов входили короны, бронзовые зеркала, металлическое оружие, инструменты и различные украшения.
Как и в предшествующие эпохи культовые обряды продолжали играть важную роль в жизни людей. Они проводились для почитания духов, предков и богов, а также для обрядов связанных с рождением, браком и смертью.
Период Кофун также отмечен появлением централизованной власти и зарождением первых японских государств, таких как Ямато и Кая, которые устанавливали свое господство над другими территориями.