Найти тему
Дарья Марми

Пьер Корнель «Сид», или я снова анализирую произведения

Я уже писала о том, что влюбляюсь понемногу в драматическую литературу, постепенно прощупывая почву. Так, хочу поделиться с вами анализом стратегий поведения главных героев трагикомедии Пьера Корнеля. Естественно, что всё изложенное в тексте, может являться спойлером. Поэтому, кто их не боится, тоже может ознакомиться с моим эссе, написанном на втором курсе.

Трагикомедия «Сид» Пьера Корнеля интересна не только своим исключительным жанром, выделяющимся из рамок классицизма, являющимся попыткой компромисса между неправильной барочной пьесой и строгими рамками присущего для того времени литературного направления, но и своим сюжетом со всеми его противоречиями.

Так, в течение всех действий представленного произведения чувствуется его основной конфликт – конфликт между чувством и долгом, который приходится претерпевать почти всем героям. Но, помимо этого интересно наблюдать и за стратегиями поведения Родриго и Химены, оказавшихся практически в одинаковой ситуации.

Родриго, убив отца своей возлюбленной, чтобы восстановить честь своего родителя, оказывается в трудном положении. С одной стороны – Химена, которая, по его мнению, будет его презирать и не согласится стать его женой, с другой – восстановленное посредством поединка со смертельным исходом второго оппонента имя отца. Герой в замешательстве, но его дальнейшие действия доказывают искреннюю и настоящую любовь к своей невесте. Он, молодой парень, влюблённый в Химену, будто ребёнок, сразу видит лишь один путь решения проблемы. Родриго решается на смерть и желает, чтобы рукой, совершившей это наказание, была рука его возлюбленной. Он приходит к ней после случившегося и открыто обо всём говорит. Для героя нет хуже исхода, «чем жить, казнимому» её неприязнью, поэтому Родриго даже готов вручить ей свой клинок. Но во время этой сцены четвёртого явления третьего действия выясняется, что Химена не может даже найти эту неприязнь в своей душе, ведь девушка по-прежнему его любит.

Что же касается героини, то её действия после гибели отца отличаются. Девушка сразу становится нацеленной на месть и тщательно скрывает свою любовь к Родриго в то время, когда он в этом плане достаточно открыт. Химена с первых же минут начинает сражаться за справедливость, требует суда над убийцей отца. Но, когда к ней лично приходит Родриго, чувство долга проигрывает на какое-то время и уходит на второй план. Девушка заявляет:

«Я обвинитель твой, но я не твой палач.

<…>

Я казни требую, убийцу я виню,

Но я с тобой сужусь, а не сама казню».

Так, наблюдая за стратегиями их поведения можно увидеть главное отличие – Химена берёт на себя будто роль нападающего, активно идущего в атаку, а Родриго, наоборот, сразу складывает своё оружие и сдаётся.

В конце пьесы девушка немного усмиряет свой пыл, а молодой человек готов идти в бой и сражаться за свою невесту в любых войнах, чтобы для Химены стало честью выйти за него замуж. Ей же остаётся ждать и надеяться, что время залечит рану, а её любовь заиграет новыми красками.

Хочется сказать, что любому, кто так или иначе увлекается литературой, советую ознакомиться с этой трагикомедией. Её текст построен так просто, что читать – одно удовольствие, вдобавок к чему она не может оставить равнодушным, имея такой интересный сюжет с человеческими конфликтами, завязанными на долге и чувстве, которые можно наблюдать среди людей и в настоящее время.